grus57 (grus57) wrote in arch_heritage,
grus57
grus57
arch_heritage

Categories:

Троица в Никитниках (прогулки с Архнадзором).

Ходила в воскресенье на экскурсию вместе с Архнадзором по Китай-городу, угодившему за забор. В сущности, это был небольшой кружок по городу, окончившийся у крыльца Троицы в Никитниках. Откуда наиболее упорные отправились еще на экскурсию в церковь.

church

Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках построена ярославскими мастерами в период с 1631 по 1634 на месте дереянной церкви Никиты Великомученника. Деревянная церковь появилась где-то в 70-х годах 16 века (в 1571 все более ранние постройки сгорели из-за визита хана Девлет-Гирея) и просуществовала до пожара 1626 года. От той первой церкви "Никиты-Мученника на Глинищах" уцелела только храмовая икона Никиты Великомученника (1579 г.). Нынешнее здание построено богатым московским купцом, выходцем из Ярославля, Григорием Леонтьевичем Никитниковым рядом с собственным домом. В церкви сразу были устроены приделы Никольский, Никиты-мученика и Иоанна Богослова (под колокольней). Позже появился придел иконы Грузинской Божьей Матери в подклете храма.

bloom

Архитектура церкви - это 17 век во всей красе :). Кажется, этот стиль называется узорочье. Я бы назвала - освобожденное узорочье, потому что главный признак, по которому опознаешь этот стиль и это время - это продуманно ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ симметричность. Порядок вроде как присутствует, но к четкому единообразию никто не стремится, и оного не желает. Такая вот истинно русская соборность через плюрализм... ;))
На экскурсии нам рассказали, что храм строился не по чертежу, а по рисунку иконописца (возможно, Симона Ушакова). Он произведение не архитектора, а художника. Здесь зрительные образы свободно прорастают один в другой, не нуждаясь в математической точности. Вот, например, нимбы стоящих плотной толпой святых в раю становятся закомарами или же собираются в группы и образуют соцветия оконных проемов... Но святые ведь люди и все разные по судьбе своей, значит и закомары должны немного отличаться, чтобы им соответствовать.



church windows 1

Вот одно окно справо, а другое слево. Всегда два окна, но - одно побольше, другое поменьше; одно потоньше другое потолще; одно разукрашено резьбой так, а другое - этак. А это удлиненное изогнутое окно в галерее над крыльцом - это вообще какой-то модерн. Больше всего напоминает Шехтеля по соседству. Меня просто сомнения мучают - это правда 17 век?

church windows

Вот резьба на окне. При первом взгляде кажется, что это симметричный орнамент. Ничего подобного - это свободно вихляющие завитушки, следующие приблизительно некоему паттерну.

icons 2

Вот киноварный рисунок на стенах в храме. Вроде бы повторяется, но приблизительно повторяется.

icons 3

Внутри все покрыто фресками 17 века. Надо как-нибудь придти с биноклем и рассмотреть побольше. Я поснимала чуть-чуть тайком.

icons 1

В главной церкви стоит великолепный резной иконостас 17 века. В приделе Иоанны Богослова сохранился тябловый иконостас (более древний по конструкции).

Короче, пока президентский забор не достроили, наведайтесь к Живоначальной Троице в Никитниках. Изумительное место.
Tags: Москва, узорочье, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments