vita_colorata (vita_colorata) wrote in arch_heritage,
vita_colorata
vita_colorata
arch_heritage

Category:

Особняк Савиной

Сегодня хочу показать  в деталях прекрасный особняк в стиле модерн архитектора М.Ф. Гейслера, когда-то принадлежавший актрисе М.Г. Савиной, которую называли русской Сарой Бернар.
Построен он для неё её мужем, богатым предпринимателем и страстным театралом А.Е. Молчановым в 1905-06 годах.





 Мария Гавриловна Савина, урожденная Подраменцова , родилась в Каменец-Подольске в 1854 году, училась в Одессе. Дитя актеров, можно сказать, выросла на сцене и выступать стала с 8 лет. Талант  быстро сделал её ведущей актрисой сначала в Саратове, а потом, после блестящего бенефиса в Александринке, в Петербурге. Репертуар её был очень разнообразен, от комических ролей до сложных образов в пьесах Ибсена.


Савина организовала первую ассоциацию актеров, была председателем Российского театрального общества
Дом был построен, когда Савина была уже на закате сценической деятельности, а после её смерти в 1915 году Молчанов организовал в нём музей, который просуществовал только до 1925 года, к сожалению.
 
Не знаю, что находится сейчас там и откуда появилась на башне буква "А", которой нет на более старых фото.



Петербургский модерн отличается от других образцов стиля артнуво в европейских странах. Северный модерн в Финляндии и его классические образцы в Выборге и в Петербурге - отдельная ветвь. Этот особняк имеет многие характерные черты стиля модерн и некоторое влияние петербургской классики - покраска верхней части в два цвета и некоторая строгость линий, в отличие от артнуво Брюсселя,  Франции. Северный климат и окружающая архитектура вносили свои коррективы.
Тем не менее в нем есть все приемы, которыми пользовались архитекторы модерна. А именно.
Ассиметрия фасада. использование  различной формы окон, Облицовка нижнего этажа щепой гранита, здание более "тяжелое" внизу и облегчено визуально сверху.  Декоративность в нем спорит с тектоникой. Фасадные линии проходят произвольно и прихотливо, не завязываясь с конструктивными моментами. Линия перекрытий между этажами не прочитывается и соответствие оконных проемов функциональной необходимости не соблюдается.





Облицовка нижнего этажа.



Не знаю в какой момент пропала на этом особняке фактурная штукатурка, которой тоже увлекались в эпоху модерна. Раньше здание не было таким гладким, стена была шероховатой, словно процарапанной, что подчеркивало гладкость горизонтальных тяг.  Отделку фасада тогда выполнила фирма штукатурных дел мастера Чахотина.



В отличие, от других особняков модерна , автор не пытался сделать композицию здания объемной, для него было достаточно одного фасада , весь интерес сосредоточен на нем. Если Вы посмотрите еще раз первое фото, то увидите, что уходящий от угла фасад, который не выходит на улицу значительно скромнее и совсем не декорирован.
Зато на парадной части дома обилие отделки скульптурным растительным декором, который так был любим во временя модерна и мозаичной плиткой.



Лавровые венки напоминают о театральной славе хозяйки дома.



Хмель завил фасад так, как иногда увивает живая зелень загородные дома. Петербуржцу, отрезанному в каменном городе от живой природы , это должно быть приятно. Иногда мне кажется, что тяга к природным мотивам в модерне возникла в то время, когда города совсем превратились в каменные джунгли, природа уже была далеко  из-за размеров городов и её остатки в городской черте не возмещали желания видеть деревья и цветы. Петроградская сторона была застроена в основном в течение лет 15 , а еще на рубеже веков во многих местах были деревянные дома с палисадниками и невысокие каменные. 





Стилизованные цикламены, один из самых популярных цветков того времени, его изогнутые стебли хорошо рифмовались с прихотливыми линиями фасадного декора.



Декор над окном с "французским балконом" немного напоминает классический фриз с "овиками". Возможно, что дух классики витал рядом по ассоциации с Александринским театром , на сцене которого играла Савина. Интересно было бы послушать обсуждение проекта с заказчиками, вносили ли они свои пожелания или целиком доверялись архитектору ? Ведь любой дом - это произведение , как архитектора, так и хозяина. В наше время, к сожалению, хозяин частенько слишком руководит стройкой.



А это, главное по визуальной значимости, окно на фасаде - очень характерное для этой эпохи. Его абрис встречается достататочно часто - овальная верхняя часть, модерн предпочитал классическому кругу овал, и подрезка внизу.



В этом окне и в верхних не сохранилась мелкая расстекловка . Окна заменены на новые, упрощенные.
Вот так этот дом продолжает жить, принеся некоторые жертвы экономичности нашего времени.  Остается надеяться, что когда-нибудь следующие владельцы в ходе ремонта восстановят исторический вид и окон и штукатурки.




Tags: Санкт-Петербург, модерн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments