В августе 1944 г. исторический центр города был выжжен двумя ковровыми бомбардировками английской авиации, потом были несколько недель ожесточенного штурма весной 45-го, затем город лишили своего имени в 46-м, затем всё немецкое население депортировали на Запад в 1948-м, затем весь исторический центр города (коробки зданий) разобрали на кирпич в 1950-х гг.
Советский Калининград можно было строить практически на пустом месте, но место было всё же не таким пустым. Первое поколение коренных калининградцев выросло на руинах, в городе, где призраки старого Кёнигсберга стояли едва ли не на каждом перекрестке.
И война с этими призраками продолжалась. Её главной жертвой стал Кёнигбергский королевский (орденский) замок, сердце прежнего города, твердыня которого в 1960-е ещё высилась посреди огромного пустыря, некогда вмещавшего в себя весь исторический центр:
Надо сказать, что сами калининградцы в массе своей ничего не имели против тевтонского замка и обожали фотографироваться на его фоне.
Для советских киношников эти руины также были просто находкой - где ещё в СССР найдёшь лучшую натуру для съемок, если надо снять сцены войны в логове врага?
Вот несколько кадров из фильма 1967 г. на фоне замка:
Тем не мене, на протяжении всех послевоенных лет замок медленно, но методично разрушали. В 1950 г. была взорвана главная замковая башня, самое высокое сооружение в городе на протяжении всей его истории (98 м.). Периметры стен год за годом растаскивались на кирпич.
На кадрах 1960-х замок уже вовсе не тот, каким его увидели советские воины в апреле 45-го. Несколько флигелей уже перестали существовать и замок превратился в группу разрозненных руин:
Наиболее прочно держалась западная часть замка постройки 16 века с залом Московитов и капеллой, и особенно её главная угловая башня:
Этот снимок датируется 1965 г. и жить замку оставалось совсем немного:
Несмотря на протесты министерства культуры РСФСР, по решению первого секретаря Калининградского обкома Н. Коновалова развалины замка в 1967 г. начали сносить окончательно:
Агония затянулась ещё на два года.
Вот что оставалось от замка в 1969:
Но и помимо замка, в 1960-е в городе было полно руин. Самой знаменитой из них был Кафедральный собор на острове Кнайпхоф, самое старое здание в городе (постройка начала 14 века):
Когда-то собор был сердцем целого города, точнее, городской общины под названием Кнайпхоф. Теперь его кирпичный остов стоял по среди совершенно пустого острова, начинающего зарастать деревьями (снимок 1965 г.).
Единственное здание из всего средневекового Кёнигсберга спасла могила Иммануила Канта, гробница которого пристроена к стене собора. Канта весьма уважали в СССР, причем именно партийные идеологи. Руины собора оставили в покое, и даже провели вроде бы какие-то работы по консервации в 1970-е или 80-е гг.
На этом снимке 1965 г. ещё цел портик, потом он куда-то делся, а наши дни какие-то олухи начеканили юбилейные рубли со сценой штурма города в 45-м, на котором собор стоит уже без портика:
В руинах стояли в 1960-е гг. здание нового университета, которое потом восстановят в виде безликой коробки, здание бывшей биржи, ставшее после капремонта ДК моряков, городской концертный зал.
На глазах превращались в руины немецкие кирхи на окраинах, которые почти не пострадали в войну. Лишь в 70-е гг. ими заинтересовались и стали восстанвливать для нужд культуры.
Например, кирха Луизы стала кукольным театром. На снимке середины 60-х она ещё разрушается:
Гораздо меньше повезло кирхе Лютера близ главного вокзала. В 1975 г. её взорвали. Этот снимок сделан за считанные дни до сноса:
Зачем-то снесли в 60-е огромное здание правительства Пруссии в стиле неоренессанса, которое могло бы достойно смотреться даже в Петербурге:
Всех руин 60-х не перечислишь.
"Развалины глядят в окна вагона", 1965:
Несмотря на распространявшиеся вплоть до перестройки в западногерманских СМИ мифах о том, что Калининград всё ещё лежит в руинах, уже в 1960-е город в целом выглядел неплохо, несмотря на начавшие активно плодиться хрущёвки.
Было немало уютных уголков в уцелевших районах вилл и квартале нового центра:
Этот снимок 1967 г. сделан на пр-те Мира:
А это новая городская ратуша (1927 г.) на открытке 1963 г.:
Подлатанное в 1950-е гг. здание уже утратило некоторые архитектурные детали, но сохранило в целом свой оригинальный стиль.
Все крупные административные здания Кёнигсберга, над которыми оставалась кровля к 9 апреля 1945 г., до сих пор продолжают успешно использоваться по своему назначению, придавая самому западному региональному центру России архитектурное своеобразие.