?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Здесь было начало.
Сегодня уже не новость, что нарышкинский стиль - это сложный микс самых разных западных форм, пересказаных по-своему, с несколько азиатской любовью к орнаментальности.







Раньше стиль называли московским барокко. Понятно, что барокко в Европе очень разное. Но проще всего принципиальное несоотвествие нарышкинской архитектуры барочной концепции показывать на сопоставлении русского материала с "эталонным" римским барокко, с шедеврами Виньолы, Бернини, Борромини и т.д. У них идущая от Витрувия тектоничность ордерной основы, даже если она и начинает динамично искривляться на глазах и строить разные театральные эффекты. Здесь все крепко сбито, крупно нарисовано, артикулировано и акцентировано основное. Форма к тому же работает в союзе с пространством.


А вот мелкий бисер нарышкинской декорации. Это лишь имитация каркаса, а не он сам. Это сугубо декоративное мышление. Стену осознают как фон для аппликации. С пространством эта архитектура не работает, каждое здание - вещь в себе.


На схожих принципах основана архитектура маньеризма, возникшего еще в 16 веке на излете Ренессанса и продержавшегося в ряде стран Европы до 18 столетия.


Важно помнить, что русские заказчики и мастера в большинстве своем основывались не на собственных визуальных впечатлениях от западных построек (массово поедут только в 1697 г. в составе Великого посольства, что и приведет к быстрой смене стиля уже на основе натурных впечатлений), а на восприятии иностранной печатной продукции - гравированных увражей. Известно, что они были в библиотеках московских бояр, и чем ближе к концу века, тем их привозилось больше.


Пройдемся по некоторым схожим принципам построения формы, как в общем, так и в частях




Здесь впервые упомянем Ханса Вредемана де Фриса - фламандского художника, гравера и архитектора второй половины 16 века. Им были написаны многочисленные архитектурные фантазии в живописи, но самое главное, изданы несколько ставших популярными трактатов с большим количеством изображений всяких разных архитектурных форм - порталов, колонн, капителей, кронштейнов и т.д. Эти самые гравюры Вредемана де Фриса разошлись по всей Европе и сильно повлияли на язык маньеризма не только в Нидерландах, но в Германии и Польше. И, как не так давно выяснила наша наука, в Московии.








По понятным причинам православная Москва не могла использовать гермы с женскими полуфигурами (как и с мужскими тоже). Потому ограничились заимствованием неантропоморфных мотивов. Во всем остальном тоже. Отсюда следует очевидная самостоятельность нарышкинской архитектуры. Она берет из чужого контекста только то, что ей кажется уместным и по-своему эти импортные детали осваивает и переосмысляет. Здесь еще следует вспомнить гравюры немца Венделя Диттерлина, также привлекаемые в качестве источников заимствований.


















Еще большое влияние на сам характер деталировки нарышкинских фасадов (особенно каменной резьбы) оказали белорусские и украинские резчики по дереву. Именно деревянная резьба иконостасов из интерьера стремительно перешла на фасады и превратилась в каменную. Тонкость и изящество деталей на фасадах многих церквей заставляют вспоминать именно их деревянные резные прототипы.


















































Дальше уже непосредственно о наиболее ярких проявлениях нарышкинского стиля, его разных вариациях и следу, оставленному на просторах Российского государства.

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
sergey_vg
Dec. 14th, 2011 09:09 pm (UTC)
Андрей, а на 22 фотке это иконостас в Троице-Лыково?
mozhav
Dec. 14th, 2011 10:20 pm (UTC)
великолепные сравнения, земной поклон!!!
latander
Dec. 15th, 2011 07:51 am (UTC)
спасибо Вам огромное!
это очень глубокие и серьезные, полезные и редкие, особенно в сети, материалы.
снимаю шляпу)
rtv_medveditsa
Dec. 15th, 2011 10:02 am (UTC)
Для меня тоже эта статья полезна. Спасибо!
"Наше" барокко мне больше нравится :)
С большим вкусом; не забивающее, что ли...
av4
Dec. 15th, 2011 02:29 pm (UTC)
Да не барокко оно, а маньеризм. Об этом собственно и лекция.
:-)
(no subject) - rtv_medveditsa - Dec. 15th, 2011 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 15th, 2011 05:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lugerovski - Dec. 15th, 2011 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - memento_mary - Dec. 15th, 2011 10:25 pm (UTC) - Expand
diana_spb
Dec. 15th, 2011 07:07 pm (UTC)
Спасибо за интересный разбор!
finto_pazzo
Dec. 15th, 2011 09:29 pm (UTC)
Плюсую про маньеризм!
Подборка замечательная, работа титаническая!
ni_kata
Dec. 15th, 2011 09:44 pm (UTC)
Спасибо! Еще бы интерьеров побольше
defrise
Dec. 16th, 2011 07:42 am (UTC)
Укрепляюсь в ощущении, что на сегодняшний день Вы интереснее всех пишите про архитектуру.
travalliero
Dec. 16th, 2011 06:50 pm (UTC)
Здорово, спасибо большое!
melamkurkurra
Dec. 17th, 2011 12:33 am (UTC)
Оговорюсь заранее, что меня очень убедила подборка европейских аналогов, но есть вопрос к автору:
Лично мне бросается в глаза такое отличие: в декоре наших памятников очень лихо разработаны карнизы - активный вынос и мелкая, проработанная порезка. На представленных европейских аналогах я вижу подобие только в мебельных формах и мелкой пластике. Более того, у нас карнизы выразительно завершают гребни наличников и аттиков, а у европейцев в этих случаях гладкие формы (из Вашей подборки - фронтоны Гданьска и Копенгагена особенно показательны).
Игнорировать профили обломов в истории архитектуры никак нельзя, потому что они дают ответы на многие вопросы... У меня в данном случае ответа нет. Выводить это богатство и развитость карнизов из Алевиза и его Архангельского собора невозможно, потому что Грозненская архитектура и узорочье свели ассортимент обломов к гусю, полке и четвертному валу - традиция прерывается.
Ваше мнение, если можно, - откуда такие развитые профилировки?
P.S. Боюсь смотреться занудою, но хотелось бы даты к европейцам, а то Вы-то их знаете, а нам приходится "гуглить", что долго, ибо подборка Ваша велика зело.
av4
Dec. 17th, 2011 07:30 am (UTC)
Специально карнизами не занимался, любопытно, что Вы это отметили. На самом деле, возможно, такая развитость идет также от увражей. И у Вредемана, и у прочих авторов встречаются очень изощренные формы, в т.ч. и сложнейшие антаблементы. Реальная архитектура почти никогда такую сложность не воспроизводила. Хотя например в капелле Боимов сложный карниз. Фриз с триглифами и цветочными розетками, как в Строгановской церкви, встречается на фламандских увражах, это точно. Так что здесь просто нужно подобрать специальные параллели, наверняка они наберутся. Я просто шел по линии наиболее узнаваемых, бросающихся в глаза пересечений.

А отличия тоже есть, и их немало. Об этом и Микишатьев, и Бусева-Давыдова писали. У нас декор уплощается, зато он порой более витиеватый по конфигурации. Более развитиы растительные формы, совсем нет антропоморфных. Ну и да, всюду лепят карнизы, в т.ч. и на гребни (хотя последнее есть на фронтонах домов в Генте, например). Микишатьев вообще предлагает не искать конкретных источников по линии "оригинал-копия", а констатировать единый для европейского маньеизма и нарышкинского стиля принцип работы со стеной, деталью и их комбинацией.

Вообще конечно надо более дифференцировано смотреть на западный маньеризм, он тоже разный. Надо понять, какие его варианты здесь отозвались и почему, а какие оказались проигнорированы. Пока, насколько знаю, таких исследований у нас нет. И европейский маньеризм мредставляем еще пока очень обобщенно.
Датировки здесь не всегда ставил (это же не статья и не монография), но все западные постройки точно раньше наших нарышкинских, а это главный принципиальный момент.
aramis7
Dec. 17th, 2011 06:51 am (UTC)
очень интересно, спасибо)
masalla
Dec. 17th, 2011 08:49 am (UTC)
я особо русской архитектурой не интересовалась никогда, но наткнувшись на этот пост, прочитала взахлеб - его и предыдущий. Автор - просто молодец! Настолько доступно и емко осветить огромный культурный клин, причины, следствия, прототипы и наследования, что даже мне - человеку очень далекому от архитектуры, было безумно интересно читать эти лекции!
Большое спасибо! Это огромный готовый вклад в копилку знаний за мизерное количество потраченного времени и энергии (моих, конечно)))
av4
Dec. 17th, 2011 09:07 am (UTC)
благодарствую! следите за следующими публикациями.
:-)
egul
Dec. 17th, 2011 09:38 am (UTC)
Собор Петропавловский в Казани
Замечательно! Изучил с удовольствием и пользой.
Нельзя ли откомментировать ещё один памятник -- Собор Петра и Павла в Казани (например, http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=2208), традиционно относимый к московскому (нарышкинскому) барокко.
С призательностью
Ваш ЭГ
av4
Dec. 17th, 2011 09:54 am (UTC)
Re: Собор Петропавловский в Казани
Собор в Казани - один из ярких примеров данного направления в провинции. Это уже глубокое петровское время, т.е. на пару-тройку десятилетий позднее расцвета нарышкинской архитектуры в Москве. Об этом у меня еще будет впереди - шлейф нарышкинского стиля в регионах, там и Казань, и много еще других городов и весей, до самого Иркутска.
uchitelj
Jan. 14th, 2012 08:07 am (UTC)
Бесценный материал. А не подскажете источник гравюр Ханса Вредемана де Фриса?
av4
Jan. 14th, 2012 08:09 am (UTC)
Интернет, точно ссылки уже не найду. Поищите сами на Гугле, его увражи выложены практически полностью. Даже, кажется, на Викискладе много есть.
uchitelj
Feb. 21st, 2012 06:34 pm (UTC)
Извините, а Вы не могли бы сформулировать лаконичное определение орнамента маньеризма?
av4
Feb. 21st, 2012 06:55 pm (UTC)
А какое там может быть лаконичное определение? Орнамент маньеризма и есть...
он вполне узнаваемый.
(no subject) - uchitelj - Feb. 22nd, 2012 05:33 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 35 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel