АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

Нарышкинский стиль. Часть 5

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Продолжаем разговор. Дошел черед до строгановских памятников. Иногда это явление выделяют в самостоятельную стилевую линию, называют "строгановским барокко". Это не совсем верно, ибо строгановские постройки органично встраиваются в общий ряд нарышкинской архитектуры, если ее понимать широко, именно как общий стиль времени (ну или стиль элиты), а не только заказы семьи Нарышкиных. В то же время очевидно, что строгановские храмы обладают заметным своеобразием, выдающим использование более широкого круга западных источников декоративных форм и мотивов. Строгановские мастера более цитатно и одновременно более грамотно используют набор маньеристических элементов, складывая их в замысловатые и всегда роскошные коллажи. На фоне остальных нарышкинских построек строгановские выделяет особая изощренность декора, сложность его композиции и внимание к мельчайшим его подробностям, сделанным с почти ювелирным качеством.







Григорий Дмитриевич Строганов (1656-1715) был богатейшим после царей человеком Московии, его владения на Севере (Соль Вычегодская, Устюжна) и Урале (Усолье) по территории и количеству душ превосходили любую из боярских вотчин. Вдали от Москвы Строгановы чувствовали себя почти полноправными государями своих земель, держали собственное войско. Исключительный и полный контроль над соляным промыслом позволил семье, вышедшей из низов, сравняться по положению с самой родовитой аристократией. В конце 17 в. все богатства семьи сосредоточил в сових руках умный и энергичный Григорий, поддержавший Петра в его преобразованиях не только словами, но и делами, в первую очередь финансовыми вложениями. Главная усадьба Строганова была в Нижнем Новгороде (с 1703 г. - в Москве), а усыпальницей ближайших родственников стала Троице-Сергиева лавра. Каменное строительство Григорий Дмитриевич вел практически во всех местах, где были его интересы, как жизненные, так и деловые. Строганов первым распространил новый архитектурный стиль далеко за пределы Москвы и ее окрестных вотчин. Его церкви возводятся в Сольвычегодске, Устюжне, Нижнем Новгороде. Сыновья строят храмы в Усолье и Устюге. Строгановские постройки появляются также в Москве и Троице-Сергиевом монастыре. Так что география строгановского стиля беспрецедентно широка.



Собор Введенского монастыря - самый ранний по времени из строгановских храмов. Интересно, что Строгановы никогда не используют центрические ярусные композиции типа Филей. У них всегда в основе остается традиционный четверик, завершенный пятиглавием. При такой консервативности объемных структур все внимание сосредоточилось на членении фасадов и их декоре.


Внешне традиционные, строгановские структуры иногда отличаются конструктивным новаторством. В данном случае свод немалого по габаритам четверика опирается не на внутренние столпы, а на пристенные пилоны, с помощью распалубок, облегчающих значительную часть свода. В распалубках помещены барабаны боковых глав. Такая конструкция других аналогов в русской архитектуре не имеет.


Вот как свод выглядит в интерьере. Внутреннее пространство отличается хорошей освещенностью и простором.


Главный украшением интерьера является не роспись стен (ее никогда не было), а великолепный первоначальный иконостас. По стилистике его икон (а это 1693 год - !!!!) видно, как далеко продвинулись строгановские иконописцы в деле освоения западной барочной стилистики. Иконы подписные, известно имя Степана Нарыкова, посылавшегося Строгановым учиться в Европу. Эти иконы сильно отличаются по стилю от того, что делали изографы Оружейной палаты. Это уже совсем европейская живопись, без всяких поправок.


Двухярусная галерея-гульбище первоначально была открытой, что делало фасад более классичным, с артикуляцией ритмики арочных проемов.


Высота четверика значительно превышает ширину.






В своей усадьбе в Гордеевке рядом с Нижним Новгородом Строганов строит уменьшенный вариант композиции сольвычегодского собора, с добавлением миниатюрной колокольни над входом.


Бросается в глаза совершенно классичная раскладка стены, с грамотными карнизами и треугольными сандриками над окнами. Это кажется чем-то очень строгим и тектонически упорядоченным, особенно на фоне буйного декоративизма остальных строгановских зданий.


Церковь в Устюжне строилась одновременно с гордеевской и представляет все тот же тип, только усложненный боковыми приделами, но зато без колокольни.




В Троице-Сергиевом монастыре, где были погребены отец и сестра Строганова, он возвел надвратную церковь. Налицо преемственность от надвратной церкви Новодевичьего моанстыря. То же деление четверика на две оси, те же царственные раковины, ставшие излюбленным декоративным мотивом новой архитектуры.




К строгановским постройкам примыкает и знаменитый московский храм Николы Большой Крест. Он долгое время ошибочно датировался 1680-1688 гг. и связывался с архангельскими купцами Филатьевыми. Теперь распространилась точка зрения, что эти сведения ошибочно соотносились с другим храмом, а этот передатирован на 1694-1697 гг., что логичнее с точки зрения анализа архитектурных форм. Такое в 1680 г. уж точно заложить никак не могли. Но вот как памятник исторически связан со Строгановым, пока сказать трудно. Стилистически же он очень близок к строгановской линии. Увы, это тоже одна из самых трагических сталинских утрат Москвы.








Кульминации своих возможностей строгановский стиль достиг в Рождественской церкви Нижнего Новгорода. Сам Григорий Дмитриевич не успел закончить строительство и отделку, завершала храм его вдова.


Пятиглавие здесь решено по образцу московской церкви Параскевы Пятницы в Охотном Ряду. Малые главы стоят на сводах распалубок. Особенно эффектно конструкция смотрится в интерьере.










Колокольня была поставлена отдельно уже на последнем этапе строительства. Ее облик снова заставляет вспомнить о голландизмах в русской архитектуре того времени. Сопоставления очень красноречивы.


В свете особого внимания строгановских мастеров к европейским увражам уместно вспомнить вот эти Триумфальные врата, поставленные Г.Д. Строгановым в Москве по случаю Полтавской победы в 1709 г. Врата были из дерева, быстро исчезли, но известны по гравюре. Налицо грамотная компиляция характерных западных маньеристических форм и элементов.


Замыкает ряд строгановских храмов усольский собор, построенный уже сыном Г.Д. Строганова Сергеем, получившим от Петра баронский титул. Видно, что уже несколько вяло пересказываются узнаваемые строгановские темы. Декор как-то успокаивается, его стало меньше. Да и саму композицию уже нельзя назвать абсолютно найденной в пропорциях и объемах.






Кстати, погребен Г.Д. Строганов был в московской церкви Николы в Котельниках, которую в 1688 г. основательно перестроил. Как выглядел этот еще один строгановский храм, нам не известно. После 1812 г. церковь была полностью заменена новой, по проекту Осипа Бове, которая и стоит по сей день.

Дальше о двух вершинах нарышкинского стиля.

Tags: av4, Архангельская область, Москва, Нижний Новгород, Пермский край, Сергиев Посад, Усолье, Устюжна, архивные фотографии, нарышкинский стиль, публикации, строгановский стиль, утраты, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments