Часть 2
Часть 3
Уже обращалось внимание на новаторство нарышкинской архитектуры в области типологических решений. Сейчас самое время посмотреть как новая стилистика работает с традиционными объемными композициями, которые хоть и были потеснены на второй план новыми типами, но совсем не исчезли. Более того, и здесь были достигнуты высокие художественные результаты, давшие целый ряд шедевров.


Самый яркий во всех отношениях пример синтеза привычного для Москвы 17 века типа бесстолпного четверика с пятиглавием с новыми нарышкинскими формами. И не только с формами, но и с самим духом нового стиля. Четверик вырастает вверх, что придает характер башенности (любимый нарышкинской архитектурой) даже такому обычному в структурном отношении объему, как этот. Снова двухтажный храм, снова с гульбищем по периметру (кроме алтаря). Даже барабаны глав сильно вытянуты, центральный двумя ярусами вырастает над остальными.

У памятника два строительных периода. Сначала западный фасад трапезной завершался фигурным фронтоном и не был заслонен колокольней. Ее пристроили только в 1695, сделав общую композицию более архаичной, в духе предыдущего узорочья. Да и шатровый верх колокольни тоже дань традиции.


Храм обладает первоклассно выполненным нарышкинским декором с большим ассортиментом мотивов.

Шедевров уровня Кадашей, где старая основа была бы осмыслена так талантливо и смело, было не так много. В основном строились храмы, в которых новый стиль обозначал себя скромнее, минимальным набором узнаваемых элементов, не сильно трансформируя основу. Таков храм в Тропареве, построенный в вотчине Новодевичьего монастыря, явно под воздействием его пышной архитектуры. Нарышкинские наличники и порталы наложили на типовой посадский храм времен узорочья. Даже колокольня словно из вчерашнего дня. В то же время над четвериком граненые барабаны глав - дань новой моде на восьмигранные формы.

Из того же ряда более поздняя и более найденная во всем церковь на Донской. Бросается в глаза типичная для нарышкинского стиля вытянутось вверх и четверика, и барабанов.

Еще один оригинальный тип на основе традиционного четверика возник на заре стиля, еще при царевне Софье усилиями ее фаворита В.В. Голицына. Рядом со своими палатами в Охотном Ряду он возвел Пятницкую церковь, поставив на двухэтажный четверик крестообразный верх с ориентированнным по украинскому варианту пятиглавием. Этот новаторский и очень важный для дальнейшего развития форм памятник был впоследствии сильно перестроен, лишившись всего убранства фасадов. Потом церковь уничтожили, благополучно забыв о ее роли в эволюции нарышкинского стиля.

Судя по некоторым данным, это был один из первых памятников стиля с развитым маньеристическим декором.

Из московской Пятницкой церкви легко выводится завершение Строгановской церкви в Нижнем, о которой речь еще впереди.

А чуть позже такой принцип постановки пятиглавия заимствовали мастера, строившие Троицкий собор в уральском Верохотурье. Правда поставлено это пятиглавие оказалось не на четверик, а на восьмерик, обозначив новый композиционный извод. Известно, что возводила храм артель из Соликамска под руководством присланных из Москвы мастеров. Собор кстати стал важнейшей отправной точкой для развития церковной архитектуры за Уралом, в Сибири. Его постоянно имели в виду в качестве образца, воспроизводя узнаваемые особенности композиции и декора.


Нарышкинский декор на уральской почве подвергся некоторой ревизии. Возникли совершенно уникальные варианты форм.


Изредка в нарышкинской архитектуре обнаруживаются и совсем уж оригинальные штуки, вроде этой. Девять глав, восемь из них стоят над сводами распалубок или люкарн в главном своде.

Теперь о том, как прореагировала на стилистические нововведения такая совсем уж консервативная сфера, как монастырское и архиерейское соборное строительство. Здесь всегда ориентирами были давние, освященные временем и идеологией образцы, восходящие к кремлевским соборам, прежде всего к Успенскому собору Аристотеля Фиораванти. Лаконичный и строгий дух их архитектурного образа в сочетании с почти канонической объемной структурой (пятиглавием и четырех-шестистолпием в интерьере) трудно соотносились с пышным декоративизмом нарышкинских построек. И тем не менее стиль быстро проник и в эту область. На уровне декора, не более. Но образ сильно изменился.



Астраханский собор - безусловный шедевр по богатству фасадной пластики и изобретательности декоративных форм. Он также стал влиятельным образцом для храмостроения в Астрахани и окрестностях. Подобная архитектура в городе почти вся была уничтожена в советское время, погиб и отличный собор в Красном Яру. Подобной архитектуре покровительствовал влиятельный в петровское время астраханский митрополит Самсон. Вообще личные архитектурыне предпочтения архиеерев в эту эпоху сильно сказывались на характере архитектуры в той или иной епархии.



Внешне псковский сбор мало напоминает шедевры нарышкинского стиля. Тем не менее у него нарышкинские порталы и наличники на апсидах, вытянутость пропорций четверика, ярусное членение фасадов.

Рязанский собор стал визитной карточкой больших соборов в нарышкинском стиля. И благодаря своим масштабам, и конечно документиированной связи с Бухвостовым. Строился он как главный храм епархии, в тогда еще Переяславле-Рязанском.

Изначально массив четверика зрительно облегчали ажурные каменные гребни поверх карниза.


К уже имевшимся влиятельным образцам из прошлого нарышкинская архитектура добавила новые. И самым важным стал храм Петра Митрополита в московском Высоко-Петровском монастыре, который опекали Нарышкины и где была их родовая усыпальница. В 1690 г. они провели реконструкцию старого центрического собора, построенного еще в 1514 г. итальянцем Алевизом. Были растесаны и увеличнены в размерах окна, и на стенах красками изобразили пышные маньеристические орнаменты. В таком виде собор был заново освящен, после чего стал ориентиром для некоторых заказчиков церквей, желавших подражать царской семье.

Композиционно центрический и восьмилепестковый в плане собор отлично рифмовался с излюблеными структурами нарышкинских церквей. Отсюда и его большая востребованность после обновления.


Церковь в Перове - самый известный, но не единственный известный клон собора в Высоко-Петровском монастыре.


Эта церковь практически не известна. Нет даже даты ее постройки и имени заказчика, хотя это наверняка кто-то из близкой ко двору аристократии.


Встречаются и совсем уж примитивные провинциальные подражания

Пока все, дальше несколько отдельная тема строгановских памятников и пара самых кульминационных достижений нарышкинской архитектуры.