?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Часть 1
Часть 2







Пройдемся по типологии нарышкинских храмов. Она весьма разнообразна, гораздо разнообразнее, чем в предыдущей древнерусской архитектуре, не во всей, а в какой-нибудь из ее конкретных периодов. Так что в конце 17 века ассортимент объемно-планировочных решений заметно расширился. Стиль любит высокие центрические объемы, выгодно смотрящиеся в пространстве. Самый узнаваемый нарышкинский тип - ярусный храм с убывающими вверх восьмериками и четырехлепестковым планом. Недаром визитной карточкой стиля стала именно такая церковь Покрова в Филях. Но она была не единственной.



В Уборах раньше тоже были четыре малых главки, так что издалека храм напоминал Покрова в Филях. Здесь впервые всплывает имя Якова Григорьевича Бухвостова, который еще не так давно подавался в нашей науке как главный зодчий нарышкинского стиля (тогда это все называли московским барокко), создатель всей его кружевной красоты, народный гений, самородок и т.д. Так вот, сейчас следует сделать важные поправки. Современная наука (последний Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы, подготовленый нашим институтом теории и истории архитектуры в 2007 г.) в статье о Бухвостове называет его однозначно подрядчиком и со знаком вопроса каменщиком. Крестьянин из под Дмитрова, крепостной окольничего М.Ю. Татищева Яков Бухвостов собирал артель мастеров и добывал для них подряды, за что имел свои проценты. Т.е. он организовывал строительство, заключая договора с заказчиками, участвовал в торгах на работы, доставал и доставлял стройматериалы.

Был ли он причастен к архитектурному творчеству - к определению типа и конструкции здания, его формам и декору - большой-большой вопрос. Скорее всего, лишь в самых общих чертах и лишь на уровне, достаточном для составления сметы. Все три (и только три!) документально связываемые с его деятельностью стройки - собор в Рязани, церковь в Уборах и стены Нового Иерусалима с тамошней надратной церковью очень отличаются по своей архитектуре, и типологически, и особенно по деталировке. Наша старая наука приписывала Бухвостову и безусловный шедевр - церковь в Троице-Лыкове, и даже саму Покрова в Филях. Увы, очередная легенда о национальном самородке не выдержала испытания временем. Имя Бухвостова померкло и даже несколько затерялось в толпе выявленных в упомянутом Словаре десятков и даже сотен имен таких же мастеров-подрядчиков. Просто Бухвостов был давно открыт и получил известность в публикациях, тем более в советские времена, когда надо было дать народу его великих гениев прошлого. Тогда было не до копания в тонкостях.

Сейчас мы кажется уже представлем себе специфику строительного процесса во времена нарышкинского стиля. Это была еще дочертежная, допроектная архитектура. Работали артелями во главе с подрядчиком, в артели были мастера разной специализации, каждый из которых отвечал за свой участок работы. Часто артели менялись, оставляли стройку и переходили на более выгодные объекты, возникали конфликты, судебные тяжбы. В большинстве случаев вчерне здание строили (т.е. клали стены) одни, а "убирали" декором совсем другие. Интерьер делали и вовсе третьи. Так что сложно говорить о наличии какого-то первоначального замысла, скорее всего образ здания складывался постепенно, в результате коллективных усилий многих каменщиков и резщиков. Так что это еще рукотворная средневековая архитектура, секреты которой передавались буквально "из рук в руки" на стройке. И она практически еще не авторская.


Церковь в Уборах своим оригинальным декором выбивается из круга близких ей московских и подмосковных памятников. Слишком затейливые у нее наличники и порталы, сближающиеся с деталировкой строгановских храмов, о которых речь еще впереди. Видимо, мастера, делавшие резной декор, пользовались несколько иными источниками форм, т.е. черпали образцы из других гравированных увражей. Недаром еще М.А. Ильин заметил сходство наличников Спасской церкви с наличниками ратуши в голландском Болсфарде.

Кстати, все наличники и порталы здесь изготавливали отдельно и уже потом крепили на стенах. Для этого вокруг окон и дверей оставлены уступы и пазы. Наличники не совсем точно (и даже совсем не точно) "сели" на подготовленные места, поэтому при ближайшем рассмотрении оказывается, что у храма нет ни одной прямой линии, все криво и косо, заваливается и выпирает, но что вышло, то вышло. Очень хорошо заметно, что здание строилось не просто, а с проблемами. По документам так и было.

