
Дом за номером 17/2 по Шелковичной улице в Киеве не нуждается в особом представлении. Наверное, можно даже сказать, что это одна из «визитных карточек» Киева – не парадная, но очень по-киевски красивая и теплая. Это одно из тех мест, которым киевляне спешат поделиться с гостями, одно из замечательнейших произведений «киевского ренессанса».
Долгое время дом стоял закрытым, и мало кто знал, что там и как сохранилось внутри. Оставалось восхищаться снаружи. Но в последнее время дом ожил и стал «Детской картинной галереей» – филиалом Киевского национального музея русского искусства. В настоящее время здесь проводятся художественные выставки, концерты классической музыки, детские праздники, лектории по истории искусства для детей и взрослых, экскурсии по залам особняка и другие культурные мероприятия.
В октябре мне посчастливилось попасть внутрь и даже фотографировать там. Причем, когдая покупал билет для фотосъемки, кассир как-то загадочно сказала, что «скоро фотографировать внутри будет нельзя». Посему спешу поделиться немногими фотографиями.
Написано про этот дом много, теперь у «Шоколадного домика» есть даже свой сайт, из которого можно узнать и историю дома, и расписание выставок и концертов. А еще на этом сайте есть раздел с профессионально снятыми 360-градусными панорамами основных залов дома, тягаться с которыми мне бесполезно – у меня даже подходящего объектива для съемки интерьеров с собой не было!
Кстати, возможно, именно присутствие этих «официальных» фотопанорам и объясняет возможный скорый запрет на любительское фотографирование внутри?
Дом построен в 1901 году главным архитектором Киева, академиком архитектуры Владимиром Николаевым для купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева, которому и принадлежал до 1917 года, когда Могилевцев почил, а еще произошло сами знаете какое роковое событие. Как сообщает нам Википедия, при Деникине здесь жил киевский губернатор, потом располагался отдел НКВД, а с 1960 по 1980 – был ЗАГС. Ну а потом 30 лет дом «находился на реставрации»...
Один из первых фотоотчетов об интерьерах – от 2005 (!) года был опубликован by
Внутри каждое помещение выполнено в своем историко-архитектурном ключе; по крайней мере, это относится ко второму этажу – помещения первого, кроме парадной прихожей, где теперь касса и ресепшен, закрыты для публики, насколько я понял. Парадная лестница имеет центральное расположение; второй этаж устроен по принципу кругового обхода.
01. Поднявшись по лестнице с огромным зеркалом на верхней площадке, попадаем в Мавританский зал:

02. Большая дверь впереди ведет в Ренессансный зал, маленькая справа – в какую-то подсобку, где, по-моему, было просто отъевроремонтировано

03. То же самое в немного другом ракурсе: видны места, где лепнина просто восстановлена, и места, где ее уже начали красить. Правда, судя по старым фото, реставрация движется как-то медленно...

04. Дверь слева от входа с лестницы ведет сразу в Белую залу (она же Французская, видимо, если судить по стилю?). Это, пожалуй, единственное замеченное отступление от принципа кругового обхода в планировке второго этажа.

05. Это Ренессансный зал, который, насколько я понимаю, использовался в качестве столовой.

06. Окна Ренессансного зала смотрят в улицу Орлика

07. В ту сторону, что направо от входа из Мавританского зала (и по направлению заднего двора) Ренессансный зал переходит в небольшую угловую комнату с неизвестным мне названием

08. и очень красивым плафоном:

09. На этом фото (снято из улицы Орлика) хорошо видно, что эта комната имела раньше балкон, выходивший в сторону двора. Теперь, кажется, от балкона только плита осталась.

10. С другой стороны Ренессансный зал переходит (это видно на фото 05) в угловую комнату (на углу Шелковичной и Орлика), называемую залом «Модерн», и соответствующим образом декорированную. Не знаю уж почему, но я сфотографировал только витражное окно.

11. Из зала «Модерн» налево попадаем в самое большое и парадное помещение, расположенное по центру длинного фасада по Шелковичной улице. Это Белая зала. Сейчас она практически отреставрирована – кроме пола и люстры – и тут проводят концерты

12. Белая зала занимает 5 окон по фасаду

13. По другую сторону Белой залы находится зал размером с кабинет, богато декорированный в псевдорусском, билибинском стиле, с обильной резьбой по дереву. Это, как несложно догадаться, Русский зал.

14.

15.

16.

В следующем зале, почти равном по площади Русскому, почти никакого декора не сохранилось. Там же выход на лестницу.
Советую почитать эту статью на сайте «Интересный Киев»
Вот, наверное, и все.
Comments
Вот смотришь и думаешь, какая всё-таки условная вещь "качественная архитектура". Дом может быть хоть резиденцией цыганского барона в девять этажей и золотым рогом изобилия на все ста сорока колоннах из армированного бетона, но при этом быть невероятно очаровательным.
Этот дом тому пример. Наверное, очарование и есть единственное, что важно.
А что до архитектуры... сто лет назад была одна эклектика, сейчас - другая. Тогда, сто лет тому (и немного больше) ту архитектуру ругали, называли "вызывающим безвкусием" и чуть ли не "хамством": отчасти из-за того, что это была архитектура нуворишей - купцов и промышленников, отчасти щеголявших друг перед другом и старавшихся впихнуть в концепцию дома то, что консервативному взгляду казалось невпихуемым.
А теперь, сравнивая модерн (и прочие "нео-" стили) с лужковской эклектикой, мы говорим, что "сто лет назад у людей был вкус". Кто знает, возможно, через 100 лет о многих ругаемых теперь зданиях будут говорить как о памятниках архитектуры. Хотя мне почему-то кажется, что вряд ли. Как бы это лучше выразиться, качество людей, и архитекторов, в частности, тогда повыше было, что ли. Штучнее они были, отношение к работе было иным... да и соотношение между честью и репутацией, с одной стороны, и баблом, с другой, тоже было иное.
Так что о том и речь, что этот очевидно ужасный принцип "всего и побольше!", может быть талантливо воплощён. Хотя, надо сказать, что примеров этого куда меньше, чем удачных зданий (но их могло бы быть и поболе)в стиле "всё лишнее - долой". Тем ценнее исключения. И я очень рад увидеть данное, шоколадное, киевское исключение. Просто торт.
Ведь его безвкусица даже сейчас бросается в глаза. Как видеоклип Киркорова. Однако этот дом при полном отсутвии вкуса действительно очаровывает. Природа очарования для меня загадка: то ли он какой-то обжитой и тёплый, то ли нам всем сейчас нравится, попадает в настроение времени, идея сосуществования на одной территории совершенно разных, обычно противоборствующих людей, культур, мнений и втч стилей.., то ли это просто талант, - словом, не знаю.
Но не качество работы точно. Сейчас качество работы очень высоко. Невероятно высоко. Единственная проблема, что высоко оно не на постсоветском пространстве.