vita_colorata (vita_colorata) wrote in arch_heritage,
vita_colorata
vita_colorata
arch_heritage

Categories:

Флорищева пустынь

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, известный,  как Флорищева пустынь.



Тут надо заметить, что селение называется Фролищи, а  пустынь – Флорищева.  Имя Флор преобразовалось во Фрол, возможно, русским удобнее было так произносить. Дорога во Флорищи, на которую следует свернуть с московско-нижегородской трассы, дивно хороша, по пути попадаются озера и озерца, так и манящие остановиться и полюбоваться.  Предполагаю, что летом нижегородцы едут сюда, за какие-то 70 ( тьфу, да и только) километров, купаться на озерах. Сейчас же там пустынно и несколько
напомнило мне Карельский перешеек.


Флорищева пустынь производит впечатление «правильного» монастыря,  во глубине лесов, среди красоты природной и  в тишине.


 
В статье  В. Богородского от 1855 года «Сказание об основании Флорищевой пустыни. Во Владимирских губернских ведомостях» описано основание обители: «Название свое получила от Флора, который задолго до заведения монастыря на этом  месте имел пчеловодство и многократно слыхал дивный звон, и при этом не один он, но и товарищи его Михайло и Илья, неподалеку от него жившие и тою же охотою занимавшиеся; да многие рыбаки это чудо подтверждали. Потом на это место пришел схимник Мефодий,
родом неизвестный, стал тут жить, и  к нему еще пришли два монаха из нижегородских пределов, один именем Варлаам, а другой сын его Макарий, постриженные в Макарьевском монастыре, что ныне село Пурех».
 
По пути прикидываем, как ездили сюда раньше на лошадях, 34 версты от Гороховца, однако этот путь преодолевали пешком деревенские женщины, чей промысел был носить водку послушникам. Но это уж в начале 20 века, а во время закладки монастыря были вокруг леса непроходимые и никаких селений близко не было, так что никто не мешал монахам предаваться молитвам и тем, кто хотел забыть здесь суетную мирскую жизнь и её волнения, как нельзя лучше было здесь находиться.
 
Восемь лет прожили схимники и построил Мефодий на горе церковь деревянную во имя Успения  Божьей Матери, чем и положил основание пустыни.


 
А главным строителем пустыни стал Илларион, в миру Иоанн, сын нижегородского священника Анании, который воспитывался до 16 лет в монастыре Спаса Преображения на реке Унже. Еще будучи юношей, узнал он о существовании  места в Гороховецких пределах, где живут пустынники, ведущие богоугодную жизнь и отправился туда.  Долго и трудно добирался он глухими тропами прежде нашел хижины сподвижников. Отрок полюбился Мефодию и  он предрек Иоанну, что он «устроит здесь обитель, которая
будет впоследствии знаменитой».
Иоанн уже под именем Иллариона  с пятнадцатью иноками вернулся в обитель и взялся строить новый храм взамен сгоревшего. В 1661 году новый храм был готов, а затем была отстроена теплая Троицкая церковь.
Царь Федор Алексеевич ( 1661-1682) , наслышанный о добродетелях строителя монастыря, призвал его к себе и даже сделал своим духовником. А потом решится посетить Флорищеву пустынь с царицею и всем двором в 1677 году. По этому случаю из Вязников через лес проложили дорогу, которую долго еще называли Царской. И был построен Царский дворец, разобранный в 1808 году по ветхости. От дворца осталась только печь в архимандритских покоях, которая была сложена из остатков печи царского дворца.
Пустынь понравилась царю необыкновенно, «яко рай едемский на востоце насажденный».
Благодаря щедрости Федора Алексеевича, насельники получили средства на жизнь, которые давали возможность предаваться нравственному самосовершенствованию, «без забот о хлебе насущном и избавиться от печальной участи жить подаянием доброхотных благотворителей».
По указанию царя началось каменное строительство и приобрела пустынь нынешний вид.




Строительство начали с отдельно стоящей колокольни – 42.5 метра, что было новшеством.
Колокольня имеет изразцовый фриз.





На колокольню забираются с божьей помощью.


Успенский собор величественен и монументален и украшен «жучковым» орнаментом, который потом успешно применялся в Гороховце.


Композиция собора была взята с Покровского собора дворцового села в Измайлово.




З0 сентября на освящение собора прибыл сам царь Федор Алексеевич и подарил богатую утварь.
В 1684 году вместо ветхой деревянной была построена еще одна каменная церковь – во имя Святой Троицы. Одноглавая церковь служит теплой зимней церковью при монастырской трапезной.





Илларион стал митрополитом Суздальским, но его преемник Иринарх построил в 90 е годы 17 века церковь Святых Петра и Павла над воротами обители.


А иконы для пустыни писал не кто иной, как Симон Ушаков.
Пустынь гордилась и своей библиотекой, в которой было 200 рукописей 16-18 века.
Последнее сооружение в монастыре был Голицынский корпус (1713 год) – каменное двухэтажное здание.  Связано оно с Б. А. Голицыным, сподвижником Петра , который , утратив расположение своего высокого покровителя, удалился в иночество и постригся монахом под именем Боголеп. На свои деньги построил он корпус.


 
На месте бывшей деревянной церкви Успения стоит теперь памятный знак.






Tags: Владимирская область, Нижегородская область
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments