Хочу вам показать, где меня совсем недавно носило. Но для начала, чтобы всем всё стало понятно, немного информации.
Давным-давно, даже скажу точно - в 1767 году, в селе Репец был возведён Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в стиле рококо. Храм считают памятником республиканского значения. Внутренностей, украшенных когда-то лепниной, сейчас почти не осталось. Но даже те руины, что сохранились, впечатляют. Имя архитектора неизвестно. Как отмечается в «Указателе храмовых празднеств Воронежской Епархии», «строил этот храм архитектор весьма искусный и, вероятно, из иностранцев, или получивших образование за границей». Авторство церкви приписывалось Растрелли, Ринальди, Д.В. Ухтомскому. Но есть один интересный момент на счёт этого авторства. Известно, что владельцем этого усадебного комплекса был Иосиф Иванович Кожин (1714—1779 г.г.) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 г. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746—1823 г.г.) продолжено данное строительство. Брат же владельца Репца Никита Иванович был депутатом Уложенной комиссии от Кашинского уезда. И вот тот самый интересный момент: более известен его сын Петр Никитич Кожин, возглавлявший при Екатерине II Каменный приказ в Москве — ведомство, контролировавшее архитектурную ситуацию в городе. Род Кожиных внесен в VI часть родословных книг Воронежской, Тверской и Ярославской губерний. И факт в том, что пока неясно, отразилось ли как-то родство И.И.Кожина с директором Каменного приказа (в середине 1760-х годов тот состоял в комиссии по строительству Исаакиевского собора в Петербурге по проекту А.Ринальди) на облике репецкой усадьбы или нет. Но очевидно, что ее хозяин сам имел интерес к архитектуре и немалые возможности для привлечения в Репец высококвалифицированных мастеров. Репец тогда был одной из богатейших и передовых усадеб Воронежской губернии. Кожин ещё основал здесь фабрику по изготовлению сукна для армии и флота – это я так, между делом. Вот такая вот история.
Про гибель памятника тоже есть отдельная история. Началось разрушение после того, как загорелась крыша на куполе храма. А именно, дело было так, в 1942 году рядом с церковью находился госпиталь. Рассказывают, что однажды какой-то солдат решил пострелять по птицам. Один из патронов оказался то ли зажигательным, то ли трассирующим, в итоге случился пожар. Без крыши в храме стало всё медленно разрушаться...
Стоп! А вот и Заречный Репец.
Архивное фото
Необычность архитектуры проявилась в каменных деревьях. Они поднимаются, изгибаясь могучими стволами в углах восьмерика, по сторонам окон, заменяя традиционные колонны и пилястры. В этой подмене действительно сказался стиль рококо. Но искусствоведы, как один утверждают, что это репецкое рококо не похоже на эталонные создания стиля, процветавшие тогда в Европе.
Зато деревья-колонны впечатляют даже сейчас. Полые внутри, они представляли собой отличные голосники. Вследствие этого в храме создавался необыкновенно сильный резонанс, так что всякое громко произнесенное слово повторялось долгим эхом. И сейчас там сохранилась прекрасная акустика, да-да.
В одном из уголков Храма вот в таком состоянии ведутся службы
Внутри всё выглядит совсем уж плохо.
Это единственный уцелевший фрагмент старинной фрески. Хоть он и находится далеко не на самом видном месте, нашла я его быстро.. ноги сами привели. Но сфокусироваться так и не удалось (
Было мрачно, тихо, но жутко интересно.
Пролезть сюда было сложновато, покорячилась я конкретно под деревянными полуобрушившимися каркасами, наступая на доски и камни. Оступившись, я пару раз стукнулась головой.
Такая лепнина больше подходит для дворцового зала, чем для сельской церкви.
На выходе, задрав голову.
Там же слева.
Для сравнения.
Известно, также, что рядом с церковью в 1802 г. была каменная колокольня, но в настоящее время это сооружение утрачено. А в нескольких метрах от церкви находится главный усадебный дом. Сейчас здесь учат детей уму разуму. От школы к реке убегают аллеи парка, задуманного когда-то в английском стиле.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Только я этого что-то не заметила.
А над селом было так.
Давным-давно, даже скажу точно - в 1767 году, в селе Репец был возведён Храм Покрова Пресвятой Богородицы, в стиле рококо. Храм считают памятником республиканского значения. Внутренностей, украшенных когда-то лепниной, сейчас почти не осталось. Но даже те руины, что сохранились, впечатляют. Имя архитектора неизвестно. Как отмечается в «Указателе храмовых празднеств Воронежской Епархии», «строил этот храм архитектор весьма искусный и, вероятно, из иностранцев, или получивших образование за границей». Авторство церкви приписывалось Растрелли, Ринальди, Д.В. Ухтомскому. Но есть один интересный момент на счёт этого авторства. Известно, что владельцем этого усадебного комплекса был Иосиф Иванович Кожин (1714—1779 г.г.) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 г. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746—1823 г.г.) продолжено данное строительство. Брат же владельца Репца Никита Иванович был депутатом Уложенной комиссии от Кашинского уезда. И вот тот самый интересный момент: более известен его сын Петр Никитич Кожин, возглавлявший при Екатерине II Каменный приказ в Москве — ведомство, контролировавшее архитектурную ситуацию в городе. Род Кожиных внесен в VI часть родословных книг Воронежской, Тверской и Ярославской губерний. И факт в том, что пока неясно, отразилось ли как-то родство И.И.Кожина с директором Каменного приказа (в середине 1760-х годов тот состоял в комиссии по строительству Исаакиевского собора в Петербурге по проекту А.Ринальди) на облике репецкой усадьбы или нет. Но очевидно, что ее хозяин сам имел интерес к архитектуре и немалые возможности для привлечения в Репец высококвалифицированных мастеров. Репец тогда был одной из богатейших и передовых усадеб Воронежской губернии. Кожин ещё основал здесь фабрику по изготовлению сукна для армии и флота – это я так, между делом. Вот такая вот история.
Про гибель памятника тоже есть отдельная история. Началось разрушение после того, как загорелась крыша на куполе храма. А именно, дело было так, в 1942 году рядом с церковью находился госпиталь. Рассказывают, что однажды какой-то солдат решил пострелять по птицам. Один из патронов оказался то ли зажигательным, то ли трассирующим, в итоге случился пожар. Без крыши в храме стало всё медленно разрушаться...
Стоп! А вот и Заречный Репец.
Архивное фото
Необычность архитектуры проявилась в каменных деревьях. Они поднимаются, изгибаясь могучими стволами в углах восьмерика, по сторонам окон, заменяя традиционные колонны и пилястры. В этой подмене действительно сказался стиль рококо. Но искусствоведы, как один утверждают, что это репецкое рококо не похоже на эталонные создания стиля, процветавшие тогда в Европе.
Зато деревья-колонны впечатляют даже сейчас. Полые внутри, они представляли собой отличные голосники. Вследствие этого в храме создавался необыкновенно сильный резонанс, так что всякое громко произнесенное слово повторялось долгим эхом. И сейчас там сохранилась прекрасная акустика, да-да.
В одном из уголков Храма вот в таком состоянии ведутся службы
Внутри всё выглядит совсем уж плохо.
Это единственный уцелевший фрагмент старинной фрески. Хоть он и находится далеко не на самом видном месте, нашла я его быстро.. ноги сами привели. Но сфокусироваться так и не удалось (
Было мрачно, тихо, но жутко интересно.
Пролезть сюда было сложновато, покорячилась я конкретно под деревянными полуобрушившимися каркасами, наступая на доски и камни. Оступившись, я пару раз стукнулась головой.
Такая лепнина больше подходит для дворцового зала, чем для сельской церкви.
На выходе, задрав голову.
Там же слева.
Для сравнения.
Известно, также, что рядом с церковью в 1802 г. была каменная колокольня, но в настоящее время это сооружение утрачено. А в нескольких метрах от церкви находится главный усадебный дом. Сейчас здесь учат детей уму разуму. От школы к реке убегают аллеи парка, задуманного когда-то в английском стиле.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы стоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Только я этого что-то не заметила.
А над селом было так.