Как и многие члены сообщества. Кого-то он не впечатлил, но дискутировать на эту тему не хочется, как и ссылаться на Фаину Раневскую.
Хочется собрать по возможности сведения о храме и дополнить тем, о чем не писали.

Места эти были облюбованы людьми очень давно. Примерно посередине расстояния между Боголюбовым и церковью была найдена стоянка древнего палеолита Сунгирь.
Издавна земли эти были заселены племенами меря, весь и мурома, о чём напоминают нам названия селений и рек: Клязьма, Кидекша, Нерль – одного корня с озером Неро. Пришедшие сюда славяне смешались с местным населением.
Еще не так давно, чтобы дойти до церкви , нужно было пересечь поле по бездорожью , идущий мог задуматься о тернистости жизненного пути и необходимости преодолеть все преграды на пути к спасению души, а также оставить все суетное и подготовиться к встрече с божественным.
Возможно, это одна из причин, по которой мы готовы видеть красоту церкви , ведь наше сердце готово к встрече с ней.
Теперь к церкви ведет мощёная камнем дорога.

Дождь и неласковое время года не портит её красоту. Прекрасная архитектура прекрасна, не взирая на дурную погоду, а дурная остается такой в самое лучшее время .
А прекрасна церковь и тем, что находится в гармонии с природой, она – часть этого пейзажа, она его украшение.

Церковь Покрова на речке Нерль построена по велению князя Андрея Боголюбского. Нерль в то время впадала в Клязьму, изменившую потом своё русло, как раз в этом месте.

Неподалеку резиденция князя Боголюбово, в которой он и был убит.

По легенде построена она была в память о погибшем сыне Андрея Боголюбского Изяславе, с которым ходил он в поход на Волжскую Булгарию и одновременно, как памятник победе. Булгары , принявшие в 10 веке ислам были теми неверными, с которыми воевать было богоугодным делом. На дворе стояла эпоха крестовых походов. К тому же они были реальными
врагами – подходили к стенам Суздаля, но были разбиты. И , наконец, они были экономическими конкурентами, так-как стояли на пути у русских . Клязьма впадала в Оку, Ока в Волгу, а Волга была частью пути из варяг в греки и из варяг в арабы – два этих водных пути были основными торговыми уже за тем, что , не знаю, как обстояло с дураками тогда, но с дорогами было еще хуже.
Изяслав в походе был тяжко ранен и умер. В житии Андрея Боголюбского об этом сказано: «Сего же лета (1165) сын его первый Изяслав Андреевич ко Господу отъиде…Сей же великий князь Андрей еще печалию о скончавшемся сыне объят быв и, скорбяще, на реке Клязьме, на лугу, нача здати церковь во имя пресвятые Богородицы честнаго ея Покрова на устьи реки Нерли …оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующую при ней содела.»
Построенная очень в быстрые сроки, с апреля по октябрь, церковь стоит на насыпном кургане, таком, как насыпали тогда на могилу умершего князя. Такие курганы хорошо известны в Старой Ладоге. Высокое подножие спасает её от весеннего разлива реки, до 3 с половиной метров высотой, когда добраться до церкви бывает можно только на лодке. Раскопки показали, что
холм из утрамбованного грунта насыпан на материк из глины, фундамент высотой в 1.6 метра и основание стен в 3.7 метра защищают церковь от высоких паводковых вод. Таким образом мы имеем дело еще и прекрасным инженерным решением, которое обеспечило сохранность зданию на протяжении почти 9 ти веков ! Этот год, кстати, юбилейный – Андрей
Боголюбский родился 900 лет назад.

Раскопки показали, что холм был облицован мраморными плитами, а лестница, ведущая к реке, позволяла проплывавшим мимо путникам сделать остановку и помолиться.
Если вспомнить знаменитую дорогу до Сантьяго де Компостела, то и на ней большое количество прекрасных храмов.
Реконструкция Воронина показывает примерный вид церкви в то далекое время. Купол был шлемовидный.

А на этом фото видна достроенная в 1850-60 годах надвратная колокольня и башенки, так напоминающие сохранившиеся суздальские, а также церковь Трех святителей, в которой сейчас сторожка храма.

Издали она сейчас и впрямь, как поминальная свеча по умершему князю, её вытянутые пропорции усилены тем, что вверху она на 40 сантиметров уже, чем внизу, это утонение усиливает перспективу, когда мы смотрим снизу вверх и нам кажется, что здание еще выше.

К слову, совершенно обратный эффект применен в Дмитриевском соборе Владимира – там здание расширяется к верху и выглядит более мощным.
Древнерусские зодчие были умелы и великолепно чувствовали масштаб того, что они строили и архитектурную задачу.
И они прекрасно чувствовали пропорциональные соотношения, что видно почленениям фасада. Знали ли они принцип золотого сечения ? Скорее, интуитивно чувствовали этот общий закон природы, смею предположить, что связь человека с природой была в то время гораздо сильнее , потому и её гармонические законы были воплощены в архитектуре.

К тому же неизвестные нам строители не были случайными и неопытными, я бы даже сказала, что они прекрасно знали лучшие образцы архитектуры того времени.
По легенде строили церковь заезжие галичане. Галич, с которым отец Андрея Юрий Долгорукий поддерживал династические связи, славился своими строителями и незадолго до этого пережил свой подъем до столицы Галицкого княжества, уступив в 1039 году пальму первенства недавно заложенному Львову.
«Русь белокаменная «не так много и построила из белого камня. Материал был привозной.
В данном случае , историки предполагают, что на побежденных булгар была наложена контрибуция в виде поставок камня для строительства соборов во Владимире, а каждый десятый камень оставлялся для строительства Покрова на Нерли.
Церковь построена методом забутовки, известным еще в Древнем Риме и до сих пор еще применяющимся. Две стены возводились из камня с перевязкой, а затем пространство между ними заполнялось битым известняком, соломой, древесным углем и дубовыми бревнами – связями, а затем заливалось известковым раствором.
Аналогично, кстати, Антонио Гауди строил колонны в парке Гуэль, сложенные из камня, они имели внутри пустоту, которую забутовали и залили бетоном.
Толщина стен Покрова на Нерли 1 метр, а Золотые ворота, построенные таким же способом уже 5-6 метров.

Галич, заложенный на берегу Днестра,к сожалению, утратил почти все церкви того периода, от них остались лишь фундаменты в бывшем Подгородье, где теперь поля. Места, которые были в гуще событий времен Первой Мировой, «Германской»войны. И археологи в ходе раскопок находили черепа солдат, военные бляшки тех времен, а ниже в .другом культурном слое – плитки с грифонами, аналогичные владимирской резьбе.

Единственный сохранившийся памятник той эпохи – церковь Пантелеймона в селе Шевченкове под Галичем, превращенная в католический храм поляками, отбившими галицко-волынские земли, бывшие на протяжении двух столетий русскими, назад. Церковь утратила православные закомары, но арочный резной портал сразу напомнит нам владимирские храмы. Так-как мои
фото церкви были когда-то сделаны на слайды – воспользуюсь фото пользователя яндексаGluk365

Однако напомнит он и другие постройки, как церковь в Трире, например. Романский стиль в Европе узнаваем и порталами и характерной узорчатой резьбой. А многое имеет и более древние корни – Византию.

Стоит углубиться в интереснейшую тему поисков архетипов резного узорочья, как можно найти аналоги и вариации на одну и ту же тему самые любопытные.
В 1091 году закончен собор Сан-Марко в Венеции , его узорные порталы, колонны с резными капителями и продолжали византийские традиции и являли зодчим пример для подражания.
Капитель Покрова на Нерли , на которой аканфы больше напоминают дубовые листья.

А этот паренек на фасаде Сан-Марко напомнил Китовраса на стене Юрьева Польского.


И очень близкие мотивы в церкви Сан-Амброджио в Милане, 6– ой век, фото искала и таки нашла в сообществе:http://ornament-i-stil.livejournal.com/80065.html

А это Покрова на Нерли.

За пятьсот лет скульптурный мотив не пропал , а благополучно появился снова в далеком северном княжестве.

Лев святого Марка в гербе Венеции, но он и в гербе города Владимира.
Этот вот с таким же хвостом из Юрьева.

А это царь Давид и львы на Покрове на Нерли

А эти, сфотографированные мной в Венеции где-то на уличной стене зверики, без обозначения их прописки могли бы сойти за наших.

Следует еще сказать о богородичных ликах, которыми украшались храмы, на Покрове они тоже есть.

Церковь, которая встречала за полтора километра до Боголюбово путников, была первой в истории Руси, посвященной празднику Покрова. Андрей Боголюбский , возможно, в политических целях утвердил его, ведь было важно, чтобы новая столица была под эгидой, под защитой Богоматери, но прижился он еще и потому, что удачно совпал с языческими празднованиями сбора урожая, которые испокон веков бывали в это время. Чудо, случившееся в Византии,во Влахернском соборе, у нас стало почитаться и
вошло в двенадцать главных церковных праздников.

С Андреем Боголюбским связан еще один праздник – медовый Спас. 1 августа 1164 года после разгрома булгар Андрей Боголюбский совершал молебен и увидел свет, исходивший от икон Богородицы и Спаса.
Церковь уцелела во время татаро-монгольского нашествия и уцелела в 1784 году, когда игумен Боголюбского монастыря Парфений вознамерился разобрать её на камень для строительства Однако строители запросили слишком много. Но есть и другая легенда : одному из крестьян, залезшему наверх снять крест, попала в глаз соринка с купола и он , ослепнув,
отговорил прочих от не богоугодного дела.Работы были прекращены и зрение волшебным образом вернулось.
Фрески, утраченные в 1877 году. Собирались восстановить, но в 1992 церковь была включена в список из 900 объектов под охраной Юнеско, теперь любые изменения невозможны, что, может, и к лучшему.
Теперь же ходят слухи о строительстве коттеджей рядом с церковью. И этот вид издали, может пропасть.