Думаете, откуда мы знаем основные сведения о Бухвостове? Естественно из главного источника по средневековым мастерам - из следственного дела. Бухвостов в 1694 г. (а мы не знаем даже дат его рождения и смерти) подрядился боярину Шереметеву строить храм, но быстро переподрядил заказ другой артели, а сам уехал на стройку рязанского собора. На следующий сезон новые мастера ушли со стройки в Уборах и от договора отказались. Шереметев подал царю челобитную, обвинив Бухвостова в невыполнении заказа. За Бухвостовым в Рязань послали пристава и под конвоем привезли в Уборы.

Пока Бухвостова не было, Кузьма Бакров уже выложил стены нижнего яруса. Другие подрядчики по другим договорам взялись изготавливать резной декор. На следующий сезон, в 1696 году, Бухвостов опять сбежал в Рязань, где угодил под стражу за то, что "в каменном деле у соборной церкви учинилась поруха". По новой жалобе боярина Шереметева Бухвостова снова принудительно привезли из Рязани, но уже не в Уборы, а в Приказ каменных дел и посадили в колодничью палату, где допрашивали и пытали. Он начал играть в несознанку и утверждать, что никогда с боярином никаких договоров не заключал, но был уличен во лжи и приговорен к битью кнутом. В итоге боярин, испугавшись, что его церковь так и останется недостроенной, подал прошение, чтобы Бухвостова не били, а лишь обязали его "то каменное дело ему доделать". Вот так шедевр рождался, в муках.




Выходит, что все эти "голландские" каменные завитушки вовсе не связаны с бухвостовскими подрядами, а делались другими резщиками, Бухвостову даже неподконтрольными. И у этих мастеров был свой, надо сказать, весьма продвинутый, набор гравированных образцов.






На постройку этой церкви Бухвостов подрядил крестьян Филиппа Попугу и братьев Емельяна и Леонтия Михайловых. Узнается тот же тип, что и в Уборах. Только здесь позднее сбили все ажурные завитушки над карнизами, увы.


Безусловный шедевр и снова нарышкинская (в прямом смысле, ибо построена ими) церковь . Можно начать вести подсчет количественного и качественного вклада семьи в стиль, названный в честь нее. Эта уже третья. С Бухвостовым вроде бы документальной связи нет, хотя всем хотелось видеть и тут его т.н. "почерк".








Здесь украинская трехчастность усложнена боковыми выступами. Любопытно, что относительно мало декора. Храм достроили только к 1715 г., а когда начали, неизвестно. Его заказчик владел селом с 1687 г. Так что может здесь сказался уже упадок стиля, а может (если храм рано начали) и влияние первых украинизирующих церквей с минимальным декорм, типа Петрова-Дальнего или Курова.




Появляется более простой, а потому в итоге самый распространившийся тип церкви "кораблем", когда вся структура вытянута с запада на восток и состоит из трапезной, основного храма с восьмериком наверху и алтаря. Вскоре с запада начнут делать невысокие колокольни, но здесь не тот случай.
Кстати, снова нарышкинский заказ. Обратите внимание на царственные раковины. Церковь построила мать царицы Натальи Кирилловны в память мужа. Т.е. это строительство бабки Петра Великого на помин деда Петра Великого.


А это тоже заказ царских родственников. Боярин Салтыков был отцом царицы Прасковь Федоровны, вдовы царя Ивана, рано умершего брата Петра. Яркая вещь, но небезупречна, слишком странный частокол из треугольных фронтончиков над приплюснутым нижним восьмериком. С другой стороны, можно оценить, как стиль изобретателен. Уж скучной эту архитектуру точно не назовешь.
Кстати, раньше у храма было гульбище, позднее разобранное. И он соединялся с запада с каменными палатами. Потом их не стало, появилась поздняя трапезная и поздняя же колокольня.




Еще один заказ Нарышкиных. Композиционный гибрид. Вроде и корабль, но усложненный малыми главами, над трапезной и алтарем (как в Троице-Лыкове), но еще и парой глав над боковыми приделами. В итоге вышло пятиглавие.




А вот здесь исчезает ярус звона, так что это уже не "иже под колоколы".


Карликовая колокольня с петровским шпилем появилась позднее. А изначально на западе храм завершался фасадом с пышным "голландским" фронтоном.


Быстро изобретают и совсем камерный вариант композиции, без всякой ярусности. Просто восьмерик на четверике. Это кстати заказ матушки Петра, царицы Натальи Кирилловны.




Появляется и ставший очень расхожим вариант корабля с ярусной колокольней над входом. Узорочье любило шатровые колокольни. В нарышкинском стиле они тоже сохранятся, но все же стиль прпедложил и свой узнаваемый тип ярусной башни-звонницы.




Пожалуй, на этом можно прерваться. Дальше посмотрим, как в новой стилистике обыгрывается уже привычная типология.

Comments

( 48 comments — Leave a comment )
sergey_vg
Dec. 16th, 2011 09:33 pm (UTC)
Да, все таки после псевдо-реставрашен в Троице-Лыково, полная жесть, на кумачной глянцевой краске золотая резьба, фиолетовые стены, новые иконы в иконостасе (а подлинные так и остались в музее А. Рублева)
av4
Dec. 16th, 2011 09:39 pm (UTC)
да и бирюзовые стены, лепота.
Вообще жаль такой шедевр, уж сколько лет непонятные дела там творятся. Вроде бы и доступа нет.
(no subject) - sergey_vg - Dec. 17th, 2011 11:00 am (UTC) - Expand
lugerovski
Dec. 16th, 2011 09:35 pm (UTC)
У Зюзина датировку поправь, а то получается, что это дольше всего строившийся нарышкинский храм, 1688 дата от предыдыдущего храма, 1704 г. вообще нигде не проходит, дата ок 1715 г. аналог церковь в Гирееве. См. Усадебное ожерелье Юго-Запада Москвы! Да и на сам то храм посмотри: наличников нет и не было - упадок стиля по полной программе!
av4
Dec. 16th, 2011 09:38 pm (UTC)
Любопытно. То, что нет наличников, может быть обусловлено как раз и более ранней датировкой, о чем я упомянул. Но вообще он уже какой-то малость несуразный. Ладно, надо будет слайд переделать.
А когда заложен, неизвестно?
(no subject) - lugerovski - Dec. 16th, 2011 09:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 16th, 2011 10:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Михаил Микишатьев - Feb. 16th, 2013 08:16 pm (UTC) - Expand
vita_colorata
Dec. 16th, 2011 09:50 pm (UTC)
Восьмерик на четверике - очень часто используется в деревянном зодчестве и церкви-корабли. И крыльца такие там встречаются. Вы считаете, что и там крыльца заимствованы с западноевропейских образцов ? Церковь в Юксовичах 15 века, но там уже есть высокие крыльца.
Во время нарышкинского стиля было много объемных решений с " высоким центрическим объемом, выгодно смотрящимся в пространстве." Но церковь в Кижме 1700 года имеет такую же композицию : корабль и сам храм с шатром, окруженным главками, такой же высокий центрический объем. Думаю, что там повторяли традиционную схему для деревянных храмов, которая уже существовала.
av4
Dec. 16th, 2011 10:25 pm (UTC)
Категорически не согласен, что объемы деревянных храмов влияли на аристократическое каменное строительство в Москве. Это мнение, распространенное в советской науке, сейчас практически всюду отвергнуто, как недоказательное.

Считается (и я с этим согласен), что деревянное строительство как более демократичное и низовое само заимствовало многое из каменного, но уж никак на него не влияло. Разве что где-то отдельными моментами, и то по конкретному случаю. Уже есть много исследований, что на появление деревяных шатровых храмов повлиял каменный шатер Коломенского, а на многоглавые деревянные церкви типа Кижей - собор Василия Блаженного. Есть единичные примеры, когда какая-то частная форма из деревянного строительств вдруг проникала в каменный храм (Успенская церковь в Нижнем Новгороде, завершенная бочкой), но в целом каменная архитектура питалась иными источниками и сама была генератором всего нового.

Потом, надо понимать, где для 17 века Москва, а где Кимжа. И какая может быть связь государевых мастеров (сидевших в Москве или около нее) и далеких северных мужиков, рубивших храмы в своих селах. Скорее наоборот, кто-то приезжавший издалека в Москву видел почитаемые важные святыни и увозил их образ с собой, воспроизводя его черты в деревянном переложении. Есть целый ряд публикаций уважаемых авторов на эту тему, академика Орфинского, например или Андрея Бодэ.

Кстати, и Кижи, и Вытегорский погост построены уже после ярусных нарышкинских церквей, после Покрова в Филях. Лев Масиель Санчес усматривает как раз их влияние на эти шедевры Севера.
(no subject) - lugerovski - Dec. 17th, 2011 08:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 17th, 2011 09:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - lugerovski - Dec. 17th, 2011 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - lugerovski - Dec. 17th, 2011 09:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 17th, 2011 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - lugerovski - Dec. 17th, 2011 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Михаил Микишатьев - Feb. 16th, 2013 08:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tito0107 - Dec. 17th, 2011 02:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 17th, 2011 03:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tito0107 - Dec. 17th, 2011 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 17th, 2011 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - az_mnogogreshny - Dec. 18th, 2011 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 18th, 2011 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uchazdneg - Dec. 18th, 2011 09:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 18th, 2011 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uchazdneg - Dec. 18th, 2011 11:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 19th, 2011 06:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Михаил Микишатьев - Feb. 16th, 2013 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Dec. 18th, 2011 10:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - uchazdneg - Dec. 18th, 2011 10:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 18th, 2011 11:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Dec. 19th, 2011 07:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - Михаил Микишатьев - Feb. 16th, 2013 09:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vita_colorata - Dec. 17th, 2011 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av4 - Dec. 17th, 2011 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - av_otus - Dec. 18th, 2011 02:27 pm (UTC) - Expand
acereta
Dec. 16th, 2011 10:25 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно, в избранное.
alexjourba
Dec. 17th, 2011 04:56 am (UTC)
Андрей, привет!
Спасибо большое, отличный цикл ) прочел с удовольствием!
rodandrew
Dec. 17th, 2011 06:29 am (UTC)
Спасибо за разъяснения по Бухвостову. С "крепостным зодчим" Дорофеем Мякишевым,наверное, также обстоит дело?
agritura
Dec. 17th, 2011 07:03 am (UTC)
О, наконец-то Вы стали появляться! Спасибо за интересный цикл, с удовольствием ознакомилась. Люблю этот стиль, сама как-то рыскала по Москве, чтобы посмотреть.
realist88
Dec. 17th, 2011 09:00 am (UTC)
спасибо. захотелось проехать, посмотреть живьем
schwarzze
Dec. 17th, 2011 09:33 am (UTC)
Большое спасибо!
rtv_medveditsa
Dec. 17th, 2011 12:08 pm (UTC)
Добавлю свой голос к читателям, говорящим "спасибо" за выложенную информацию.

Была бы благодарна за аналогичные материалы по прошедшим и последующим эпохам архитектурных стилей.

kitowras
Dec. 17th, 2011 08:03 pm (UTC)
Огромное спасибо за материал, было бы интересно увидеть его в виде хорошо изданной книги :)
Очень интересно про Бухвостова, против Ваших фактов спорить сложно, но не менее сложно поверить и в то, что такие величественные и сложные сооружения строились без какого-либо архитектурного руководства. Тем более, при наличии такого влияния западной архитектуры. Ведь кто-то должен был иметь представление об этих образцах, переосмысливать их и применять.....
А.
av4
Dec. 17th, 2011 08:26 pm (UTC)
Видимо, остающиеся в основном безвестными мастера типа Кузьмы Бакрова, который клал стены, пока Бухвостова разыскивали. Мастера, обдумывавшие образ здания, конечно были, только их наверное не среди подрядчиков надо искать. И вероятно их было несколько на каждой крупной стройке. Кто-то отвечал за конструкцию, а кто-то вертел в руке иноземные гравюры и думал как из них что-то почерпнуть для каменной резьбы декора, да по своему эти бусурманские узоры переиначить. Наверное, консенсуса добивались в совместных обсуждениях, да еще заказчик указывал, что он хочет от всего этого получить. Я как-то так вижу, хотя всякий раз бывали свои специфические особенности процесса.
dinya_ss
Dec. 20th, 2011 12:06 pm (UTC)
Прочел на одном дыхании!
А Петрушка Потапов хотя бы реальный стритель или тоже "прораб"))
av4
Dec. 25th, 2011 09:44 am (UTC)
В последнем нашем Словаре Бусева-Давыдова уделяет Потапову всего несколько строк. Известна только опубликованная Грабарем надпись у входа в верхний храм, что "лета 7204 октября 25 дело рук человеческих, делом именем Петрушка Потапов". Все! Ильин полагал, что он мог быть резчиком и запись относилась только к белокаменной резьбе. Бусева замечает, что текст не поддается однозначной интерпретации и острожно пишет, что Потапов "считается" строителем Успенской церкви. Больше ни в каких документах имя не всплывает, нигде.
aramis7
Dec. 21st, 2011 06:03 pm (UTC)
интересно)
( 48 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel