?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Есть на Волге город Ульяновск, до сих пор не переименованный обратно. Но в этом факте по-моему кроется определенный смысл, может даже из области метафизики. Потому что переименовывать особенно нечего. Симбирска в реальности уже нет. Это несуществующий город. Отдельные его черты проглядывают в облике Ульяновска, но в целый образ не складываются. Нельзя сказать, чтобы Ульяновск был неинтересным городом. Нет, в нем есть свой набор любопытных картин - высокий волжский берег с видом на разлившуюся "матушку-Волгу", есть широкие пространства советского центра с нечеловеческим масштабом продуваемых пустот, есть наконец стеклянно-бетонный ленинский мемориал - несомненно выдающийся образец позднесоветского помпезного стиля. Эдакий кремлевский дворец съездов в губернском городе. И можно даже видеть во всем этом привлекательность нынешнего Ульяновска... Если не знать, что он похоронил под собой досоветский Симбирск - город со своим неповторимым архитектурным обликом и, как минимум, одним архитектурным шедевром общеросийского значения - Троицким собором.
Советская власть сознательно стерла с лица земли центр Симбирска, опустошив его для грандиозного ленинского комплекса. В богатом на храмы губернском городе сейчас остались только три церкви, все далеко от центра. К тому же две до сих пор лишены завершений и не участвуют в панораме. Собственно, и панорамы никакой уже нет. С Волги над городом торчит небоскреб гостиницы "Венец". Она заменила собой вертикали главных соборов, стоявших неподалеку.


Соборный ансамбль: Никольский (старый) и Троицкий (новый) соборы. Снесены.


Вид на центр Ульяновска из окна гостиницы "Венец". В левой стороне кадра - место, где стояли соборы.

Дальше под катом (текст и фотографии)


Сначала побродим по ушедшему городу. Слава Богу, есть фотографии. По ним непросто привязать старые виды к сегодняшней градостроительной ситуации. Исчезли целые улицы, кварталы, выстроены новые здания. Порой не за что зацепиться. Но все же. Странный парадокс: в бедном на наследие Ульяновске полным ходом идет изучение оставшихся памятников, издан их свод по городу, монография о самом известном архитекторе Ф.Ливчаке.

В структуре большого историко-мемориального заповедника "Родина Ленина" (который давно уже не зациклен на ленинской теме) действует музей истории архитектуры и градостроительства Симбирска-Ульяновска (случай невиданный!!!, большой привет возглавляющей его Ирине Котовой!). Такого нет во многих наших городах, где пока еще наблюдается изобилие старины. Вот что значит созданная в советское время крупная музейная структура, вовремя переориетировавшаяся на широкий спектр интересов. В системе заповедника десятки музеев - историко-бытовых, мемориальных, рассказывающих о разных сторонах жизни старого Симбирска.

Еще один парадокс: старый город уцелел здесь не в своем историческом центре, а на его окраинах. Там сохранились целые улочки деревянной застройки времен Ульянова-Ленина. И сохранились, благодаря ему. Семья Ульяновых часто переезжала с одной съемной квартиры на другую, поэтому в городе было несколько ленинских адресов. Все они сохранены и нередко со своим окружением. Отсюда и не снесенные дореволюционные улицы. Все ленинские дома музеефицированы и представяют немалый историко-бытовой интерес. По ним и проходит основной туристический маршрут.


Но все это конечно не компенсирует потерю наиболее ценной части архитектурного наследия города - соборного комплекса, Спасского монастыря и окружающих их кварталов. Можно сказать, что осталась оправа, но похищен сам бриллиант. В этой подборке - храмы Симбирска, так не ставшие храмами Ульяновска (за исключением двух последних).


В ряд выстроились основные храмы центра - Троицкий и Никольский соборы; Никольская церковь. Перед ней - губернаторский дом без крыши (после пожара).


Троицкий собор был шедевром русского классицизма. Построенный по проекту М.П.Коринфского, незаслуженно подзабытого архитектора "первого ряда", работавшего в Поволжье (собор в Арзамасе, университет в Казани и т.д.), собор в русской архитектуре того времени занимает место в одном ряду с Казанским и Исаакиевским соборами в Петербурге и с храмом Христа Спасителя в Москве. И по грандиозности, и по совершенству архитектуры (по этой части он явно обогнал московский ХХС).


На замысел Коринфского оказал влияние этот проект его учителя А.Н.Воронихина, представленный на конкурс проектов Исаакиевского собора. Воронихинская идея, таким образом, нашла воплощение в произведении ученика. В самом лучшем его произведении.


Вид на Троицкий собор и присутственные места (построены по проекту А.Захарова, автора Адмиралтейства в Петербурге). Здание сохранилось, вокруг - все другое.


Вид с колокольни старого собора на северную часть города. Никольская церковь - оригинальный пример эклектической ротонды. На пером плане - губернаторский дом.


Никольская церковь вблизи. Вот такое было чудо. Классицизм с кокошниками.


Вид на Никольскую церковь от Спасского женского монастыря - еще одного важного ансамбля центра. На первом плане только что высаженный сквер и памятник Карамзину работы И.Мартоса. Памятник - единственное, что сохранилось из этого вида.


Повернулись на 180 градусов - перед нами Спасский монастырь. Две церкви - старая, рубежа 17-18 веков, и новая - Иверская, в тоновском стиле. Хорошо читается силуэт бронзовой музы Карамзина. Она и сейчас стоит, а монастыря и след простыл.


Современный вид на это место сверху. Монастырь стоял там, где на втором плане стекляшка.


Монастырь в панораме Симбирска. Видны оба его храма. На горизонте - Троицкая церковь. Она еще будет отдельно.


Еще вид на Спасский монастырь. Слева в кадр влез Вознесенский собор, еще старый, построенный в 18 веке.


Вот он ближе. Замечательный храм, примыкающий к целой линии московских и подмосковных церквей первой половины 18 века (соборы Новоспасского и Варсонофьевского монастырей, церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой, в Таболове и т.д.). Возможно, дело в заказчике. Ясно одно - это был очень хороший образец московской петровской архитектуры с чертами нарышкинского стиля. Наличники шикарные. Были.


На рубеже веков собор заменили новым. По-моему замена неравнозначна, да и вообще попахивает варварством. Против сноса старого собора уже тогда протестовала общественность. Появился хоть и больший по размерам, но и одновременно более глупый по архитектуре храм. Там намешано все - и эклектичный русский стиль, и отголоски тоновских образцов, и византийские мотивы. На мой взгляд синтеза не получилось. Но в своеобразии не откажешь. Колокольню оставили старую, от предшественника.


Троицкая церковь. Стояла в стороне от центра. Хорошая классицистическая колокольня. Все снесено.


Теперь о тех храмах, которые остались. Хотя бы частично. Воскресенская (Германовская) церковь. 1877-1894 гг. Новый храм постепенно, этапами, заменял старый, 1720-х годов. Типичнй эклектичный русский стиль, имитирующий узорочье 17 века. В советское время снесена вся верхняя часть, колокольня и вовсе разобрана. На ее месте выстроено новое здание. Сейчас в бывшем храме городской архив.


А это (только не надо смеяться, впору плакать) - кафедральный городской собор во имя иконы Богоматери "Неопалимая Купина". Бывшая приходская церковь пригородного поселка Куликовка. Деревянный модерн (редкий случай для храмов) 1910-х годов. Лишена завершений, из-за чего на храм не похожа. Скорее напоминает деревянную дачу начала 20 века.


Ну и наконец, единственный полностью сохранившийся храм Симбирска - Воскресенская церковь на городском кладбище. Даже странно, что не снесли и не изувечили. Очень интересный памятник. Творение архитектора Ф.Ливчака. 1914 год. Редчайший пример соединения типологии храма византийского стиля с декором модерна. Чего стоят совершенно модерновые маски херувимов с веночками. Напрашиваются параллели с постройками выдающегося петербургского архитектора В.Косякова (собор в Кронштадте и Казанская церковь Новодевичьего монастыря в Питере).




Вот такая невеселая прогулка вышла. Если будут силы и время, выложу как-нибудь то, что осталось в Ульяновске от старой застройки Симбирска. Немного, но есть на что посмотреть.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
sergius_caesar
Jan. 25th, 2008 08:16 am (UTC)
Троицкий собор интересен, только больно уж похож на Исаакий, а в том, чем непохож (странный ступенчатый переход к барабану) - производит неоднозначное впечатление... Новый Вознесенский собор - дичь, согласен. Зато классицизм с кокошниками - полная фантастика! Интересно, такое где-то сохранилось?

И кладбищенская церковь превосходна. Только за этим стоит ехать в Симбирск...

>>>Даже странно, что не снесли и не изувечили.

Кто ж ее посадит c ней возится станет - она ж на кладбище! Кладбища - лучший защитнк церквей от коммунистов...
av4
Jan. 25th, 2008 08:25 am (UTC)
Собор Коринфского лучше Исаакия. В нем еще нет тяжести позднего, уставшего классицизма. Он мне всегда казался чистейшим кристаллом, выверенным по объему и пропорциям. Исаакий - это помпезный закат Римской империи. Собор в Симбирске - античная классика времен Парфенона. Если уж такими аналогиями мерить.

Да, на кладбище их мертвые охраняют. Только иногда сносили все вместе с кладбищами.
sergius_caesar
Jan. 25th, 2008 09:59 am (UTC)
>>>Собор в Симбирске - античная классика времен Парфенона.

По части чистоты линий - соглашусь, конечно. Но визуальное "исхождение" купола непосредственно из-под "угловатого" профиля портика смотрится... неожиданно, что ли.
av4
Jan. 25th, 2008 10:04 am (UTC)
Увы, нам уже не увидеть, как на самом деле оно все смотрелось - вблизи, снизу, в разных ракурсах, сокращениях. В этом-то ущербность осташейся съемки. Она не заменяет трехмерной архитектуры. Уж тем более не войти внутрь, не понять интерьер.
av_otus
Jan. 25th, 2008 09:06 am (UTC)
Кстати, к Воскресенской церкви ввиду ее маловместительности с юга сделали невразумительную пристройку (на фото ее не видно).
Троицкий собор не похож на Исаакий уже тем, что является ротондой, а это уникально. А купол над клоннадой - образ ходульный и по нему мерить не стоит, обширный ряд получится (кажется, от лондонского собора св. Павла).
Новый Воскресенский собор - купеческая разлюли-малина, но все же в нем что-то есть, и он явно сильнее большинства новодельных (современных) храмов. То есть тут вопрос относительный, и моя логика такова: если я скажу, что собор уродлив, то что мне говорить про пятиэтажки? Что это - простая и суровая правда жизни, а там был амбициозный выпендреж? Но от суровой правды тоска, а амбициозный выпендреж любопытен и приколен.
sergius_caesar
Jan. 25th, 2008 10:02 am (UTC)
>>>Троицкий собор не похож на Исаакий уже тем, что является ротондой, а это уникально. А купол над колоннадой - образ ходульный

Вот в том и фишка, что это не просто купол над колоннадой, а ротонда с колоннадами/портиками! А значит, купол самой ротонды "вылезает" прямо из-под портиков. Странное впечатление :-о

>>>Но от суровой правды тоска, а амбициозный выпендреж любопытен и приколен.

Согласен, но до определенного предела. В данном случае измельченный декор настолько несоразмерен масштабам сооружения, что выглядит гротескно...
periskop.su
Jan. 25th, 2008 10:39 am (UTC)
В данном случае измельченный декор настолько несоразмерен масштабам сооружения, что выглядит гротескно...

+100
periskop.su
Jan. 25th, 2008 10:37 am (UTC)
Редчайший пример соединения типологии храма византийского стиля с декором модерна. Чего стоят совершенно модерновые маски херувимов с веночками.

Декор Воскресенской церкви и правда очень интересен. Я бы даже не с петербургским модерном сравнил, а с рижским югендстилем, к нему это ближе. А Кронштадтским Морским собором если и сравнивать, то только архитектурной формой. В миниатюре.
av_otus
Jan. 25th, 2008 11:34 am (UTC)
Воскресенская церковь типологически - тетраконх. Первый тетраконх России - греческая церковь Димитрия Солунского в Петербурге, снесенная в 60-х гг. (арх. Р.И.Кузьмин). Но она была приземиста, совершенно иных пропорций. Вытянутые пропорции тетраконха, не свойственные средневековой византийской архитектуре, впервые появились в проекте храма "на крови" И.С.Китнера и А.Л.Гуна 1882 г. (очень стильный был проект, обогнавший время, мне он больше всех из того конкурса нравится). Затем - Косяков. Но, кстати, кронштадтский собор - не тетраконх, его композиция - от Софии константинопольской. Просто av4 упомянул два храма Косякова как пример синтеза византийского стиля с модерном.
Воскресенская церковь, я думаю, прямо ориентирована на проект Китнера и Гуна. Смотрите следующий пост.
Херувимы и венки происходят из венского сецессиона. В Риге, действительно, есть аналоги - в домах, построенных арх. Эйзенштейном, но вообще такие вещи не редкость НА ДОХОДНЫХ ДОМАХ и особняках, а вот в церковной архитектуре уникальны.
la_commedia
Jan. 25th, 2008 10:53 am (UTC)
очень интересно, а главное замечательно объемно и столько фотографий!!!
Да, город, действительно, жаль... не было препятствий к сонсу, в других местах многие шедевры уберегли чисто технические сложности, а здесь плоскость - сноси и строй что угодно...
про сходство Троицкого с Исаакиевским собором тоже соглашусь. Вообще, он очень своеобразный, спокойный такой что ли... И очень гармоничный.
простите, я в терминах не разбираюсь...
Позволю себе заступиться за новый Вознесенский собор. Он, конечно, далек от совершенства, но такой "праздничный" пусть и аляповатый стиль в провинции вполне оправдан и имеет несколько иной вектор, чем в Москве или в Питере. Другое дело, что снос старого собора при этом вовсе не обязательный процесс. Если бы храм построили, не уничтожив другой, то его восприятие было бы куда более лояльным.
av4
Jan. 25th, 2008 11:00 am (UTC)
Да, во всем согласен. Странно, отчего у нас до сих пор какое-то подозрительное отношение к архитектуре эклектики. Мы вроде бы ее не воспринимаем равноценной остальным периодам и даже не пытамся проникнуть в ее эстетические принципы. А они другие, нежели принципы барокко, класицизма или модерна.
la_commedia
Jan. 25th, 2008 11:20 am (UTC)
хаха! мгновенно объясню почему. Барокко, класицизм или модерн или вообще любой стиль имеют опреленные законы, зная их легко прослыть человеком хорошего вкуса, если видно, что все сделано по правилам - хвалим, правила нарушены - ругаем. А отличить эклектику от кучи-малы можно опираясь исключительно на собственный вкус, вот тут-то и начинается самое интересное... :))))))
av_otus
Jan. 25th, 2008 11:18 am (UTC)
Спасибо за взвешенную позицию!
Я вот попробовал представить, что если бы Вознесенский собор, а я приехал в Симбирск, то я бы его долго разглядывал и много кадров извел. Ведь такие аляповатые вещи (очень верно замечено, что это свойство провинции, в столицах в такого представить нельзя) всегда очень фотогеничны.
albokarev
Jan. 25th, 2008 08:25 pm (UTC)
На 26657 слева на горизонте Ильинская церковь, ещё до перестройки, а на 26656 - она же (слева вдали) после перестройки в псевдорусском стиле. Она как раз на месте проезжей части между "Венцом" и бетонной коробкой Мемориала стояла, а улица Спасская (нынешняя Советская) в арку перехода между колокольней и церковью пущена была.
А Троицкая чуть к югу от центральной части города стояла. На её месте дом теперь жилой.
av4
Jan. 25th, 2008 08:27 pm (UTC)
Спасибо! Как всегда, отдаю должное профессионализму. И даже не спорьте...
milutkin
Jan. 24th, 2013 06:43 pm (UTC)
А для меня Ульяновск такой: http://milutkin.livejournal.com/1645.html
http://milutkin.livejournal.com/1892.html
http://milutkin.livejournal.com/2170.html

Edited at 2013-01-24 06:48 pm (UTC)
igor_schwab
Apr. 12th, 2013 04:09 pm (UTC)
Вы забыли еще одну учелевшую церковь - Воскресения Христова. 1911, Ливчак

http://www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=172
av_otus
Apr. 13th, 2013 08:14 am (UTC)
А Вы невнимательно пост читали и лопухнулись вслед за сайтом, на который ссылка. Потому что в посте Воскресенская церковь есть, последняя. А на фото церковь Рождества Христова в Мостовой. По ссылке идет описание Воскресенской церкви с фото церкви в Мостовой, а если пойти выше: http://www.welcometoulyanovsk.ru/index.php?section=21, то оказывается, что ц. Воскресения там дважды (второй раз - как надо), а церковь в Мостовой не проиллюстрирована ничем.
igor_schwab
Apr. 13th, 2013 09:23 am (UTC)
так или иначе, этой церкви у вас нет, и красочные эпитеты вы могли бы для себя оставить.
av_otus
Apr. 13th, 2013 11:56 am (UTC)
А она и не обязана быть, поскольку не входит в историческую территорию города и находится в Мостовой слободе, вошедшей в городскую черту достаточно недавно.
Красочные эпитеты спровоцированы исключительно Вашим комментарием со словами, что в посте нет Воскресенской церкви кладбищенской, построенной Ливчаком, которая в посте как раз есть. Для меня здесь слова первичны. Все-таки, Вам надо было бы разобраться для начала, какой храм имеете в виду.
igor_schwab
Apr. 13th, 2013 12:46 pm (UTC)
пардон, у вас нимба вокруг головы еще нет? Фантастическое высокомение.
av4
Apr. 13th, 2013 12:58 pm (UTC)
Ну и чо мы теперь будем тут обзываться по очереди? проехали и забыли. Посту тыща лет, я уже давно забыл про все ульяновские церкви вместе взятые, потому и не отвечал. А теперь тут без меня целая дискуссия на пустом месте пошла гулять.))))
av_otus
Apr. 13th, 2013 01:14 pm (UTC)
Конечно, есть! Врожденный. А Вы не умеете признавать ошибки, ибо по существу ничего не ответили, а сразу принялись принимать оскорбленную позу.
lexa3000
Oct. 7th, 2013 11:55 pm (UTC)
Вот она родина Ленина , и я живу в Ульяновске.
( 24 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel