?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Храм-мазолей Волконских в усадьбе Суханово - шедевр московского ампира, возведенный в 1813 г. по проекту Доменико Жилярди, принято считать сохранившимся памятником. Спорить с этим трудно. однако мало кто знает, что из него вынули душу. Перед нами - пустая, искаженная перестройкой 1934 г. оболочка. Искаженная изощренным образом - с соблюдением внешнего благообразия.


Фото нач. ХХ в.


Фото толькоштошнее.

Ансамбль храма-мавзолея возник в Суханове волей княгини Екатерины Алексеевны Волконской (урожденной Мельгуновой), пожелавшей увековечить память погибшего на войне 1812 г. мужа - Дмитрия Петровича, а также устроить в усадьбе фамильную усыпальницу с храмом и богоугодным заведением. Классик московского ампира Доменико Жилярди спроектировал уникальный ансамбль, проникнутый романтически обостренным мемориально-траурным настроением.




Центральным его звеном стал ротондальный храм, освященный в честь небесного покровителя отошедшего в мир иной князя - Димитрия Ростовского. Под храмом располагался семейный склеп, где впоследствии упокоились, кроме Дмитрия Петровича, сама Екатерина Алексеевна и последующие владельцы усадьбы - еще один Дмитрий Петрович Волконский с супругой Марией Петровной, урожденной Кикиной.





Храм-мавзолей был неоштукатуренным, на фоне краснокирпичных стен контрастно выделялись белоснежные лепные детали и портик. По бокам лестницы в 1827 г. были установлены стильные чугунные треножники с ампирными масками, что еще более усилило мемориальный характер комплекса. Рискну предположить, что они могли быть спроектированы В.П.Стасовым, который в то же время спроектировал для Суханова обелиск в память Александра I и войны 1812 года.



По сторонам храма-мавзолея были выстроены два скромных одноэтажных флигеля, в которых расположились богадельни для ветеранов Отечественной войны. Дуговыми колоннадами они соединялись с колокольней, находившейся с восточной стороны храма.



После революции Суханово постигла судьба большинства русских усадеб. Главный дом был разграблен и сожжен. В 1930-е в усадьбе расположился дом отдыха архитекторов, и вот тогда племя преобразователей добралось до жилярдиевского ансамбля. Останки Волконских из склепа выкинули, уничтожили иконостас (тоже, между прочим, работа Жилярди) и чугунные жертвенники, сбили с фасадов лепнину - ангелов, венки и гирлянды, а стены оштукатурили и выкрасили в желтый цвет. Колоннаду и верх колокольни сломали. В алтаре устроили проход на кухню, расположившуюся в бывшей колокольне. Флигели надстроили вторым этажом, дополнили портиками и соединили с храмом галереями. В таком окружении бывшая доминанта комплекса потерялась, а все вместе стало подобием усадебного дома.
В интерьере при этом остаась лепная отделка, колонны и кессонированный купол.







Но самое грустное в том, что в храме-мавзолее расположился пищеблок дома отдыха, преспокойно занимающий его до сих пор!


Вид с северо-востока. Слева - утонувший в пристройках нижний ярус колокольни

В советскую литературу сооружение вошло просто как мавзолей. Таким образом сознательно уничтожалась память о его сакральной сущности. Но даже если абстрагироваться от нее... Даже если абстрагироваться от того, что это реальный мавзолей - допустим, если бы перед нами был лишь кенотаф, как, например, мавзолей "Супругу-благодетелю" в Павловске - может ли культурный человек без содрогания представить себе перестройку павловского мавзолея под пищеблок? Увы, это содрогательно только тогда, когда происходит у тебя на глазах. Потом - уже как данность. К сожалению, мы можем видеть сухановский ансамбль в подлинном виде только на плоских черно-белых фото, а в цвете и трех измерениях мы видим то, что видим.

Какой же всё-таки позор - обедать и заседать в храме на могилах тех, кто создал всё то имущество (то бишь усадьбу), которым пользуешься!
Понятное дело, мало кто об этом задумывается. Но - это симптоматично для нашего общества иванов, не помнящих родства и не имеющих ничего святого.


Comments

( 31 comments — Leave a comment )
russiske_vinter
Mar. 31st, 2009 06:08 pm (UTC)
Спасибо, отличная статья!
Действительно мерзко от того, во что большевики превратили большинство усадеб. Да и в целом, послереволюционная эпоха (может быть разве что кроме сталинской эпохи) - эпоха смерти архитектурного облика европейской России, да и в целом - смерть культуры.
av_otus
Mar. 31st, 2009 06:10 pm (UTC)
Честно говоря, это не статья, а просто экспромт по горячим следам. Уж больно зацепило. Вообще, можно и опубликовать будет.
v_andreev
Mar. 31st, 2009 06:09 pm (UTC)
"в советскую литературу сооружение вошло просто как мавзолей" - а вот это несколько странно, ведь мавзолей у нас один. был
av_otus
Mar. 31st, 2009 06:18 pm (UTC)
Он и в "Памятниках архитектуры Московской области" так идет, в издании 2000 г. Традиция укоренилась. Просто для советского человека в силу того, что, как верно тобой замечено, мавзолей настоящий был один, остальные - пустым звуком. Плюс удобный момент замаскировать, что это церковь. Все-таки могила, гробница воспринималась тогда не так неприязненно, как культовая постройка.
Я помню, что меня сильно в свое время удивило, что мавзолеи в Суханове, Отраде, Николо-Погорелом, Архангельском - это все храмы со склепами внизу.
Кстати, об Архангельском: там ведь оно вообще называется так - Колоннада.
v_andreev
Mar. 31st, 2009 06:24 pm (UTC)
спасибо.
про Архангельское можно дополнить - "колоннада, где снимают свадьбы", не дай Бог туда в "свадебный" день попасть
alik2005
Apr. 11th, 2009 06:43 pm (UTC)
А та, что в Архангельском, успела принять погребённых? Строилась-то перед самой революцией?
av_otus
Apr. 12th, 2009 07:29 pm (UTC)
Не только не приняла погребенных, но и освящена не была. Не успели.
kucheryavchik
Mar. 31st, 2009 06:17 pm (UTC)
спасибо, отличный материал.
alexjourba
Mar. 31st, 2009 06:26 pm (UTC)
Очень интересно, первоначальный вид мемориала - конечно, шедевр.
Я там был, видел мавзолей - но не знал что внутри пищеблок.
А вот, вроде-бы взять да восстановить...с колоннадой, как было..
Когда-нибудь, когда будет в Москве цивилизованный въездной туризм - может и сделают. Лет через 50.
av4
Mar. 31st, 2009 07:13 pm (UTC)
Самое вопиющее, что для восстановления шедевра вроде бы есть все возможности. Ведь Суханово до сих пор - официальный и главный дом отдыха Союза архитектторов России, организации не самой бедной, сирой и убогой. Эти самые архитекторы еще вчера, до кризиса деньги лопатами гребли. И это вопрос совести и профессиональной цеховой городости что ли. Сделать свой дом отдыха визитной карточкой, образцом того, как надо использовать наследие и т.д. Мавзолей - не грандиозный дворец, требующий закопать миллиарды, там все гораздо скромнее по масштабам, и тем не менее. Никто из лидеров нынешней архитектуры, даже те, кто на словах уважает классику и памятники, ни разу не озаботился судьбой Суханова и ничего не предпринял для ее улучшения. Половина всей элиты, и архитектурной, и искусствоведческой, провела в Суханове на отдыхе немало лучших дней жизни, они об этом любят вспоминать. Сейчас Суханово разваливается и деградирует на глазах, а господам зодчим вероятно совсем и не стыдно.
alexjourba
Mar. 31st, 2009 08:29 pm (UTC)
>>>> И это вопрос совести и профессиональной цеховой городости что ли. Сделать свой дом отдыха визитной карточкой, образцом того, как надо использовать наследие и т.д. Мавзолей - не грандиозный дворец, требующий закопать миллиарды, там все гораздо скромнее по масштабам, и тем не менее.

На 100% согласен, тут вот уже стыдно, честно говоря.
aromus
Mar. 31st, 2009 07:19 pm (UTC)
К сведению, сейчас в самой ротонде не обедают. А в советское время- да, ели. Что и говорить, сам грешен. Но сейчас столы из ротонды убрали, сами же видите!
av4
Mar. 31st, 2009 07:53 pm (UTC)
Да, в самом зале сейчас не обедают, но столы рядом стоят, в пристройках. Да и весь дух захудалого совкового общепита там по-прежнему господствует. За почти двадцать постсоветских лет можно было бы перевести пищеблок в другое место, только никому и дела нет. До сих пор мавзолей в администрации д/о называют Корпус №2, и не сразу поняли, что мы имеем в виду под мавзолеем.
dinya_ss
Apr. 1st, 2009 06:00 am (UTC)
Столы в ротонде стоят. На фотографиях видны.
Видимо там особо торжественные банкеты накрывают.
av_otus
Apr. 1st, 2009 08:04 am (UTC)
Да, столы банкетные.
aromus
Apr. 1st, 2009 09:27 am (UTC)
по-моему, это скамьи
av4
Apr. 1st, 2009 09:34 am (UTC)
Не, столы, они высокие.
av_otus
Apr. 1st, 2009 09:37 am (UTC)
Это именно столы, накрытые синими скатертями.
dinya_ss
Apr. 1st, 2009 09:39 am (UTC)
Поверь, это столы.
zapakovsky
Apr. 1st, 2009 02:03 pm (UTC)
столы-столы, стопудово
znak_ri
Mar. 31st, 2009 07:30 pm (UTC)
спасибо, от души написано
albokarev
Mar. 31st, 2009 09:12 pm (UTC)
Единственное что - Суханово отдали Союзу Архитекторов в 1935 году. К тому времени усадьбе уже сильно досталось от прежних "хозяев" - Школы крестьянской молодёжи и детдома. Главный дом выгорел, многие постройки проданы на кирпич, что-то просто поломано и погромлено.
В 1930-х - на общем фоне - пребывание в усадьбе архитекторского Дома отдыха на судьбе Суханово сказалось положительно. Тогда и дом выгоревший отремонтировали (а могли снести), и усыпальницу Волконских не разломали, а приспособили. "С соблюдением внешнего благообразия".
Хотя, конечно, то что за прошедшие потом десятилетия никому не пришло в голову восстановить усыпальницу в первоначальном виде - это показательно, тут не поспоришь.
av_otus
Mar. 31st, 2009 09:18 pm (UTC)
Так вот о том-то и речь, что на дворе 2009-й, уж можно было бы.
boris_yakemenko
May. 2nd, 2010 10:03 pm (UTC)
Школы крестьянской молодежи в Суханово не было - она называлась "Школа второй ступени с интернатом". Главный дом никогда не горел - горел один из флигелей в 1922 г. и тогда же силами школьников был восстановлен. Проект восстановления усыпальницы был сделан архитектором Л.Н.Маковским в середине 1990-х, но это очень затратно.
sherryvolpin
Apr. 1st, 2009 08:37 am (UTC)
И "на дворе 2009, и уж можно было бы" ...и воз останется там еще долго.
Все так.

Тем ценнее АДЕКВАТНЫЙ материал: внятный и лаконичный по тексту и точный по изобразительному ряду. Если есть шанс публикации - пожалуйста, публикуйте. Есть есть возможность, сделайте хотя бы самую общую подборку судеб усыпальниц хотя бы самых известных типа Архангельского, Суханова, приходит на ум (извините, если не к месту)голицинская больница в Москве
Конечно, мавзолеев - как иначе? "гробница Мавсола - царя Карии" (словарь Фасмера, т.2, стр 554). Кстати, не стене домовой церкви БКД - изображение мавзолея (если не ошибаюсь, фреска 15 века), очень похожего на щусевский, о чем архитектор, видимо, прекрасно знал).

Хотелось бы расширить охват аудитории - чтобы публикации появлялись не в специализированном издании, даже не культурологически-гуманитарного профиля а серией КРАТКИХ подборок в наиболее массовых изданиях (да хоть газетном формате - не в Культуре, а, к примеру, в Коммерсанте). Капля должна точить камень.
У автора поста по Суханову это получается без лишней воды, эмоциональных коннотаций и с внятными иллюстрациями.
Спасибо.
Извините за длину комментария и непрофессионализм.
sergeylarin
Apr. 1st, 2009 08:40 am (UTC)
не знал,спасибо
sergius_caesar
Apr. 1st, 2009 03:44 pm (UTC)
А вот интересно - интерьеры мавзолея как-то зафиксированы? И вообще - известно, что было внутри? Надгробия, статуи? Не говоря уже о том, куда это делось...?
boris_yakemenko
May. 2nd, 2010 10:05 pm (UTC)
Фото (ужасного качества) интерьера мавзолея есть в сборнике "Русская усадьба" (1927 г.), посвященном памяти В.Згуры.
sergius_caesar
May. 3rd, 2010 07:58 pm (UTC)
Спасибо! Надо будет поглядеть при случае. Ибо интригует...
alik2005
Apr. 3rd, 2010 02:12 pm (UTC)
Я прошу прощения, а сейчас считается достоверным, что Жилярди? Вот у Белецкой, Покровской (Жилярди. М. Стройиздат, 1980) написано, что авторство Жилярди в Суханово маловероятно, ибо тогда (1813) он лишь "начинал творческий путь". При этом они ссылаются на Пилявского (Архитектура. Межвузовский тематический сборник трудов № 1 (121). Л. 1976. С. 23--43).

P. S. А мне как-то не казалось, что эта перестройка -- какой-то секрет. Если мне не изменяет память, ещё у Тихомирова приведён план до перестройки и старое фото. Но всё равно полезный материал: действительно, далеко не все знали. А вот что Тихомиров пишет про авторство, совершенно не помню.

P. P. S. Восстановить и в самом деле было бы здорово и совсем несложно, наверное.
av_otus
Apr. 4th, 2010 03:25 pm (UTC)
в общем, да. Затрудняюсь сказать, где именно, но уже после монографии Покровская поставила точку в вопросе авторства, опубликовав эскизы, хранящиеся в частном собрании в Швейцарии - увезенные Жилярди с собой. У меня самой этой статьи нет.
Один эскиз опубликован А.Ф.Крашенинниковым в "Зодчих Москвы времени барокко и классицизма". Фасад там немного отличается, но план всего комплекса совпадает и все ключевые моменты тоже.
( 31 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel