? ?

Previous Entry | Next Entry



Дом за номером 17/2 по Шелковичной улице в Киеве не нуждается в особом представлении. Наверное, можно даже сказать, что это одна из «визитных карточек» Киева – не парадная, но очень по-киевски красивая и теплая. Это одно из тех мест, которым киевляне спешат поделиться с гостями, одно из замечательнейших произведений «киевского ренессанса».

Долгое время дом стоял закрытым, и мало кто знал, что там и как сохранилось внутри. Оставалось восхищаться снаружи. Но в последнее время дом ожил и стал «Детской картинной галереей» – филиалом Киевского национального музея русского искусства. В настоящее время здесь проводятся художественные выставки, концерты классической музыки, детские праздники, лектории по истории искусства для детей и взрослых, экскурсии по залам особняка и другие культурные мероприятия.

В октябре мне посчастливилось попасть внутрь и даже фотографировать там. Причем, когдая покупал билет для фотосъемки, кассир как-то загадочно сказала, что «скоро фотографировать внутри будет нельзя». Посему спешу поделиться немногими фотографиями.

Написано про этот дом много, теперь у «Шоколадного домика» есть даже свой сайт, из которого можно узнать и историю дома, и расписание выставок и концертов. А еще на этом сайте есть раздел с профессионально снятыми 360-градусными панорамами основных залов дома, тягаться с которыми мне бесполезно – у меня даже подходящего объектива для съемки интерьеров с собой не было!

Кстати, возможно, именно присутствие этих «официальных» фотопанорам и объясняет возможный скорый запрет на любительское фотографирование внутри?

Дом построен в 1901 году главным архитектором Киева, академиком архитектуры Владимиром Николаевым для купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева, которому и принадлежал до 1917 года, когда Могилевцев почил, а еще произошло сами знаете какое роковое событие. Как сообщает нам Википедия, при Деникине здесь жил киевский губернатор, потом располагался отдел НКВД, а с 1960 по 1980 – был ЗАГС. Ну а потом 30 лет дом «находился на реставрации»...

Один из первых фотоотчетов об интерьерах – от 2005 (!) года был опубликован by myshyak  в сообществе interesniy_kiev . Там видно несколько менее отреставрированное состояние. Да и приведенная схема дома не совсем точна. Я схему не рисовал, но постараюсь в описании понятно изложить расположение комнат второго этажа.

Внутри каждое помещение выполнено в своем историко-архитектурном ключе; по крайней мере, это относится ко второму этажу – помещения первого, кроме парадной прихожей, где теперь касса и ресепшен, закрыты для публики, насколько я понял. Парадная лестница имеет центральное расположение; второй этаж устроен по принципу кругового обхода.

01. Поднявшись по лестнице с огромным зеркалом на верхней площадке, попадаем в Мавританский зал:


02. Большая дверь впереди ведет в Ренессансный зал, маленькая справа – в какую-то подсобку, где, по-моему, было просто отъевроремонтировано


03. То же самое в немного другом ракурсе: видны места, где лепнина просто восстановлена, и места, где ее уже начали красить. Правда, судя по старым фото, реставрация движется как-то медленно...


04. Дверь слева от входа с лестницы ведет сразу в Белую залу (она же Французская, видимо, если судить по стилю?). Это, пожалуй, единственное замеченное отступление от принципа кругового обхода в планировке второго этажа.


05. Это Ренессансный зал, который, насколько я понимаю, использовался в качестве столовой.


06. Окна Ренессансного зала смотрят в улицу Орлика


07. В ту сторону, что направо от входа из Мавританского зала (и по направлению заднего двора) Ренессансный зал переходит в небольшую угловую комнату с неизвестным мне названием


08. и очень красивым плафоном:


09. На этом фото (снято из улицы Орлика) хорошо видно, что эта комната имела раньше балкон, выходивший в сторону двора. Теперь, кажется, от балкона только плита осталась.


10. С другой стороны Ренессансный зал переходит (это видно на фото 05) в угловую комнату (на углу Шелковичной и Орлика), называемую залом «Модерн», и соответствующим образом декорированную. Не знаю уж почему, но я сфотографировал только витражное окно.


11. Из зала «Модерн» налево попадаем в самое большое и парадное помещение, расположенное по центру длинного фасада по Шелковичной улице. Это Белая зала. Сейчас она практически отреставрирована – кроме пола и люстры – и тут проводят концерты


12. Белая зала занимает 5 окон по фасаду


13. По другую сторону Белой залы находится зал размером с кабинет, богато декорированный в псевдорусском, билибинском стиле, с обильной резьбой по дереву. Это, как несложно догадаться, Русский зал.


14.


15.


16.


В следующем зале, почти равном по площади Русскому, почти никакого декора не сохранилось. Там же выход на лестницу.

Советую почитать эту статью на сайте «Интересный Киев»

Вот, наверное, и все.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
orbis_pictus
Nov. 20th, 2011 07:25 pm (UTC)
Несколько эклектично, но очень здорово! И очень по-киевски. Спасибо.
tsunamiiscoming
Nov. 20th, 2011 08:50 pm (UTC)
Лужковский дух! Лужковым пахнет!

Вот смотришь и думаешь, какая всё-таки условная вещь "качественная архитектура". Дом может быть хоть резиденцией цыганского барона в девять этажей и золотым рогом изобилия на все ста сорока колоннах из армированного бетона, но при этом быть невероятно очаровательным.
Этот дом тому пример. Наверное, очарование и есть единственное, что важно.
macwrangler
Nov. 20th, 2011 09:10 pm (UTC)
Да ну что Вы, как раз лужковского духа в этом доме совсем нету. И реставрация, идущая в год по чайной ложке, тоже пока идет не в том стиле.
А что до архитектуры... сто лет назад была одна эклектика, сейчас - другая. Тогда, сто лет тому (и немного больше) ту архитектуру ругали, называли "вызывающим безвкусием" и чуть ли не "хамством": отчасти из-за того, что это была архитектура нуворишей - купцов и промышленников, отчасти щеголявших друг перед другом и старавшихся впихнуть в концепцию дома то, что консервативному взгляду казалось невпихуемым.
А теперь, сравнивая модерн (и прочие "нео-" стили) с лужковской эклектикой, мы говорим, что "сто лет назад у людей был вкус". Кто знает, возможно, через 100 лет о многих ругаемых теперь зданиях будут говорить как о памятниках архитектуры. Хотя мне почему-то кажется, что вряд ли. Как бы это лучше выразиться, качество людей, и архитекторов, в частности, тогда повыше было, что ли. Штучнее они были, отношение к работе было иным... да и соотношение между честью и репутацией, с одной стороны, и баблом, с другой, тоже было иное.
tsunamiiscoming
Nov. 20th, 2011 09:43 pm (UTC)
Ну да, кульбит эклектики через неоклассицизм, югендштиль, ар деко, модернизм (хоть стримлайн, хоть интернациональный стиль) и - бинго! - к постмодернизму и дедушке Вентури захватывает и наталкивает на построение сколь смелых, столь и занимательных культурных параллелей.

Так что о том и речь, что этот очевидно ужасный принцип "всего и побольше!", может быть талантливо воплощён. Хотя, надо сказать, что примеров этого куда меньше, чем удачных зданий (но их могло бы быть и поболе)в стиле "всё лишнее - долой". Тем ценнее исключения. И я очень рад увидеть данное, шоколадное, киевское исключение. Просто торт.

Ведь его безвкусица даже сейчас бросается в глаза. Как видеоклип Киркорова. Однако этот дом при полном отсутвии вкуса действительно очаровывает. Природа очарования для меня загадка: то ли он какой-то обжитой и тёплый, то ли нам всем сейчас нравится, попадает в настроение времени, идея сосуществования на одной территории совершенно разных, обычно противоборствующих людей, культур, мнений и втч стилей.., то ли это просто талант, - словом, не знаю.

Но не качество работы точно. Сейчас качество работы очень высоко. Невероятно высоко. Единственная проблема, что высоко оно не на постсоветском пространстве.
( 4 comments — Leave a comment )

Tags

Comments

  • arch_heritage
    14 Sep 2023, 04:35
    Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
  • arch_heritage
    14 Sep 2023, 03:49
    да
  • arch_heritage
    14 Sep 2023, 03:45
    Здравствуйте!
    Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Архитектура, Искусство, История, Россия.
    Если вы считаете, что система ошиблась —…
  • arch_heritage
    10 Sep 2023, 07:58
    Я понял Ваш довод. К сожалению, мне не известно, чем закончилась история с прихожанами этого красивого храма. Кто их судил в итоге: бог, народ или земной суд. И кстати,  люди, которые, считая себя…
  • arch_heritage
    10 Sep 2023, 06:31
    Насколько я понимаю, для христианина Отечество — Там, верность Христу важнее верности земным властителям.

    Фил.3:20 Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего…
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel