Не знаю, удасться ли выложить здесь со временем весь курс по русской архитектуре, который я читаю в МАРХИ (слишком уж безразмерный материал для обработки), но начну с одной из самых интереснейших ее страниц - НАРЫШКИНСКОГО СТИЛЯ. Уж очень я его люблю, хотя и не занимаюсь им специально. Оказалось, что в Интернете до сих пор нет ни одного внятного и цельного материала по этой теме.
Нет текстов принципиально важных диссертаций И.Л. Бусевой-Давыдовой, Н.А. Мерзлютиной, Л.К. Масиеля Санчеса, нет многочисленных статей М.Н. Микишатьева, даже давних публикаций М.А. Ильина и О.И. Брайцевой. Из качественных общих текстов есть только обзорная журнальная статья В.В. Седова, а также несколько статей И.Л. Бусевой-Давыдовой по разным отдельным вопросам архитектуры 17 века. Вместо профессиональной литературы зато на видных местах висит нечто невразумительное, хотя и написанное явно "от души". Википедия по данному вопросу тоже отжигает всякими несуразностями, наука там и рядом не стояла. Ну и кроме всего прочего полно устаревших биографических статей по т.н. зодчим нарышкинского стиля, особенно по Якову Бухвостову. И хотя сейчас мы уже не склонны считать эти фигуры именно архитекторами в современном понимании этой профессии, нам сложно переломить устоявшиеся стереотипы. Читайте побольше новые исследования, это единственный способ избежать архаизмов в собственных представлениях об истории искусства. Она меняется с каждым новым поколением, и это нормально.
Новый серьезный текст по теме я здесь не предлагаю, это технически пока невыполнимо (т.е. его просто надо для начала написать), зато будет логически выстроенный иллюстративный материал. При желании, по нему можно будет разобраться как в общей проблематике, так и в частностях специфики нарышкинского стиля. Картинки старался подбирать весьма наглядные.
Вопрос о термине и его условности. О терминах, как известно, договариваются. Данного явления это касается в первую очередь, ибо все существующие варианты уязвимы. Во-первых, почему СТИЛЬ? Потому что цельная и узнаваемая по набору приемов и деталей система. Традицию узнают по устойчивости типа и конструкции, стиль - по узнаваемым и повторяющимся деталям. В нарышкинском их набор исключительно богат и разнообразен.
Почему НАРЫШКИНСКИЙ?
Справедливости ради, стиль мог бы называться стилем Милославских или стилем царевны Софьи. Но не сложилось.
Разговор об эпохе перемен, о движении русской култьтуры 17 века навстречу Западу, о Польше и ее месте в московской жизни той эпохи.
Архитектура накануне нарышкинского стиля. Определенный тупик, когда многократно повторяются одни и теже формулы - наложение на стандартный четверик дробного декора. Декором увлекаются все больше, но конструктивная основа долго не меняется, мастера и заказчики упорно держатся за старое.
Начало перемен. 1681 год - Карп Золотарев едет на Украину, с его возвращением в Москву заносятся новые конструктивные типы церквей. В 1681 году закладывают первый четырехлепестковый храм на Пресне, который не сохранился и даже не был достроен. Начало мощного украинского влияния в московской архитектуре
Новую архитектуру патронирует царевна Софья, особенно деятельно во всем этом участвует ее фаворит князь Голицын.
На новшевства сразу откликается высшее боярство. Ранние украинизирующие храмы почти не имеют декора, они еще как бы даже и не нарышкинские по стилистике. Но типология уже сильно обновилась.
Еще один импортированный с Украины тип. И он тоже оставил свой след на московской почве.
На строительстве Новодевичьего монастыря (там кроме старого собора почти все возведено при Софье) впервые в таком разнообразии форм и мотивов опробовали новую декорацию фасадов. В 1686 году был заключен мир с Речью Посполитой (Польшей), после чего культурное влияние Польши на Москву усилилось. На смену аскетизму ранних украинизирующих памятников пришла декоративная роскошь европейского маньеризма. Он начал проникать сюда в первую очередь через польский корридор. Уместно еще вспомнить, что значительная часть церковных иерархов были выпускниками Киево-Могилянской академии, так что и через них шло западничество (пусть и в православном обличье), уже внутри церкви.
Здесь в декоре появляются раковины, которые потом эта архитектура очень полюбит. В данном случае раковины указывают на царственный характер постройки. Несмотря на то, что мотив раковин распространен в декоре европейского маньеризма, здесь у него, видимо, свое местное происхождение - от раковин алевизовского Архангельского собора в Кремле, бывшего царской усыпальницей.
Происходит обновление и такого типа постройки, как отдельно стоящая колокольня. В узорочье они были шатровые, затем патриарх Никон в Новом Иерусалиме построил колокольню на манер кремлевского Ивана Великого. И вот, дальнейшее развитие темы ярусных колоколен.
Помимо украинско-польской возникает еще одна тема происхождения нарышкинских форм - голландская или, шире - нидерландская. С голландцами много торговали, их знали лучше, чем многих других иноземцев. И у Петра не случайно с детских лет возник интерес именно ко всему голландскому. Так что голландские образцы станут очень важными при создании нового архитектурного языка Московии.
Колокольня Новодевичьего не одинока. Их выстраивается целая линия.
Итак, для разговора о начале стиля важны два момента - появление новых объемно-планировочных структур из украинского контекста и рождение нового декора путем синтеза также занесенных с Запада (преимущественно, через Украину-Польшу и Голландию) образцов. Скрещивание того и другого привело к расцвету стиля в его лучших шедеврах, уже в самом начале 1690-х гг. У побежденных Милославских инициативу заказа перехватывают Нарышкины, и давшие название этой архитектуре.
Теперь, когда уже имеется представление о некоторых важных памятниках нарышкинского стиля, необходимо перейти к более детальному разбору источников его форм. Об этом в следующей части
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →