На добрую память от семьи Сазоновых 1908 года 19 июля.
В центре Мартьян Сазонович Сазонов (1842-1914) крестьянин, уроженец села Осташево Чухломского уезда, столяр, успешный предприниматель, меценат; Екатерина Алексеевна Сазонова (в девичестве Добровольская) (1875-прим 1950), его вторая жена; за ними по видимому отец Екатерины, дьячок Ильинской церкви; и возможно ее сестра; крестьяне Осташево и окрестных деревень.
Новости, кроме того что нашлась вот эта чудесная фотография у нас такие:
Первая и самая важная: подписали договор с Александром Владимировичем Поповым о реставрации Осташевского терема. предварительные работы уже начались.
Вторая: сразу случилось огромное количество бумажных и прочих дел, которые лично меня и погребли с головой.
Третья: завели себе наконец постоянную базу, в деревне Филино, это километрах в двух с половиной от Осташево, представляющей из себя хутор с одной цельной избой, сеновалом, амбаром, сараями и к ней же прилагаются остовы трех бывших изб.
Четвертая - реставраторы нашли немало интересной информации о тереме - подробности под катом.
Про самого Сазонова нашлось не так много информации - точные даты жизни, имена детей от первого брака, список построенного им (или на его деньги) - два дома в Чухломе (один сохранился - Ленинская дом 30), приходская школа в Фалилеево, каменная сторожка при церкви в Введенском. Высказано было здравое предположение что до 1895ого года, когда он женился вторым браком на Добровольской он не часто бывал в родных краях, а постоянно проживал в Питере. На эту мысль наводит тот факт что он не занимал никаких выборных должностей в уезде (его друг и соперник Поляшов, хозяин Погореловского дома не раз избирался). К началу строительства Осташевского терема (1897 год) Сазонов по видимому решил отойти от дел и вернуться в родные края, таким образом терем был построен как дача, где можно было достойно провести остаток дней.
Про Добровольскую выяснили что она была дочкой дьячка Ильинской церкви в Фалилеево, и что после революции ее выселили из терема и она доживала свои дни в Ильинском, а умерла в конце сороковых в инвалидном доме.
По аттрибуции дома - av4 в свое время заметил что дом перекликается с проектом Ропета, опубликованном в журнале "Мотивы Русского Искусства". на самом деле если внимательно вглядеться планировка Осташевского дома совершенно другая, чем в проекте Ропета. Из проекта позаимствованы только завершение балкона и башенка.
Попов обнаружил на стропилах кровли следы, которые говорят о том что первоначально планировалась другая конструкция кровли, по видимому более простая, а потом она была изменена чтобы вместить башенку и новое завершение балкона. По его мнению вполне вероятно, что Сазонов строил дом сам, без архитектора. Об этом говорит несколько несуразностей в доме, которые хороший архитектор бы предотвратил еще в проекте (например, комната в которой была парадная лестница открывалась одинарными дверями на крыльцо и холодную веранду. конечно же в ней было дико холодно зимой, и в конечном итоге Сазонов достроил в ней деревянную перегородку чтобы создать подобие сеней). В такой ситуации новое, Ропетовское, завершение терема ему мог кто-то посоветовать. Возможно (тут мы уже выходим в пространство мифотворчества) это был Поляшов, с которым по словам местных Сазонова связывала крепкая дружба ("Чай вместе на конях в Чухлому пить ездили" как говорят местные жители). Поляшов весьма вероятно пересекался с Ропетом на отделочных работах в Зимнем. Впрочем это только версия - Сазонов мог сам пересекаться с Ропетом, мог увидеть проект в журнале, ему мог посоветовать проект кто то, нам неизвестный.