av_otus (av_otus) wrote in arch_heritage,
av_otus
av_otus
arch_heritage

Categories:

Два ранних произведения В.А.Покровского и их архитектурный контекст. Ч. 1

Представляю свою свежевышедшую статью, продолжающую тему влияний творчества крупнейшего представителя неорусского стиля В.А.Покровского на церковную архитектуру начала ХХ века. (Напомню, что начало темы - в статье о храме в Пархомовке: часть 1, часть 2, часть 3). Теперь - о далеко идущих ниточках от самой главной потери неорусского стиля - церкви Петра и Павла на Шлиссельбургских пороховых заводах, взорванной как ориентир в 1942 г., и двух вариантах нереализованного проекта церкви в Кашине, выполненного в соавторстве с О.Р.Мунцем (Об этом в последующих частях, коих будет много - статья большая).

А.В.Слёзкин

Два ранних произведения В.А.Покровского (церковь на Шлиссельбургских пороховых заводах и проект церкви в Кашине) и их архитектурный контекст

Опубликовано: Архитектурное наследство. Вып. 55. М., 2011. С. 282-305.





Ключевые для архитектуры неорусского стиля фигуры известны давно и широко. Это В.М. Васнецов и Ф.О. Шехтель, стоявшие у его истоков, А.В. Щусев и В.А. Покровский – лидеры данного направления. В процессе исследования творчества В.А. Покровского становится все более очевидной именно его определяющая роль для неорусского храмостроения[i]. Ранние работы мастера продемонстрировали, по сути, почти все возможности стиля, и даже больше – в значительной мере предопределили дальнейшее развитие форм церковной архитектуры этого стиля, содержа в себе в концентрированном виде массу приемов, которыми стали пользоваться коллеги зодчего. Их важность для развития русского храмостроения начала ХХ века определяется не только широким диапазоном типологических и декоративных решений, но в первую очередь новаторским характером.

Время появления этих проектов Покровского – 1902-1904 гг. совпадает с началом широкого распространения неорусского стиля. На тот момент новая модификация национального стиля еще не завоевала прочных позиций и лишь теснила эклектичный его вариант. В церковной архитектуре, консервативной по своей природе, процесс усвоения новых форм происходил медленнее. Зеркалом, отражающим происходившие изменения, является архитектурная периодика того времени. Напомним, что Покровский публиковал свои работы регулярно начиная с 1901 года, когда на страницах журнала «Зодчий» появился проект церкви со склепом В.И. Березина в имении Соук-Су под Гурзуфом, выполненный в формах владимиро-суздальского зодчества[ii]. Проекты церквей в Пархомовке и на Шлиссельбургских пороховых заводах были опубликованы два года спустя, а в 1904 г. в «Зодчем» появился проект церкви в Кашине. Фотографии построенных храмов, а также рисунки элементов их декоративного убранства публиковались в Ежегоднике Императорского общества архитекторов-художников уже в 1907-1908 гг.

Теперь перечислим произведения других авторов, отражающие зарождение и развитие неорусского стиля, публиковавшиеся ранее проектов Покровского или одновременно с ними. 1894 годом датируется публикация проектов учителя Покровского Л.Н. Бенуа, впервые отражающих смену стилистических предпочтений: собора Александра Невского в Варшаве[iii] и Софийской церкви при заводах Нечаева-Мальцева в Новоселках Тверской губернии[iv]. Варшавский собор иллюстрирует актуализацию темы владимиро-суздальской и московской «итальянизированной» архитектуры, а также стремление к укрупнению форм и избавлению от дробности декора. Церковь в Новоселках – первый и незаслуженно забытый пример программного  воскрешения стилистики новгородских храмов XIVXV столетий[v]. В 1902 г. опубликован проект церкви А.Л. Гуна, несвободный от влияния эклектики в большей мере, чем упомянутые произведения Бенуа[vi]. В том же году в «Зодчем» появились фотографии выставочных павильонов в Глазго, а в 1905 г. – Ярославского вокзала в Москве Ф.О. Шехтеля. Первый же выпуск Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников (1906 г.) содержал чертежи и фотографии сразу нескольких произведений неорусского стиля: церкви в Абрамцеве и Третьяковской галереи В.М. Васнецова, деревянной Казанской церкви на Преображенском кладбище в Петербурге В.А. Демяновского, эскиз церкви Б.Я Боткина. В последующих выпусках ежегодника проекты и постройки неорусского стиля присутствуют постоянно и в еще большем количестве. С 1908 г. неорусский стиль стал широко представлен и в «Зодчем». Из приведенных примеров видно, что до 1905 г. мы наблюдаем лишь эпизодическое присутствие неорусского стиля в основной архитектурной периодике. Многие уже построенные, а также строившиеся в то время храмы (например, работы С.У. Соловьева) не публиковались или были опубликованы позже, что не могло не ограничить степень их известности.

