?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начинаем здесь новый жанр - иллюстративный материал к лекционному курсу по истории русской архитектуры. Пока нет никаких сил и возможностей изготовить полноценный текст, а то был бы сразу уже учебник, хоть в издательство неси. Лекции читают многие, как раз там и можно познакомить (и познакомиться) с самыми последними концепциями, развеять устойчивые заблуждения, ну и просто изложить известный материал в некоей логической системе, чтобы во многих головах что-то прояснилось. Увы, эти новые концепции (как и вообще новые сведения) с сильным опозданием приходят в Интернет, по разным причинам. Вот и выходит, что в виртуальном пространстве гуляют старые тексты, продолжающие умножать давно устаревшие представления.



Не знаю, удасться ли выложить здесь со временем весь курс по русской архитектуре, который я читаю в МАРХИ (слишком уж безразмерный материал для обработки), но начну с одной из самых интереснейших ее страниц - НАРЫШКИНСКОГО СТИЛЯ. Уж очень я его люблю, хотя и не занимаюсь им специально. Оказалось, что в Интернете до сих пор нет ни одного внятного и цельного материала по этой теме.

Нет текстов принципиально важных диссертаций И.Л. Бусевой-Давыдовой, Н.А. Мерзлютиной, Л.К. Масиеля Санчеса, нет многочисленных статей М.Н. Микишатьева, даже давних публикаций М.А. Ильина и О.И. Брайцевой. Из качественных общих текстов есть только обзорная журнальная статья В.В. Седова, а также несколько статей И.Л. Бусевой-Давыдовой по разным отдельным вопросам архитектуры 17 века. Вместо профессиональной литературы зато на видных местах висит нечто невразумительное, хотя и написанное явно "от души". Википедия по данному вопросу тоже отжигает всякими несуразностями, наука там и рядом не стояла. Ну и кроме всего прочего полно устаревших биографических статей по т.н. зодчим нарышкинского стиля, особенно по Якову Бухвостову. И хотя сейчас мы уже не склонны считать эти фигуры именно архитекторами в современном понимании этой профессии, нам сложно переломить устоявшиеся стереотипы. Читайте побольше новые исследования, это единственный способ избежать архаизмов в собственных представлениях об истории искусства. Она меняется с каждым новым поколением, и это нормально.

Новый серьезный текст по теме я здесь не предлагаю, это технически пока невыполнимо (т.е. его просто надо для начала написать), зато будет логически выстроенный иллюстративный материал. При желании, по нему можно будет разобраться как в общей проблематике, так и в частностях специфики нарышкинского стиля. Картинки старался подбирать весьма наглядные.









Вопрос о термине и его условности. О терминах, как известно, договариваются. Данного явления это касается в первую очередь, ибо все существующие варианты уязвимы. Во-первых, почему СТИЛЬ? Потому что цельная и узнаваемая по набору приемов и деталей система. Традицию узнают по устойчивости типа и конструкции, стиль - по узнаваемым и повторяющимся деталям. В нарышкинском их набор исключительно богат и разнообразен.




Почему НАРЫШКИНСКИЙ?


Справедливости ради, стиль мог бы называться стилем Милославских или стилем царевны Софьи. Но не сложилось.


Разговор об эпохе перемен, о движении русской култьтуры 17 века навстречу Западу, о Польше и ее месте в московской жизни той эпохи.




Архитектура накануне нарышкинского стиля. Определенный тупик, когда многократно повторяются одни и теже формулы - наложение на стандартный четверик дробного декора. Декором увлекаются все больше, но конструктивная основа долго не меняется, мастера и заказчики упорно держатся за старое.




Начало перемен. 1681 год - Карп Золотарев едет на Украину, с его возвращением в Москву заносятся новые конструктивные типы церквей. В 1681 году закладывают первый четырехлепестковый храм на Пресне, который не сохранился и даже не был достроен. Начало мощного украинского влияния в московской архитектуре


Новую архитектуру патронирует царевна Софья, особенно деятельно во всем этом участвует ее фаворит князь Голицын.




На новшевства сразу откликается высшее боярство. Ранние украинизирующие храмы почти не имеют декора, они еще как бы даже и не нарышкинские по стилистике. Но типология уже сильно обновилась.






Еще один импортированный с Украины тип. И он тоже оставил свой след на московской почве.




На строительстве Новодевичьего монастыря (там кроме старого собора почти все возведено при Софье) впервые в таком разнообразии форм и мотивов опробовали новую декорацию фасадов. В 1686 году был заключен мир с Речью Посполитой (Польшей), после чего культурное влияние Польши на Москву усилилось. На смену аскетизму ранних украинизирующих памятников пришла декоративная роскошь европейского маньеризма. Он начал проникать сюда в первую очередь через польский корридор. Уместно еще вспомнить, что значительная часть церковных иерархов были выпускниками Киево-Могилянской академии, так что и через них шло западничество (пусть и в православном обличье), уже внутри церкви.












Здесь в декоре появляются раковины, которые потом эта архитектура очень полюбит. В данном случае раковины указывают на царственный характер постройки. Несмотря на то, что мотив раковин распространен в декоре европейского маньеризма, здесь у него, видимо, свое местное происхождение - от раковин алевизовского Архангельского собора в Кремле, бывшего царской усыпальницей.






Происходит обновление и такого типа постройки, как отдельно стоящая колокольня. В узорочье они были шатровые, затем патриарх Никон в Новом Иерусалиме построил колокольню на манер кремлевского Ивана Великого. И вот, дальнейшее развитие темы ярусных колоколен.


Помимо украинско-польской возникает еще одна тема происхождения нарышкинских форм - голландская или, шире - нидерландская. С голландцами много торговали, их знали лучше, чем многих других иноземцев. И у Петра не случайно с детских лет возник интерес именно ко всему голландскому. Так что голландские образцы станут очень важными при создании нового архитектурного языка Московии.




Колокольня Новодевичьего не одинока. Их выстраивается целая линия.






Итак, для разговора о начале стиля важны два момента - появление новых объемно-планировочных структур из украинского контекста и рождение нового декора путем синтеза также занесенных с Запада (преимущественно, через Украину-Польшу и Голландию) образцов. Скрещивание того и другого привело к расцвету стиля в его лучших шедеврах, уже в самом начале 1690-х гг. У побежденных Милославских инициативу заказа перехватывают Нарышкины, и давшие название этой архитектуре.








Теперь, когда уже имеется представление о некоторых важных памятниках нарышкинского стиля, необходимо перейти к более детальному разбору источников его форм. Об этом в следующей части

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
akim_trefilov
Dec. 14th, 2011 06:56 pm (UTC)
Чудо! Спасибо огромное.
q_w_z
Dec. 14th, 2011 06:58 pm (UTC)
Гениально, Андрей,

горячо благодарю, буду изучать.

av4
Dec. 14th, 2011 07:02 pm (UTC)
Бгагодарствую! Сегодня еще вторую часть запощу, а вообще всего более 200 картинок только по этой теме.
(no subject) - q_w_z - Dec. 14th, 2011 07:03 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
av4
Dec. 14th, 2011 07:04 pm (UTC)
это ж просто переведенная в шпеги презентация.
:-)
lexrom
Dec. 14th, 2011 07:05 pm (UTC)
Спасибо большое!
Продолжайте серию.
daria_iz_orla
Dec. 14th, 2011 07:10 pm (UTC)
Эх. Что же нам так хорошо и понятно ничего не рассказывали, на истории искусств!? :0))
Михаил Микишатьев
Jun. 22nd, 2012 09:16 pm (UTC)
Эх, Дашенька, не у тех учились!
(no subject) - daria_iz_orla - Jun. 23rd, 2012 04:51 am (UTC) - Expand
rodandrew
Dec. 14th, 2011 07:11 pm (UTC)
Спасибо, наконец -то возобновились высокопрофессиональные материалы в сообществе!
kosjka
Dec. 14th, 2011 07:18 pm (UTC)
вот спасибо!!
dinya_ss
Dec. 14th, 2011 07:25 pm (UTC)
Будем самообразованием заниматься!
Спасибо!
perlovka_blog
Dec. 14th, 2011 07:38 pm (UTC)
А кто должен в Википедии писать, чтобы там не было несуразностей?
av4
Dec. 14th, 2011 08:21 pm (UTC)
Вообще-то хорошо бы наука
:-)
Но мало нас, и все прям такие занятые, что ужжоссс!
(no subject) - perlovka_blog - Dec. 14th, 2011 08:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 14th, 2011 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kaganer - Dec. 15th, 2011 02:40 pm (UTC) - Expand
pshevelev
Dec. 14th, 2011 07:54 pm (UTC)
спасибо
нме, как крестителю Р. очень И.
av4
Dec. 14th, 2011 08:22 pm (UTC)
ага полезно знать, к чему страну привел через семь веков.
:-)
grus57
Dec. 14th, 2011 08:20 pm (UTC)
А что вообще означает раковина? Почему она царский знак?
av4
Dec. 14th, 2011 08:25 pm (UTC)
Это она у нас царский знак. Потому что Алевиз ее поместил на фасаде именно царской усыпальницы. Он просто украсить хотел, как мог и чем мог. А потом ее поняли как намек на связь конкретной церкви с царской семьей. Симеон Бекбулатович первым реанимировал раковины после Алевиза. У него в Кушалине церковь-усыпальница 1590-х тоже с ракушками. Хотел примазаться, он же царевич, к тому же был венчан Грозным на царство. Затем Софья и Нарышкины вспоминают о царственных раковинах. Но после них уже стали использовать все кому не лень, исключительный смысл формы потерялся.
(no subject) - grus57 - Dec. 14th, 2011 08:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lugerovski - Dec. 14th, 2011 09:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 14th, 2011 10:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - memento_mary - Dec. 15th, 2011 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 16th, 2011 07:34 am (UTC) - Expand
il_ducess
Dec. 14th, 2011 08:22 pm (UTC)
Спасибо большое:)
Кратко - тезисно, но основные точки расставлены и в голове складывается стройная история архитектуры:)
natalytarn
Dec. 14th, 2011 08:37 pm (UTC)
Спасибо! Для нас, для тупых, с картинками - самое то.
tagelis
Dec. 14th, 2011 09:08 pm (UTC)
Андрей, спасибо огромное! Замечательная и очень полезная идея.
himera_
Dec. 14th, 2011 10:05 pm (UTC)
Спасибо! Интересно и смотреть, и читать
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 62 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel