Основанный ещё в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским монастырь в 1744 г. был удостоен почётного титула лавры. В 1920 г. она была превращена в музей, но в 1946 г. возобновлена.
Во времена хрущёвских гонений на церковь Троице-Сергиева Лавра оставалась одним из главных очагов религиозной жизни, центром притяжения многочисленных паломников и туристов, в том числе иностранных. Постепенно рестарировались памятники ансамбля.
Первые два снимка (сканы с печатных репродукций) датируются 1956 годом.
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто в 1559-1585 гг. по образцу Успенского собора Московского кремля:

На втором снимке 1956 года мы видим церковь преподобных Зосимы и Савватия (1635-1637) и церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1746-1748).

Обратите внимание на заготовленный стройматериал для реставрационных работ. Согласно Википедии, в ходе рестараврации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно‑восстановительные работы.
Ещё несколько снимков заимствованы из поста av_otus, но с моей цветокоррекцией. Там, в оригинальном посте, написано, что на бумажных отпечатках неизвестного автора стоял штамп "Институт Истории Теории Архитектуры РЕГ. № ... 1960 г." То есть, съемка сделана не позднее 1960 года. Вполне возможно, что тот же 1956 год.
Пятницкая башня со стороны города:

Это один из наиболее колоритных снимков. Стены Троице-Сергиева монастыря выдержали 16-месячную осаду войск Лждемитрия II в 1608-1610 гг., одну из самых длительных в истории России.
Уточья башня (1650):

Снова церковь Смоленской иконы Божьей Матери (1746-1748) и стройматериал перед ней уже в виде наваленного кирипича:

Теперь этот храм окрашен в бирюзовый цвет.
А вот церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких теперь окрашена в монотонный белый цвет:

Раньше я думал, что этот прекрасный шатровый храм возведён при Годунове, если не при позднем Иване Грозном. Оказывается, это самый конец шатровой эпохи.
Троицкий собор 1422 г. (один из старейших храмов Московского региона) в то время имел ещё "русскую" четырёхскатную крышу:

Реставраторы вернули ему "византийское" позакомарное покрытие:
То же самое произошло и с Духовской церковью 1476 года, где под четырехскатной крышей скрывался ярус звона:


Третья группа снимков была сделана американским фотографом Карлом Майдансом в 1959 году и взята из всем уже известного архива журнала "Лайф".

Барочная колокольня Ухтомского (1740-70), едва ли не единственное сохранившееся произведение этого выдающегося мастера:

Высота колокольни - 88 метров, т.е. больше, чем Иван Великий в Москве.
Успенский собор уже сияет свежей позолотой:

Казначейский корпус братских келлий (1743 – 1745):

Теперь окраска стала двухцветной, как и положено барочной постройке:
А этот кадр 1959 года кажется снятым в наши дни:

Мы ещё вернёмся к теме исторических снимков этого замечательного города.