Помещенные в четкий хронологический контекст, три ранних работы В.А. Покровского (церкви в Пархомовке и на Шлиссельбургских пороховых заводах, а также проект церкви в Кашине) могут быть охарактеризованы как первые опыты по созданию крупных храмов в неорусском стиле, ставшие достоянием архитектурной общественности. Подробная и многократная публикация этих работ на протяжении нескольких лет[vii] утвердила их ключевое место в развитии иконографии неорусского храмостроения. Однако этому обстоятельству, заставляющему смотреть на творчество В.А. Покровского несколько иначе, чем на творчество другого лидера стиля – А.В. Щусева, до последнего времени не придавалось особого значения.

Первая по времени начала реализации проекта самостоятельная работа зодчего – церковь в Пархомовке под Киевом, спроектированная в 1903 г. Ее облик и архитектурные детали отсылают одновременно и к Новгороду, и к Пскову, и к Москве, и к крепостной теме, а романские аллюзии и эпичная монументальность – к национальному романтизму североевропейских стран. Церковь в пархомовке благодаря неординарности и выразительности своего облика породила обширную группу произведений, в которых в разной степени отразилось ее влияние – от явных подражаний до использования отдельных приемов и деталей. Этому вопросу посвящена отдельная публикация автора данной статьи[viii].

Практически одновременно с проектированием и строительством церкви в Пархомовке Покровский создает еще два знаковых проекта – Петропавловской церкви на пороховых заводах близ Шлиссельбурга[ix] и церкви Иоанна Крестителя в Кашине (совместно с О.Р. Мунцем). Строго говоря, работа над шлиссельбургской церковью началась даже раньше, в 1902 г. Сначала был составлен проект деревянного храма с с восьмигранным планом и шатровым завершением[x]. Затем появился первый вариант проекта каменного храма[xi], довольно эклектичный и не свободный от влияния учителя Покровского Л.Н. Бенуа. Однако уже в нем здание имеет восходящую к крещатым деревянным церквям Русского севера крестообразную структуру, шатровое завершение, главки на рукавах креста, двухъярусную апсиду с ложным деамбулаторием и звонницу на углу. Этот вариант и был утвержден к постройке в апреле 1904 г.[xii] Вскоре после этого было изменено место строительства[xiii], а затем и переработан проект.



В серии эскизов, опубликованных в 1906 г.[xiv], покровский «примеряет» на один и тот же крестообразный объем различные завершения, получая совершенно разные образы.




