You are viewing arch_heritage

Previous Entry | Next Entry

Раз пошла такая пьянка... Короче, раз здесь уже появился предлагаемый список 100 самых-самых главных памятников архитектуры России, самое время опубликовать свой, модераторский. Появился он не сегодня и не по вышеуказанному поводу. Где-то больше года назад в недрах Госдумы возникла идея издать парадный альбом на тему Золотого фонда российского архитектурного наследия, который бы дарили всем начальникам, массово рассылали по библиотекам и школам. Чтобы у населения в головах возникло относительно ясное представление о странном и смутном для него предмете. Реализация проекта пала на Академию архитектуры, а составление списка из 150 (почему-то остановились на этой цифре) самых-самых важных пунктов легло на наши с av_otus плечи. Надо сказать, дело это только на первый взгляд легкое. Теперь с уверенностью могу сказать, что намного проще составить список из 1000 объектов, чем из 150. Раз пять уже отобранные шедевры проходили через всякие новые фильтры - по уникальности или типичности, уровню архитектуры, ансамблевой цельности и т.д. и т.п. Очень не хотелось опять "перемывать кости" хрестоматийных шедевров, не добавляя в их ряд незаслуженно забытые жемчужины. В итоге возник список, учитывающий по возможности мнения всех - и древнеруссников, и поклонников авангарда. Конечно, мы пошли на хитрость, и в результате запихнули в хит-парад не 150 памятников, а значительно больше. Просто вся первая половина списка - ансамбли, а под это размытое определение можно подвести много чего, от усадеб и монастырей до исторических центров целых городов. Здесь мы пошли на поводу у ЮНЕСКО, которая в свой список всемирного наследия заносит объекты со странными формулировками "без границ", типа исторического центра Петербурга. И что туда входит, кто бы знал? Ну в общем, этот вопрос мы, как и ЮНЕСКО, решать не стали, а напихали в раздел ансамблей как можно больше всего. Ибо задача стояла благородная - раз такой великодержавный проект, надо наделить "золотым" статусом максимальное количество ярчайших памятников архитектуры. Ну а в разделе отдельных памятников сознательно расширили круг объектов за счет первостепенных шедевров в провинции. Ибо никто мне не докажет, что, например, церковь в селе Вяз Кировской области хуже Шуховской башни (или наоборот). Естественно, как любой хит-лист, этот тоже уязвим, местами спорен. Как говорится, кто может лучше, киньте в нас камень. Или составьте свой. А этот список можно считать в каком-то смысле официальным, исходящим от Российской Академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ). Только вот проект накрылся в связи с кризисом.



«ЗОЛОТАЯ КНИГА»
АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ



СТРУКТУРА.

1. Ансамбли и памятники, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
2. Архитектурные сокровища земли Российской.




1. АНСАМБЛИ И ПАМЯТНИКИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В СПИСОК ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО:

Дербент. Крепость. (Республика Дагестан).

Великий Новгород. Ансамбль кремля (Софийский собор XI в., Часозвоня XVII в., Грановитая палата XIV-XV вв., стены и башни XV-XVII вв. и др.). и Ярославова дворища (Николо-Дворищенский собор XII в., церковь Параскевы Пятницы XIII в. и др.).
Ансамбль Антониева монастыря (с собором Рождества Богородицы нач. XII в.). Великий Ансамбль Юрьева монастыря (с Георгиевским собором XII в.).
Церковь Федора Стратилата на Ручью, XIV в.
Церковь Спаса на Ильине, XIV в.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках, XV в.

Спас-Нередицы. Церковь Спаса на Нередице XII. (Новгородская обл.).

Владимир. Ансамбль белокаменных храмов (Успенский и Дмитриевский соборы, XII в.) и Золотые ворота (XII-XVIII вв.).

Боголюбово. Башня замка Андрея Боголюбского и церковь Покрова на Нерли (XII в.). (Владимирская область).

Суздаль. Ансамбль старого города (собор Рождества Богородицы XIII-XVII вв., гостиный двор XVIII в., церкви Лазаря и Антипия XVII в., Покровский XVI-XVII вв., Ризоположенский XVI-XIX вв. и Спасо-Евфимиев XVI-XVII вв. монастыри, ансамбль резиденции Юрия Долгорукова в Кидекше и др.). (Владимирская область). В списке ЮНЕСКО (собор Рождества Богородицы и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).

Москва. Ансамбль Кремля и Красной площади (XIV-XIX вв.).
Ансамбль царской резиденции в Коломенском и церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. (XVI-XVII вв.). В списке ЮНЕСКО (церковь Вознесения).
Ансамбль Новодевичьего монастыря с некрополем (нач. XVI - нач. XX вв.). В списке ЮНЕСКО.

Сергиев Посад. Ансамбль Троице-Сергиевой лавры (XIV-XVIII вв.). (Московская область).

Ферапонтово. Ансамбль Ферапонтова монастыря (XV-XVII вв., фрески Дионисия).
(Вологодская область).

Соловецкие острова. Ансамбль Соловецкого монастыря (Спасо-Преображенский собор, стены и башни и др., XVI-XVIII вв.). (Архангельская область).

Казань. Кремль (Успенский собор, стены и башни, башня Сююмбеке, XVI-XIX вв.).

Ярославль. Ансамбль центра города (Спасо-Преображенский монастырь, Ильинская церковь). В списке ЮНЕСКО (исторический центр).
Ярославль. Ансамбль церквей в Коровниках (XVII в.). Ярчайший пример церковного комплекса из двух храмов и колокольни в самобытном стиле ярославской архитектуры 17 века, с богатым изразцовым убранством.
Ансамбль Толгского монастыря (XVII-XIX вв.).

Кижи. Ансамбль погоста (деревянные Преображенская и Покровская церкви, колокольня, нач. XVIII - XIX вв.). (Республика Карелия). В списке ЮНЕСКО.

Санкт-Петербург. Ансамбль Петропавловской крепости (Петропавловский собор, бастионы, ворота и др., нач. XVIII - кон. XIX вв., арх. Д. Трезини и др.).
Ансамбль стрелки Васильевского острова (Биржа, Ростральные колонны, нач. XIX в., арх. Ж. Тома де Томон).
Ансамбль Дворцовой набережной и Дворцовой площади: Зимний дворец, Главный штаб, Александровская колонна, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр, дворец вел. кн. Владимира Александровича, Мраморный дворец. (сер. XVIII – XIX в., арх. Ф.Б. Растрелли, К. Росси, А. Ринальди и др.).
Ансамбль застройки Невского проспекта: Русский торгово-промышленный банк.
Строгановский дворец, Торговый дом Мертенса, Казанский собор, дом компании «Зингер», Гостиный двор, костел Екатерины, здание Кабинета, дворец Белосельских-Белозерских, армянская церковь Екатерины и др.
Ансамбль Театральной площади, улицы Росси и пл. Ломоносова (Александринский театр, здание Публичной библиотеки, памятник Екатерине II, нач. XIX в., арх. К.И.Росси).
Ансамбль Александро-Невской лавры с некрополем (XVIII в., арх. Д. Трезини, И.Е. Старов и др.).
Михайловский замок с кордегардиями (кон. XVIII в., арх. В.И. Баженов, В. Бренна).
Ансамбль Михайловскорго дворца (Михайловский дворец, застройка площади Искусств и Михайловский сад с павильоном-пристанью, нач. XIX в., арх. К. Росси).
Ансамбль Смольного монастыря (сер. XVIII в., арх. Ф.Б. Растрелли).
Здание двенадцати коллегий.
Дворец Меншикова.
Дворец Шереметевых («Фонтанный дом»). Арх. С.И. Чевакинский.
Николо-Богоявленский Морской собор, сер. XVIII в., арх. С.И. Чевакинский.
Здание Академии художеств, 2-я пол. XVIII в., арх. Ж.Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов.
Арка «Новой Голландии». Арх. А. Ринальди.
Таврический дворец. Арх. И.Е. Старов.
Казанский собор, нач. XIX в., арх. А.Н. Воронихин.
Адмиралтейство, нач. XIX в., арх. А.Д. Захаров.
Горный институт. Арх. А.Н. Воронихин.
Здание Сената и Синода, нач. XIX в., арх. К. Росси.
Нарвские триумфальные ворота. Арх. Д. Кваренги, В.П. Стасов.
Исаакиевский собор, нач. XIX в., арх. О. Монферран.
Троицкий (Измайловский) собор, нач. XIX в., арх. В.П. Стасов.
Храм Спаса на Крови, 1887 – 1907, арх. А.А. Парланд.
Доходный дом И.Б. Лидваль. 1899-1904. Арх. Ф.И. Лидваль.
Витебский вокзал. 1901-1904. Арх. С.А. Бржозовский.
Особняк М.Ф. Кшесинской. 1904-1906. Арх. А.И. фон Гоген.
Доходный дом Н.Н. Лейхтенбергского. 1904-1905. Арх. Ф.Ф. фон Постельс.
Азовско-Донской банк. 1908-1913. Арх. Ф.И. Лидваль.
Мечеть. 1909-1920. Арх. Н.В. Васильев, С.С. Кричинский, А.И. фон Гоген.
Доходный дом М.П. Толстого. 1910-1912. Арх. Ф.И. Лидваль.
Дача А.А. Половцова. 1911-1913. Арх. И.А. Фомин.
Доходный дом К.И. Розенштейна. 1913-1915. Арх. А.Е. Белогруд.

Павловск. Дворцово-парковый ансамбль (дворец, парк с павильонами, кон. XVIII – нач. XIX в., арх. Ч. Камерон, В. Бренна, А.Н. Воронихин, К. Росси и др.). (Ленинградская область).

Пушкин. Дворцово-парковый ансамбль Царское Село (Екатерининский дворец (сер. XVIII в., арх. Ф.Б. Растрелли) с парком, Александровский дворец (кон. XVIII в., арх. Д. Кваренги) с парком, Софийский собор (1782-1788, арх. Ч. Камерон, И.Е. Старов), Федоровский городок с собором (1910-1914, арх. В.А. Покровский, С.С. Кричинский)). (Ленинградская область).

Петродворец. Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Большой дворец (XVIII в., арх. А. Леблон, Ф.Б. Растрелли), Верхний сад, Нижний парк с Большим каскадом, парк Александрия, Луговой и Колонистский парки с сооружениями, собор Петра и Павла (1895-1905, арх. Н.В.Султанов), Императорские конюшни (сер. XIX в., арх. Н.Л.Бенуа)). (Ленинградская область).

Стрельна. Дворцово-парковый ансамбль (дворец, парк, нач. XVIII в., арх. Н.Микетти, А.Н. Воронихин и др.). (Ленинградская область).

Ломоносов. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум (Большой и Китайский дворцы, парк с павильонами, XVIII в., арх. Д.Фонтана, И.Г.Шедель, А.Ринальди). (Ленинградская область).

Гатчина. Дворцово-парковый ансамбль (дворец, парк с павильонами, сер. XVIII – нач. XIX в., арх. А.Ринальди и др.). (Ленинградская область).


2. АРХИТЕКТУРНЫЕ СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ.

АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ(в хронологическом порядке).

Окрестности Геленджика. Дольмены (2-3-е тысячелетие до н. э.). (Краснодарский край)

Булгар. Архитектурные памятники столицы Волжской Булгарии (остатки Соборной мечети, мавзолеи, минареты XIII-XIV вв.). (Республика Татарстан)

Старая Ладога. Ансамбль крепости, Георгиевская церковь (XII в.), Успенская церковь (XII в.). (Ленинградская область).

Псков. Ансамбль кремля (Троицкий собор XVII в., стены и башни).
Псков. Ансамбль Мирожского монастыря (со Спасо-Преображенским собором XII в., фрески XII в.).

Эрзи. Ансамбль сторожевых башен. (XIV- XVIII вв.). (Ингушская республика)

Изборск. Крепость (стены и башни XIV-XVI вв., Никольский собор XIV-XIX вв.). (Псковская область).

Звенигород. Собор Успения на Городке (XIV в.) и ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря (XIV-XVII вв.). (Московская область).

Москва. Ансамбль Спасо-Андроникова монастыря (XV-XVII вв.).

Выборг. Ансамбль центра города (замок, жилые дома, ратуша, часовая башня и др., XIV-XX вв.). (Ленинградская область).

Нижний Новгород. Стены и башни Кремля (XVI в.).

Коломна. Ансамбль центра города (стены и башни кремля, Успенский собор, Ново-Голутвин монастырь, Брусенский монастырь и др., XIV-XIX вв.). (Московская область). Коломна сохранила пространство и систему доминант старого города, обилие интересных памятников и ансамблей разных эпох и стилей, это самый сохранный и богатый памятниками город Московской области.

Кириллов. Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря (XV-XVIII вв.). (Вологодская область).

Печоры. Ансамбль Псково-Печерского монастыря (Успенский собор с пещерами и пещерными храмами, стены и башни XV-XVIII вв.). (Псковская область).

Москва. Ансамбль Высоко-Петровского монастыря (XVI-XVII вв.).

Александров. Ансамбль Александровой слободы (Успенский монастырь с храмами, колокольней, стенами и башнями XVI-XVIII вв.). (Владимирская область).

Старица. Ансамбль Успенского монастыря (XVI-XIX вв.). (Тверская область). Цельный и законченный ансамбль с ценными храмами 16 века (белокаменный собор и шатровая церковь), живописно расположенный на берегу Волги. Недавно качественно отреставрирован. Наиболее выдающийся монастырский комплекс в Тверской области.

Боровск. Ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря (XVI-XIX вв.). (Калужская область).

Вологда. Ансамбль архиерейского двора («Вологодский кремль», XVI- XIX вв.).
Вологда. Ансамбль Спасо-Прилуцкого монастыря (XVI-XIX вв.).

Смоленск. Стены и башни крепости (XVI в.).

Валдай. Ансамбль Иверского монастыря. (XVII-XIX вв.). (Новгородская область).

Истра. Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря (XVII-XVIII вв.). (Московская область).

Ростов Великий. Ансамбль города (Митрополичий двор («Кремль»), Успенский собор, Спасо-Яковлевский и Авраамиев монастыри, XVI-XIX вв.). (Ярославская область).

Борисоглебский. Ансамбль Борисоглебского монастыря (XVI-XIX вв.). (Ярославская область).

Углич. Ансамбль центра города (Алексеевский монастырь с Успенской («Дивной») церковью, Воскресенский монастырь, дворец царевича Димитрия, XV-XVII в.) (Ярославская область). Трехшатровая Успенская церковь – выдающийся шедевр архитектуры XVII в.

Кострома. Ансамбль Ипатьевского монастыря (XVII-XIX вв.).

Макарьево. Ансамбль Макарьева-Желтоводского монастыря (XVI-XIX вв.). (Нижегородская область). Один из выдающихся монастырских ансамблей, стоит на Волге в красивом живописном месте.

Муром. Ансамбль Троицкого и Благовещенского монастырей (XVII вв.) (Владимирская область). Два расположенных рядом друг с другом монастыря - ярчайшие образцы узорочья XVII века.

Рязань. Кремль (Архиерейский двор: Успенский собор, архиерейские палаты, колокольня, Спасо-Преображенский монастырь и др., XVI-XIX вв.).

Астрахань. Кремль (Успенский собор, колокольня, Троицкий монастырь, стены и башни, XVI-XIX вв.).

Москва. Ансамбль Крутицкого подворья (Успенская церковь, «Теремок» (уникальный изразцовый фасад), архиерейские палаты с Воскресенской церковью, XVI-XVII в.). Крутицкий теремок – уникальный памятник нарышкинского стиля со сплошной облицовкой полихромными изразцами.
Москва. Ансамбль Донского монастыря с некрополем (кон. XVI - нач. XX вв.).
Москва. Ансамбль Новоспасского монастыря (XVII-XIX вв.).

Теряево. Ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря (кон. XVII в.). (Московская область).

Гороховец. Ансамбль старого города (Никольский монастырь кон. XVII в., Благовещенский собор кон. XVII в., палаты кон. XVII - нач. XVIII в., дом Пришлецова нач. ХХ в. (дерев.), дом Шорина нач. ХХ в. (дерев.) и др.). (Владимирская область). Гороховец уникален как пример сохранного пространства средневекового города с храмами,монастырями, палатами XVII-XVIII вв. (по их количеству Гороховец не имеет аналогов среди уездных городов), традиционной рядовой застройкой, в т.ч. интереснейшими образцами неорусского стиля нач. XX в. с богатой деревянной резьбой.

Тобольск. Кремль. (Тюменская область).

Великий Устюг. Ансамбль старого города (Успенский и Прокопьевский соборы, звонница, Михаило-Архангельский монастырь, церковь Вознесения, церковь Симеона Столпника, церковь Николы Гостиного, гражданская застройка XVIII – XIX вв.). (Вологодская область). Великий Устюг имеет ценность именно как сохранный ансамбль города с соборным дворищем, монастырями, храмами самобытного устюжского барокко, жилыми домами 18 в. в стиле барокко и более поздними зданиями. В городе уцелели основные архитектурные доминанты, сохранился патриархальный колорит Русского Севера.

Лядины. Ансамбль погоста (деревянные Богоявленская и Покровско-Власьевская церкви, колокольня, XVII-XVIII вв.). (Архангельская область). Один из четырех оставшихся деревянных тройников с великолепной многоглавой Богоявленской церковью.

Ненокса. Ансамбль погоста (деревянные Троицкая и Преображенская церкви, XVIII в.). (Архангельская область). Еще один северный тройник с уникальным пятишатровым храмом.

Архангельское. Дворцово-парковый ансамбль усадьбы Голицыных-Юсуповых (XVII – нач. ХХ в.). (Московская область).

Марфино. Ансамбль усадьбы Голицыных-Салтыковых-Паниных (нач. XVIII – сер. XIX в., арх. М.Д.Быковский). (Московская область). Наиболее выразительный усадебный ансамбль эпохи романтизма и одна из самых значительных усадеб в Подмосковье.

Москва. Дворцово-парковый ансамбль усадьбы Шереметевых Кусково (сер. XVIII в.).

Торжок. Ансамбль города (Борисоглебский монастырь (XVII – кон. XIX в., арх. Н.А.Львов), Спасо-Преображенский собор (нач. XIX в., арх. К.И.Росси), деревянная Тихвинская церковь нач. XVIII в.). (Тверская область). Наиболее интересный пример сохранного уездного города 18-19 вв, эпохи классицизма. В архитектуре многих построек проявилось воздействие палладианского стиля Н.А. Львова. Торжок сохранил основные доминанты, в т.ч. выдающийся ансамбль Борисоглебского монастыря, и многочисленную застройку по типовым проектам в стиле классицизма.

Знаменское-Раек. Ансамбль усадьбы Глебовых (кон. XVIII в., арх. Н.А.Львов). (Тверская область). Самый яркий пример русского усадебного ансамбля в стиле палладианского классицизма, выдающееся творение Н.А. Львова.

Сканово. Ансамбль Троице-Сканова монастыря (кон. XVIII в.). (Пензенская область). Грандиозный комплекс, отличающийся стилистическим единством (ранний классицизм), лучший пример монастырского ансамбля позднего времени в провинции.

Москва. Ансамбль усадьбы Шереметевых Останкино (дворец кон. XVIII в., церковь Троицы, 1677-1692).
Москва. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно (кон. XVIII в., арх. В.И.Баженов, М.Ф.Казаков).
Москва. Ансамбль зданий Московского университета на Моховой ул.
Москва. Ансамбль Театральной площади и Большой театр.

Юрино. Ансамбль усадьбы Шереметевых. (2-я пол. XIX в.). (Республика Марий-Эл).

Самара. Городская застройка эпохи модерна. Нач. ХХ в. Самара уникальна наличием целого ряда выдающихся и самобытных произведений модерна.

Томск. Деревянная застройка – нач. ХХ в. Томск уникален по числу, художественному качеству и яркой самобытности деревянной застройки 19 – нач. 20 вв. Здесь сохранились непревзойденные образцы деревянного русского стиля, модерна, неорусского стиля.

Абрамцево. Ансамбль усадьбы Аксаковых – Мамонтовых (главный дом, Теремок, церковь Спаса и др., XIX в.). (Московская область). Наиболее известный пример творческой усадьбы 19 – нач. 20 вв., где сложился интереснейший ансамбль построек и произведений декоративно-прикладного искусства, выполненных в русском и неорусском стилях выдающимися художниками – В.М. Васнецовым, В.Д. Поленовым, М.В. Врубелем. Памятники Абрамцева оказали существенное влияние на развитие русского искусства нач. 20 в.

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ (в хронологическом порядке)

Нижний Архыз. «Северный храм» (церковь Николая Чудотворца). (Карачаево-Черкесская Республика). Лучший памятник из группы аланских средневековых храмов.

Псков. Собор Ивановского монастыря, XII в.

Переславль-Залесский. Спасо-Преображенский собор. 1152-1157.

Смоленск. Церковь Петра и Павла. 1146.
Смоленск. Церковь Архангела Михаила (Свирская). 1191-1194.

Юрьев-Польский. Георгиевский собор. 1230-1234. (Владимирская область).

Псков. Собор Снетогорского монастыря, XIV в.

Калининград. Кафедральный собор Кенигсберга, XIV в. Значительный памятник балтийской готики, оказавшийся на нашей территории, недавно хорошо отреставрирован.

Мелетово. Успенская церковь XV в. Лучший образец средневекового псковского храма, сохранивший первоначальные формы и интерьер с росписями. (Псковская область).

Доможирка. Троицкая церковь. XVI в. (Псковская область).

Остров. Спасо-Преображенская церковь, XVI в. (Московская область). Один из самых интересных примеров каменного шатрового храма с оригинальным набором деталей.

Красное-на-Волге. Богоявленская церковь, XVI в. (Костромская область). Чистый образец годуновского стиля, лучший пример годуновской архитектуры из шатровых храмов.

Большие Вяземы. Спасо-Преображенская церковь, XVI в. (Московская область). Лучший пример годуновского стиля среди пятиглавых храмов с уникальной звонницей.

Псков. Поганкины палаты, XVII в.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках, 1-я пол. XVII в.

Вязьма. Церковь Одигитрии Иоанно-Предтеченского монастыря. 1630-е гг. (Смоленская область). Красивейший трехшатровый храм – шедевр узорочья.

Москва. Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1649-1652.

Кострома. Церковь Воскресения на Дебре.

Тутаев. Воскресенский собор, 2-я пол. XVII в. (Ярославская область).

Москва. Церковь Николы в Хамовниках. 1679-1682.
Москва. Церковь Николы на Берсеневке и палаты Аверкия Кириллова. 1656-1657, нач. XVIII в.

Каргополь. Благовещенская церковь, 2-я пол. XVII в. Яркий пример самобытной традиции, с роскошным фасадным убранством.

Кондопога. Деревянная Успенская церковь, 2-я пол. XVII в. (Республика Карелия).

Варзуга. Деревянная Успенская церковь. XVII (Мурманская область).

Подпорожье. Деревянная Владимирская церковь. XVII в. (Архангельская область).

Соликамск. Троицкий собор, 2-я пол. XVII в. (Пермский край).

Сольвычегодск. Введенский собор, кон. XVII в. (Архангельская область).

Москва. Церковь Покрова в Филях. 1693-1694.
Москва. Церковь Троицы в Троице-Лыкове. 1690-1695.

Уборы. Спасская церковь, кон. XVII в. (Московская область).

Дубровицы. Церковь Знамения, кон. XVII в. (Московская область).

Нижний Новгород. Церковь Собора Богородицы (Строгановская), кон. XVII в.
Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Богоматери («Гордеевская»).

Верхотурье. Троицкий собор, нач. XVIII в. (Свердловская область). Выдающийся по гармонии форм и богатству декора памятник.

Москва. Церковь Архангела Гавриила («Меншикова башня»), нач. XVIII в., арх. И. Зарудный.
Москва. Церковь Иоанна Воина на Якиманке. Нач. XVIII в.

Подмоклово. Церковь Рождества Богородицы, нач. XVIII в. (Московская область). Уникальная ротондальная церковь барокко со скульптурным убранством.

Москва. Церковь Климента Папы Римского на Пятницкой. 1750-е – 1772.
Москва. Дворец Апраксиных на Покровке («Дом-комод»). 1770-е.

Тобольск. Церковь Захарии и Елизаветы, 2-я пол. XVIII в. (Тюменская область). Один из самых ярких памятников самобытной линии тюменско-тобольского барокко.

Истобенск. Никольская церковь. 1765-1768. (Кировская область).

Вяз. Спасская церковь. 1773-1783. (Кировская область). Самый значительный пример самобытного вятского барокко.

Нижняя Синячиха. Преображенская церковь, 2-я пол. XVIII в. (Тюменская область). Самый выдающийся пример храма тюменско-тобольской барочной архитектуры

Иркутск. Крестовоздвиженская церковь, 2-я пол. XVIII в. Самый яркий памятник из храмов иркутского барокко.

Тотьма. Входоиерусалимская церковь, 2-я пол. XVIII в. (Вологодская область). Наиболее совершенный образец местной линии тотемских барочных храмов.

Москва Петровский путевой дворец, 2-я пол. XVIII в., арх. М.Ф. Казаков.
Москва Дом П.Е. Пашкова, 2-я пол. XVIII в., арх. В.И. Баженов?
Москва. Голицынская больница. Арх. М.Ф. Казаков.
Москва. Военный госпиталь в Лефортове. Арх. И.В. Еготов.

Быково. Владимирская церковь, 1780-е гг., арх. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. (Московская область). Самый оригинальный и художественно совершенный пример храма в «готическом стиле».

Баловнево. Владимирская церковь. (Липецкая область).

Вешаловка. Знаменская церковь. Кон. XVIII в. (Липецкая область).

Ляличи. Церковь Екатерины, кон. XVIII в., арх. Д. Кваренги. (Брянская область). Грандиозный оригинальный двухколоколенный храм в стиле классицизма.

Шкинь. Церковь Сошествия св. Духа, кон. XVIII в., арх. Р.Р. Казаков. (Московская область). Самый значительный пример храмостроения классицизма в Подмосковье.

Москва. Главный дом усадьбы Люблино, кон. XVIII в., арх. Р.Р. Казаков, И.В. Еготов. Уникальный по композиции центрический дворец в палладианском стиле с сохранными интерьерами.

Арзамас. Воскресенский собор, нач. XIX в., арх. М.П. Коринфский. (Нижегородская обл.). Совершенный образец стиля классицизм с интерьерным убранством.

Перевлес. Церковь Рождества Богородицы, нач. XIX в. (Рязанская обл.). Грандиозный храм с уникальной цилиндрической колокольней, ярчайший пример стиля ампир в провинции.

Новотроицкое. Троицкая церковь. 1815. (Липецкая обл.). Грандиозный храм с уникальной отдельно стоящей цилиндрической колокольней, ярчайший пример стиля ампир в провинции.

Москва. Усадьба Хрущевых-Селезневых на Пречистенке.
Москва. Церковь Богоматери Всех скорбящих радости на Б. Ордынке.

Екатеринбург. Усадьба Расторгуевых-Харитоновых.

Москва. Особняк Н.В. Игумнова на Якиманке. 1889-1893. Лучший и хорошо сохранившийся образец особняка в эклектичном русском стиле с богатой отделкой фасадов и интерьеров.

Фурманов. Церковь Богоматери Всех скорбящих радости. 1895-1905. Арх. П.П. Зыков. (Ивановская область).

Москва. Особняк А.А. Морозова. 1894-1898. Арх. В.А. Мазырин.
Москва. Особняк И.А. Миндовского. Арх. Л.Н. Кекушев.
Москва. Особняк С.П. Рябушинского, нач. XX в., арх. Ф.О. Шехтель.
Москва. Ярославский вокзал, 1902 – 1904, арх. Ф.О. Шехтель.
Москва. Казанский вокзал. Арх. А.В. Щусев.
Москва. Гостиница «Метрополь», нач. XX в., арх. В. Валькотт.

Кронштадт. Никольский Морской собор, 1902 – 1913, арх. В.А. Косяков. (Ленинградская область).

Вичуга. Церковь Воскресения Христова («Красная»). 1908-1911. Арх. И.С. Кузнецов. (Ивановская область).

Москва. Дом З.А. Перцовой, 1904 – 1905, худ. С.В. Малютин.
Москва. Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители, 1908 – 1912, арх. А.В. Щусев.

Нижний Новгород. Здание Государственного банка, 1911 – 1913, арх. В.А. Покровский.

Москва. Музей изящных искусств (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Арх. Р.И. Клейн.

АНАСМБЛИ И ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ПОСЛЕ 1917 г. (до конца 1960-х гг.)

Москва. Шуховская башня. 1919-1922, арх. В.Г. Шухов.
Москва. Мавзолей В.И. Ленина. 1924-1930, арх. А.В. Щусев.

Санкт-Петербург. Мемориал на Марсовом поле.
Санкт-Петербург. ДК им. Горького. 1925-1927. Арх. А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский.

Москва. Здание Центрального телеграфа. 1926-1927. Арх. И.И.Рерберг.
Москва. Дом К.С. Мельникова. 1927-1929, арх. К.С. Мельников.
Москва. Клуб им. Русакова. 1927-1929, арх. К.С. Мельников.
Москва. Котельня МОГЭС. 1927, арх. И.В. Жолтовский.
Москва. Клуб завода «Каучук». 1927, арх. К.С. Мельников.
Москва. Клуб им. Зуева. 1927-1928, арх. И.А. Голосов.

Иваново. Фабрика «Красная Талка». 1927-1928. Арх. Б.В. Гладков, И.С. Николаев.

Москва. Дом Центросоюза. 1928-1933, арх. Ле Корбюзье, К.С. Мельников.
Москва. Дом-коммуна на ул. Орджоникидзе. 1928-1930, арх. И.С. Николаев.
Москва. Дом Наркомзема. 1928-1933, арх. А.В. Щусев.
Москва. Планетарий. 1928-1929, арх. М.О. Барщ, И.М. Синявский.
Москва. Клуб фабрики Буревестник. 1928-1930, арх. К.С. Мельников.
Москва. Здание Общества «Динамо». 1928-1929. Арх. И.А. Фомин.
Москва. «Дом на набережной». 1928-1931. Арх. Б. Иофан.
Москва. Библиотека имени В.И. Ленина. 1928-1941. Арх. В.А.Щуко, В.Г. Гельфрейх.

Ростов-на-Дону. Театр им. Горького. 1929-1935. Арх. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх.

Москва. Дом-коммуна Наркомфина. 1930. Арх. М.Я. Гинзбург, И. Милинис.
Новосибирск. Театр оперы и балета. 1931-1944. Арх. М.И. Курилко, Т.Я. Бардт, А.З. Гринберг, А.В. Щусев.
Москва. Станции московского метрополитена (Маяковская, Площадь революции, Кропоткинская, Комсомольская-кольцевая, Арбатская, Новослободская, Калужская).
Москва. Ансамбль зданий и сооружений ВДНХ.

Санкт-Петербург. Первый жилой дом Ленсовета. 1931-1935. Арх. Е. Левинсон, И.А. Фомин.
Санкт-Петербург. Жилье А.С. Никольского. Застройка ул. Тракторной.
Санкт-Петербург. Стадион имени С.М. Кирова. 1932-1940-е. Арх. А.С. Никольский.
Санкт-Петербург. Градостроительный ансамбль пр. Стачек. Арх. Троцкий, Гегелло.

Иркутск. Дом-коммуна. Арх. В.А. Павлов.

Санкт-Петербург. Фрунзенский универмаг. 1934-1938. Арх. Е. и Л. Катонины, Е. Соколов и К. Иогансен.

Москва. Дом на Моховой ул. 1932-1934. Арх. И.В. Жолтовский.

Сочи. Санаторий им. Г.К. Орджоникидзе. 1934-1937, арх. И.С. Кузнецов. (Краснодарский край).
Москва. Театр Советской Армии. 1934-1940. Арх. К. Алабян.

Выборг. Здание библиотеки. 1935. Арх. А. Аалто. (Ленинградская область).

Москва. Ансамбль застройки Тверской ул. 1937-1938. Арх. А.Г. Мордвинов.
Москва. Северный речной вокзал. 1937. Арх. А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский.
Москва, Московская область. Комплекс сооружений канала им. Москвы.

Волгоградская область. Комплекс сооружений Волго–Донского канала. 1952. Арх. Л.М. Поляков и др.

Москва. Дом на Смоленской пл. 1940-1951. Арх. И.В. Жолтовский.
Москва. Ансамбль высотных зданий.

Волгоград. Ансамбль центра города.
Волгоград. Мемориальный комплекс «Мамаев курган».

Москва. Комплекс зданий московского ипподрома. 1951-1955. Арх. И.В. Жолтовский.
Москва. Стадион «Лужники». 1955-1956. Арх. А. Власов и др.

Сочи. Санаторий «Россия». 1958-1961, арх. В.Л. Виноградов. (Краснодарский край).

Москва. Кремлевский Дворец съездов. 1961. Арх. А. Мндоянц, М. Посохин.
Москва. Дворец Пионеров на Воробьевых горах. 1962.

Калуга. Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. 1963-1967. Арх. Б.Г. Бархин, В.А. Строгий, Н.Г. Орлова, К.Д. Фомин, Е.И. Киреев.

Москва. Здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). 1964-1968. Арх. А. Мндоянц, М. Посохин.
Москва. Останкинская телебашня. 1967. Арх. Д. Бурдин.




Старая Ладога


Усадьба Знаменское-Раек

Comments

yapet
Nov. 9th, 2009 09:31 pm (UTC)
Отличный список.
Вот про это -
Нижняя Синячиха. Преображенская церковь, 2-я пол. XVIII в. (Тюменская область). Самый выдающийся пример храма тюменско-тобольской барочной архитектуры
вообще ничего не знал.
thomas_rus
Nov. 12th, 2009 11:31 am (UTC)
av4
Nov. 12th, 2009 11:36 am (UTC)
Она эффектнее с восточной стороны смотрится, а то с запада ее неуклюжая поздняя колокольня загораживает.
thomas_rus
Nov. 12th, 2009 11:44 am (UTC)
фото в студию
av4
Nov. 12th, 2009 11:48 am (UTC)
А нету, поищите.
Авось повезет.

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel