
В Комитете по строительству прошло заседание технического совета, посвящённое судьбе дома на Фонтанке. Однако основными докладчиками на этом мероприятии стали не члены совета и даже не независимые эксперты, а «приглашённые участники» – представители бизнеса, кровно заинтересованные в сносе исторического здания: управляющий проектом компании-инвестора (ЗАО «Нежилой Фонд Консалт») Александр Аркушенко и директор фирмы-подрядчика, осуществляющей снос дома Зыкова (ООО СФ «Ирон»), Вячеслав Рот. Оба они говорили исключительно о том, что здание должно быть полностью снесено и на его месте построен коммерческий объект.
«По замыслу инвестора предполагается полный демонтаж здания с последующим строительством гостиничного комплекса…» - заявил представитель «Нежилого Фонда Консалт». Директор фирмы «Ирон», снискавший за последнее время немалую известность в городе, благодаря своеобразной манере общения и склонности к ненормативной лексике, и вовсе посвятил свой доклад обеспечению сохранности окружающей застройки и безопасности людей «при проведении демонтажных работ».
О сносе исторического здания говорилось как о деле безусловно решённом. О том, что это грубо противоречит закону 820-7; о том, что у инвестора не было и нет разрешения Госстройнадзора; о том, что компания уже оштрафована по статье КоАП на 500 тысяч рублей (штраф до сих пор не выплачен); о том, что в адрес губернатора Петербурга направлено уже несколько депутатских запросов (где парламентарии, в том числе, требуют привлечь инвестора и подрядчика к уголовной ответственности); в конце концов, о том, что работы велись в выходные и праздничные дни, не было сказано ни слова. ЗАО «Нежилой Фонд Консалт» и ООО «Ирон» выступали не как вандалы и нарушители закона, а как ключевые фигуры и полноценные партнёры, пекущиеся о «благе народа».
Представители КГИОП на заседании не присутствовали. Что, по-видимому, вполне логично: ведь вопрос о том, как спасти и восстановить ценное здание, вообще не рассматривался. Речь шла исключительно о том, каким образом дальше – и как можно быстрее – сносить «старьё» и строить новый отель.
Сценарий разворачивался по накатанным рельсам. Мол, раз уж начали сносить – ничего не поделаешь, надо закончить, а то могут пострадать люди, соседние дома и т. д. Вопрос о наказании виновных (или о том, как оправдать грубое нарушение законодательства), также в принципе не ставился. Было совершенно очевидно, что чиновники и представители бизнеса уже всё между собой согласовали. Никто из участников мероприятия, среди которых были зампредседателя петербургского отделения Общества охраны памятников (ВООПИК) Александр Кононов, эксперт центра «Экологическая оценка и менеджмент» (ЭКОМ) Александр Курочкин против такого дискурса не возражали.
В результате было принято консолидированное решение, что все флигели здания, кроме лицевого, будут однозначно снесены. А лицевой флигель (раз уж вокруг него такой шум), так и быть, нужно дополнительно обследовать силами ВООПИК с тем, чтобы «принять окончательное решение о его сносе или восстановлении». Напомним: законом предусмотрена диаметрально противоположная процедура. Эксперты не должны задним числом, в угоду инвестору, констатировать, что здание «уже не спасти». Наоборот - чтобы начать снос, необходимо было сперва доказать, что аварийность необратима, и после этого получить все разрешения и согласования. А этого сделано, разумеется, не было. И при данных обстоятельствах снос в любом случае незаконен! Какие ещё могут быть «дополнительные экспертизы»?
Однако инвестору всё нипочём. Более того, на тот случай, если всё-таки, паче чаяния, окажется, что лицевой корпус при определённых условиях можно сохранить, рекомендовано оценить стоимость работ по восстановлению с целью «принятия решения об экономической целесообразности таких работ». Нетрудно догадаться, каков будет вердикт. В этом контексте особенно символичной выглядит фраза из решения заседания (согласно протоколу): «…разработать график совместной работы членов обследовательской бригады и рабочих, выполняющих демонтаж. Ответственные: ООО СФ «Ирон», СПб отделение ВООПИК». Неудивительно, что Александр Кононов приезжал на стройплощадку в сопровождении руководителей ООО «Ирон» и Ассоциации по сносу зданий и уезжал на их машине.
Акт о сносе, заверенный круглой печатью фирмы «Ирон» (этой бумажкой размахивал прораб в минувшие выходные, когда градозащитники из Группы ЭРА и их сторонники живым щитом останавливали строительную технику), подписали семь человек. Трое из них – Вячеслав Рот («Ирон»), Александр Аркушенко («Нежилой Фонд Консалт») и Александр Кононов (ВООПИК).
Примечательно, что при этом представитель администрации Адмиралтейского района, главный специалист отдела строительства и землепользования Алексей Ерин подписывать т. н. акт наотрез отказался – против его фамилии в документе пустое место. Руководителю Группы ЭРА Алексею Ярэма чиновник пояснил, что это «профанация» и «беззаконие», и что такую бумагу он никогда не подпишет. Категорически отказался завизировать акт (хотя его об этом очень просили) и заместитель главы администрации района Владислав Жуков. На вопрос представителя Группы ЭРА Дарьи Васильевой он с возмущением ответил, что ничего приличного об этом документе сказать не может.
Остаётся только в очередной раз недоумевать, каким образом могли пойти на эту сделку – с бизнесом, строительными чиновниками и совестью – представители официальной градозащиты? Впрочем, наверное, удивляться уже нечему.