На двух из них храмы отличаются только завершением: на одном это одна глава на высокой «поздней» четырехскатной кровле, на другом – заимствованное из деревянного зодчества кубоватое покрытие с декоративным пятиглавием, что доказывает важное место «северной» темы в творчестве мастера. Фасады «рукавов креста» обработаны стилизованными композициями из новгородских лопастей и ползучей аркатуры – детали, однозначно соотносимой с церковью Николы на Липне в том виде, который она имела в начале ХХ века – со срезанным верхом лопастей[xv]. На третьем эскизе храм завершен шатром, ползучие аркатуры отсутствуют, а лопасти приобрели «московское» килевидное завершение и вписаны в прямые, а не покатые и плавные щипцы, на каждый из которых поставлено по три главки. Усложненностью силуэта, бочечной формой покрытия звонницы этот вариант напоминает многие архитектурные фантазии В.В. Суслова[xvi]. Он и был положен в основу постройки, возведенной в 1906 – 1907 гг.[xvii], однако декоративное решение фасадов было приближено к двум другим вариантам (правда, с заменой ползучих аркатур на всех фасадах, кроме восточного, лопастями). Над каждым рукавом креста осталось по одной главке. Таким образом, в итоге зодчий сохранил изначальную идею крестообразного шатрового сооружения с двухъярусной апсидой и звонницей на юго-восточном углу, кардинально изменив стилистику, образ, декор.

Продолжение следует.


[i] См., например: Гаврилов С.А. Жизненный путь зодчего В.А. Покровского // Архив наследия – 2003. М., 2005. С. 224-275; он же. Зодчий В.А. Покровский в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. // Невский архив. Историко-краеведческий сборник. Вып. VI. СПб., 2003. С. 471-497. Также творчество мастера рассмотрено в следующих публикациях: Кириков Б.М. Академик архитектуры В.А. Покровский (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Ленинградского университета. 1972. № 2; Кириченко Е.И. Поиски национального стиля в творчестве архитектора В.А. Покровского // Архитектурное наследство. Вып. 21. М., 1973. С. 69-82; она же. Русский стиль. М., 1997; Кириков Б.М. Первые образцы «неорусского стиля» в Петербурге // В кн.: Архитектура Петербурга конца XIX – начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006. С. 309 – 316; Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. М., 2000. С. 288-304; Локтев В.И. Владимир Александрович Покровский и его вклад в развитие неорусского стиля // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. М., 2008. С. 48 – 61.

[ii] Зодчий. 1901. Табл. 58.

[iii] Зодчий. 1894. Табл. 1-3.

[iv] Зодчий. 1894. Табл. 2-4.

[v] Церковь была освящена в 1898 г. Ныне села не существует, заброшенная церковь находится среди леса и болот.

[vi] Зодчий. 1902. Табл. 36.; Слёзкин А.В. Образы Московского Кремля в архитектуре храмов неорусского стиля. // Архитектурное наследство. Вып. 47. М., 2007. С. 287 – 299.

[vii] См. об этом в публикациях С.А. Гаврилова.

8 Слезкин А.В. Церковь Покрова в пархомовке и ее влияние на храмостроение неорусского стиля // Архитектурное наследство. Вып. 49. М., 2007. С. 274 – 290.

[ix] Пос. Шереметьевка, ныне им. Морозова.

[x] ЕОАХ. 1906. С. 92.

[xi] Зодчий. 1903. Табл. 33 – 34.

[xii] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 27. Д. 201. Закладка состоялась еще на старом месте 21.06.1904.

[xiii] Там же.

[xiv] ЕОАХ. 1906. С. 94 – 95.

[xv] В последующем стилизованные ползучие аркатуры церкви Николы на Липне возникают в творчестве Покровского в нереализованном варианте церкви на Тонком мысу в Геленджике (1910), и снова архитектор комбинирует новгородские формы четверика, использованные теперь уже по-ретроспективистки прямолинейно, и деревянное завершение. Еще раз Покровский использовал их в старообрядческой кладбищенской церкви в Нижнем Новгороде (1914-1916).

[xvi] Суслов В.В. Русское зодчество по преданиям народной старины. СПб., 1911.

[xvii] ЕОАХ. 1906. С. 97 – 98; 1907. С. 93 – 103, 122 -123; 1910. С. 108. Точная дата создания реализованного проекта неизвестна, а чертежи не обнаружены. Вероятнее всего, это 1904-1905 гг. Строилась при участии арх. И.Ф. Безпалова.


Tags: av_otus, Ленинградская область, Покровский, архивные фотографии, неорусский стиль, проекты, публикации, утраты, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments