Вид на Воскресенский Горицкий женский монастырь. XVI - XIX вв. Фотография С.М. Прокудина-Горского. Июль 1909 г. Библиотека Конгресса США.
Времена на дворе стояли лихие. В Москве утверждался в своём самовластии грозный царь Иван Васильевич. Родного дядю - князя Андрея Ивановича Старицкого - за "многия вины" он отправил на плаху, а супругу его - княгиню Евфросинию - которую, как сказывали безмерно уважал, в основанную ею обитель. Однако, уважение - чувство скоропортящееся. В 1563 году Евфросиния Андреевна была пострижена в монахини, а в 1569 - дыбы окончательно решить все "проблемы" - утоплена в Шексне.
Святые врата. XIX век.
С тех пор Горицкий Воскресенский монастырь послужил последним приютом не одному поколению женщин Московского, а затем и Российского государства. Сюда сановные мужья отправляли опостылевших жён, дабы жениться заново. На молодых и красивых, или, как тогда говорили "плодородных". Сюда ссылали женщин из знатных семей подвергшихся опале. Здесь, в белозерской глуши, навеки замолкали нечаянные свидетельницы чужих тайн и дворцовых преступлений.
Воскресенский собор (1549) и Колокольня (1611) Горицкого монастыря.
К концу XVIII столетия монастырь перестал играть свою мрачную роль, превратившись в заурядную монашескую общину, а в 1932 году его и вовсе закрыли "перепрофилировав" в дом инвалидов. Воскресенский собор превратился в сельский клуб с киношкой и танцами, а монашеские кельи заселили собранные по округе убогие да увечные, что, в общем-то, хоть как-то соответствовало первоначальному предназначению этих помещений. Наконец подоспели "славные девяностые". В самый канун "милениума" обитель была возвращена в лоно православной церкви и в её древних стенах вновь возродилась монашеская жизнь...
Северо-западная башенка монастырской ограды.
... Мы приехали в Горицы поздним вечером, поэтому времени на осмотр монастыря практически не оставалось. Сразу у входа нас известили, что кино и фото съёмка на его территории являются делом платным, а ослушникам грозит "геенна огненная" и немедленное выдворение. Ошарашенные таким гостеприимством мы молча пробежали по пустынным дорожкам и сопровождаемые неодобрительными взглядами монашествующих "бизнес-вумен" выскочили за ограду.
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм. До 1812.
Прямо за воротами нас поджидала красавица Введенская церковь. Храм не являлся монастырским, а располагался при кладбище. В советские времена кладбище уничтожили, а в церкви разместили гараж, проломив для сего исчадия прогресса часть стены...
Вид на берега Шексны с вершины бывшего кладбища.
Северная монастырская стена с встроенными в неё монашескими кельями. XIX век.
Западные "Святые" ворота с гостиницей для паломников (слева). XIX век.
Вид на Шексну, угловую монастырскую башенку и часовню Иоанна Предтечи (1905).