Деньги на костел (и немалые, между прочим - 10 тысяч злотых) выделил еще Стефан Баторий, однако строительство началось на сто лет позже - в 1678 - и закончилось около 1705. А статус фарного костел получил спустя еще 80 лет. Тут стоит остановиться и пояснить вас ист “фарный”, ибо недавно к своему удивлению узнала, что термин это белорусский и для братьев-соседей нихт ферштейн. Происходит слово от “parafia”. Т.е. фарный - это парафиальный, главный костел.
Вместе с аптекой (кстати, первой на территории Беларуси), библиотекой и прочими помещениями костел входил в комплекс иезуитского монастыря, который занимал целый квартал в Гродно. Расположенный в самом центре, он был (и остается) доминантой города.
(рисунок Наполеона Орды)

Видим купольную базилику с тремя нефами и трансептом. Имя архитектора в анналах истории не сохранилось.

Обратите внимание на башни. На одной из них установлен старейший в Европе часовой механизм. Часики сняли с гродненской ратуши после ее разрушения еще в XVI веке и при случае повесили на Фарный костел. Во время Первой мировой предприимчивые немцы пытались увезти их в фатэрлянд, но, благо, не успели.

В нишах фасада установлены три скульптуры. Две из них - апостолов Петра и Павла. Петра вы, конечно, узнали по ключам. А меч в руках Павла - символ Слова Божьего, которое “острее меча обоюдоострого”(Послание Евреям гл 4, ст 12)


На верхнем ярусе - скульптура Франциска Ксаверия, одного из основателей ордена иезуитов, в честь которого костел был освящен в 1705 году. К слову, на освящении присутствовали Август II и Петр I. Этот святой в Католической церкви - фигура значимая. Франсиско Хавьер родился в XVI веке в Испании и во время своих миссионерских путешествий проповедовал Евангелие в Индии, Португалии, Японии и Китае. Гугл о нем знает много, поэтому не буду отнимать у него хлеб.

У входа в костел - скульптура Христа. Надпись “Sursum corda” (“Вознесем сердца”) - вступительный диалог евхаристической молитвы, присутствующий в литургии всех обрядов как Западной, так и Восточной церкви. Ну, про это гугл тоже знает, что это я в самом деле.

И теперь наконец заглянем внутрь - там начинается самое интересное. Сразу оговорюсь, что на Гродно у меня было всего 2,5 часа, один из которых я провела на мессе ( по-белорусски, кому инетересно, “Святая Імша”). Естественно, фотографировать в процессе было неприлично, поэтому на все про все у меня осталось 15 минут “пересменки” между службами. Поэтому извиняйте, все фото сделаны даже не на ходу, а на лету (приходилось лавировать между молящимися, а их там, поверьте, ого-го сколько). Нашла чужое приличное фото центрального нефа, чтобы вы имели общее представление.
Иезуиты не пожалели денег Стефана Батория и щедро так присыпали храм позолотой и отделали резьбой. Чем костел уникален, так это тем, что в нем вы увидите не сколько-нибудь, а сразу 13 алтарей (8 - на колоннах между нефами, 2 боковых и 1 центральный). Но об алтарях поговорим особо.

По правде сказать, поначалу от всего этого пышного и назойливого барокко у меня закружилась голова. Недаром его как-то обозвали “суетливым иезуитским стилем”. Как и положено, все в ангелочках-пупсиках.




Кабинки для исповеди, конечно, тоже резные.



Кафедра - это уже рококо, середина XVIII века. Опять же дерево. В живую впечатляет, симпатичная, хоть и вычурная.


Приличный ракурс выбрать не удалось - головы сидящих прихожан то и дело норовили влезть в кадр.

Стояния Крестного пути очевидно куда более поздние (про себя я зову их "молитвенными станциями":-). Может, среди гостей кто-нибудь поможет определить возраст?



А теперь перейдем непосредственно к алтарям. Начнем с главного. Он украшен что-то около 20 скульптурами (сбилась со счета). Это уже позднее барокко.

После пожара в 2006 году алтарь долгое время был на реставрации и открылся лишь пару месяцев назад. Много, много, много золота, дерево, тонированное под мрамор, и прочие излишества были возвращены реставраторами согласно первоначальному виду, а до пожара алтарь был куда скромнее.

В центре - святой Франциск

Спаситель с Евангелистами. Опознать последних можно по традиционным символам: Лука с тельцом, Матфей с ангелом, Марк со львом и Иоанн с орлом.

Справа снова Петр, по центру апостол Андрей, слева не опознала.

Апостола Симона Кананита сложно не узнать. Согласно преданию, он принял мученическую смерть, быв распилен живьем.

Перейдем, наконец, к боковым алтарям. Алтарь архангела Михаила в северном нефе.


В южном нефе находится алтарь иконы Матери Божьей Конгрегатской. Как именно копия иконы Матери Божьей Снежной из римской базилики Санта Мариа Маджоре попала на территорию Речи Посполитой - история, покрытая мраком. Однако, пройдя через несколько рук она наконец таки досталась храму иезуитов. Подробней об иконе можно почитать на сайте РКЦ в Беларуси. Алтарь - это уже XIX век, классицизм.


Вы, конечно, видите серебреные медальончики, которыми увешана икона. Существовал обычай приносить отлитое в серебре или золоте изображение исцеленного по молитвам органа в дар храму. Как видите, икона популярная. И неспроста - она считается чудотворной. Благодаря этому костелу Св. Франциска Ксаверия Ватиканом было присвоен титул малой базилики (не путать с архитектурным типом). Больших базилик всего четыре и все они находятся в Риме. Титул же малой базилики присваивается храмам, имеющим особо тесную связь с Ватиканом.
К алтарям на колоннах особо комментариев не будет. В католической иконографии я не сильна, да и, честно говоря, порой там сложно определить


Снова архангел Михаил, попирающий диавола, как вы догадались.











Подозреваю, что это снова Ксаверий, но не уверена.

Заинтересовал святой с мечом в голове. У кого-нибудь есть идеи, кто это?






В нишах и сводах храма - фрески с сюжетами из жизни святого Франциска.

Продолжают восстанавливать росписи.


Вы должны были заметить, что все здание обильно приправлено коринфским ордером.

Ну и куда ж без органа-то.

Такой вот костел. Богатейший в Речи Посполитой, гордость Беларуси.
Если кто-то опознал на иконах святых и сюжеты - я вся внимание.