?

Previous Entry | Next Entry

Вот исключительно любопытная цитата из воспоминаний студента МАРХИ предвоенного времени (1936-1941) Бориса Маркуса, опубликованных в пятитомнике «МАРХИ ХХ век»:
---------------------------------------------------------------------------------------------------
«Серьезным испытанием был для всех проект многоэтажного жилого дома. В это время в Москве развернулось широкое массовое жилищное строительство. Архитектурные журналы были заполнены различными предложениями по формированию жилых секций для строительства. Мы внимательно следили за периодикой, сами пытались варьировать на эту тему. Но почему-то наши преподаватели повели нас по какому-то своеобразному пути. Возможно, они были правы. Они предложили не останавливаться на проектировании своих секций, не отвлекать себя от главной, как они говорили, темы, от композиции фасада. Предложили просто выбрать любую понравившуюся секцию из журналов, сложить несколько в одну полосу и все внимание обратить на фасад. И, насколько я тогда понял, внимательно надо было прорабатывать только главный фасад, выходящий на улицу или площадь. О боковых как-то не очень думали, вернее, считали их как бы логическим продолжением главного. А о заднем просто не думали. И о формировании дворового пространства тогда даже не говорили. Предлагали нарисовать какой-нибудь более или менее приемлемый генпланчик и этим ограничиться. В то время я не считал такой подход неправильным. Казалось, что именно так и надо. И, с одной стороны, в этом была какая-то правда.

Перед нами стояла задача чисто композиционная - фасад многоэтажного жилого дома. Все остальное, мол, будет нами решаться в конкретных реальных условиях, когда мы окончим институт и пойдем работать. Так примерно формулировалась задача. Возможно, что-то в этом и было правильным. Но в то же время отвлекало от мыслей об окружающей среде, о формировании дворового пространства, как продолжении квартиры. И мы просто старались не отвлекаться на посторонние вопросы. Практически нам надо было сделать красивый фасад, снабдив его различными архитектурными фрагментами или деталями, вроде архитектурных карнизов, междуэтажных тяг, сандриков или наличников, балконов с балясинами или без. В результате у каждого что-то получалось. Под ренессанс, под Испанию, под ампир... И я сказал бы, что у многих было даже лучше, чем то, что стало появляться на улицах Москвы, где широким фронтом пошли мордвиновские членения, «иконостасы», объединяющие сразу несколько окон. Но появлялись и очень интересные решения. У некоторых авторов, вроде самого Жолтовского или близких его творчеству мастеров, это получалось очень хорошо. Особенно нравились находки Иохелеса, Емельянова, Ро-зенфельда, Бурова, Синявского. Оставляло равнодушными творчество Чечулина. Но это особый разговор. Просто наши первые попытки нарисовать свой фасад проходили во времена массового строительства на улицах Москвы. Этого нельзя было не учитывать»

Борис Маркус «До войны». «Мархи ХХ век», том 2, с. 71
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В этой цитате масса интересного. Очень внятно объясняется метод проектирования жилых домов, которому обучают студентов Московского архитектурного института перед войной.
Планы секций и квартир типовые, утвержденные, объектом творчества не являются и интереса представлять не должны. Единственное, над чем имеет смысл работать – это главный фасад. Точнее, его декор, стилизованный под нечто условно историческое.

Под «чисто композиционной задачей» автор понимает только композицию фасада, а фактически композицию фасадного декора. Представление о том, что такое пространственная композиция здания – утрачено.

Метод вопиюще непрофессиональный, но ясно откуда он взялся. Расчет на утверждающие интсанции (или персоны), которые ничего не понимают в архитектуре и интересуются только главными фасадами, выходящими на площади и магистрали.

Архитектурное мастерство этого времени (и следущих полутора десятилетий) заключается только в умении рисовать фасады наименее вульгарно. В этой системе Жолтовский – гений. Но только в этой. Поскольку с внешней точки зрения налицо абсолютная профессиональная деградация. Утрачены основы методики архитектурного проектирования, достигшие очень высокого уровня к началу 30-х годов.

И еще забавно, что автор, живший в те годы, искренне считает такое сталинское жилье – «массовым». То есть, смысл словосочетания «массовое жилье» в то время тоже был начисто утрачен. И не всеми осознан до сих пор.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
pingback_bot
Feb. 15th, 2012 09:36 pm (UTC)
О методе проектирования сталинского жилья
User eqq referenced to your post from О методе проектирования сталинского жилья saying: [...] Оригинал взят у в О методе проектирования сталинского жилья [...]
pingback_bot
Feb. 15th, 2012 10:25 pm (UTC)
Как проектировались сталинки...
User mgsupgs referenced to your post from Как проектировались сталинки... saying: [...] Оригинал взят у  в О методе проектирования сталинского жилья [...]
zamos
Feb. 16th, 2012 05:39 am (UTC)
Интересно, спасибо. Да, посмотришь любой сталинский дом с обратной стороны - и видишь, что совсем "голый".
inka69
Feb. 16th, 2012 06:54 am (UTC)
Интерьеры были, по крайней мере, качественные, и с хоть какимто декором... в Таллине уже давно в обьявлениях недвижимости "сталинский дом" означает знак качества. Неведающих облапошили квартирами в домах, построенных непосредственно после 1953 г., еще до "крущевок". Там качество ниже, пространства менше, все криво, и декор отсутствует. Но в обьявлениях все-таки - "сталинское"! :)
pingback_bot
Feb. 16th, 2012 07:27 am (UTC)
О методе проектирования сталинского жилья
User kvartalny_dozor referenced to your post from О методе проектирования сталинского жилья saying: [...] Оригинал взят у в О методе проектирования сталинского жилья [...]
kvartalny_dozor
Feb. 16th, 2012 07:27 am (UTC)
спасибо за материал. с вашего позволения - утащил
dmitrij_sergeev
Feb. 16th, 2012 08:25 am (UTC)
Да, конечно)
ordui
Feb. 16th, 2012 09:37 am (UTC)
Спасибо. Любопытно.
abannyh
Feb. 16th, 2012 06:22 pm (UTC)
Но они и фасады постепенно разучились делать. Хороших мастеров сталинской стилистики могли готовить только в академиях их императорского величества. Когда дореволюционные архитекторы стали уходить вместе с ними ушел внятный язык классической архитектуры. Лексика последних сталинских проектов полная тарабумбия.
dmitrij_sergeev
Feb. 16th, 2012 06:34 pm (UTC)
Фасадная эклектика разной степени вульгарности. Ничем другим им заниматься не разрешали.
В Императорской академии художеств все-таки учили не только этому. Потому из нее вышли едва ли не все будущие отцы-основатели конструктивизма.
reineke
Feb. 16th, 2012 07:31 pm (UTC)
массовое строительство и массовое жильё, мне кажется, разные вещи (по автору). Массовое строительство - когда строят кучу всего. Массовое жильё - жильё для масс людей. С чем ему сравнивать строительство 30-х, чтоб не считать его массовым?..
dmitrij_sergeev
Feb. 16th, 2012 07:48 pm (UTC)
В цитате стоит "массовое жилищное строительство". По-моему, это словосочетание имеет один-единственный смысл. В 20-е годы в СССР программ строительства массового жилья не существовало, но проекты были и обсуждались. В Европе они существали и реализовывались, что ни для кого секретом не бвло. Но после 1932 г. в СССР даже думать на эту тему было запрещено. Хотя массовое жилье строилось, конечно, но фактически тайно - барачно-земляночное.

В Мархи 30-х годов студентов учили проектировать жилье для очень узкого привилегированного слоя высшего чиновничества. Но в архитектурной прессе оно подавалось как массовое и единственное. Автор воспоминаний не мог всего этого не знать, но механически, по привычке, повторяет пропагандисткую ложь.
vandrauniczy
Feb. 16th, 2012 08:41 pm (UTC)
Хорошая статья.

К сожалению не везде можно встретить внушительный сталинский ансамбль. Плохо, что шли на удешевления. Хотя я знаю проекты 1955-58 гг. Выглядят вполне достойно.
dmitrij_sergeev
Feb. 16th, 2012 09:06 pm (UTC)
"Плохо, что шли на удешевления"
..........................
На удешевления чего?
vandrauniczy
Feb. 16th, 2012 09:13 pm (UTC)
Проектов. Уменьшили разнообразие в декорировании, планировку унифицировали. На самом, деле, печально. Интересно, какой была бы архитектура в 30-е - 50-е года, не будь событий 1917-22 годов.
dmitrij_sergeev
Feb. 16th, 2012 09:23 pm (UTC)
Планировку унифицировали как раз в сталинское время одновременно с введенем роскошного декора. По сути вся официальная сталинская архитектура типовая, с унифицированными, примитивными, тупыми планировками.

Если бы Россия осталась демократической, то есть, дело ограничилось бы февральской революцией, то архитектура в ней была бы самая разнообразная, как на Западе. Но обязательно социально ориентированная. То есть, строилось бы все, в том числе и хорошее современное массовое жилье. Каковое при советской власти отсутствовало как класс.
vandrauniczy
Feb. 17th, 2012 11:54 am (UTC)
В силу места своего жительства побывал в очень многих сталинских домах. И во дворах, и в подъездах, и в квартирах. Не могу сказать, что всё настолько однообразно. Единственное, что сильно огорчает, это то, что сталинские здания в большинстве случаев коробка, с фасада обвешанная украшениями. Никаких овальных форм, наличников, да даже раскреповок обычных не так много.

Хотя я лично встречал потрясающие по своей красоте и гармоничности сталинские здания.
dmitrij_sergeev
Feb. 17th, 2012 12:03 pm (UTC)
Ну да.
Сталинская жилая архитектура - это как меню сталинских ресторанов или обкомовских столовых.
Жирно, сладко, питательно, - здорово! Если, конечно, не знать, что такое гастрономическое искусство)

А если знать, то выясняется, что это примитивная пайковая жратва для номенклатурного быдла.
vandrauniczy
Feb. 17th, 2012 01:00 pm (UTC)
Я бы не был настолько критичным. Учитывая условия, при которых была создана такая архитектурная школа. И это хорошо. Как по мне, сталианс - лучшее, что было в советской архитектуре с 1922 по 1991 года.
dmitrij_sergeev
Feb. 17th, 2012 05:43 pm (UTC)
А я был бы. Именно учитывая условия. Сталинская эпоха - время глубокой профессиональной деградации в архитектуре. Причем искусственной. То есть, насильственной.
vandrauniczy
Feb. 17th, 2012 06:10 pm (UTC)


На мой вкус на фото изображён очень красивый сталинский ансамбль. Говорю от всего сердца:)
hablador
Feb. 21st, 2012 05:48 pm (UTC)
При всём уважении, Ваш комментарий к цитате - довольно-таки субъективен и лишён научных оснований. К сожалению чувствуется некоторая предвзятость по отношению к "сталинской архитектуре". Не совсем ясно чем Вы, собственно недовольны: однотипностью проектов многоквартирных жилых домов? Так это нормальное явление для социального жилья даже на западе. Если мы не говорим о каких-то супер дорогих эксклюзивных проектах, типизация - неизбежна. Сталинский период в нашей истории может и не самый приятный - согласен. Но архитектура была вполне себе ничего. Конечно с отставанием (неизбежным для такой культурной провинции, как Россия), но не катастрофическим. Стилистически т.н. "сталинский ампир" можно сопоставить с американским и европейским стилем baeux-ar нач. 20 века (по сути позндняя эклектика, переходящая в неоклассицизм). Конечно, были и откровенно некачественные постройки (бараки), скрывавшие за нарядными фасадами убожество советской жизни. Но были и удачные примеры городской ансамблевой застройки (в т.ч. и то что делела мастерская Жолтовского и др.).

К сведению: "фасадный" метод проектирования придуман вовсе не в советское время, а восходит к императорскому периоду, а именно к Петру I, когда был заведён порядок апробировать (утверждать) фасады (именно фасады) домов для Петербурга. При этом объемная композиция оставалась довольно простой и по возможности унифицированной: по шкале придложенной Трезини: дома для "подлых", "зажиточных" и "именитых". Позднее эта практика распространилась на провинцию. А в 1809-12 гг. впервые был издан монументальный труд "Собрание Высочайше апробированных ЕИВ фасадов российской Империи", составленный арх. Гесте, Русска и др. С тех пор образцовые фасады на однотипных домиках-коробках получили повсеместное распространение в стране. И в некотором роде этот принцип образцового или типового строительства стал нашей традицией. В сталинские годы фасадам хоть какую-то видимость стилистики придавали, а вот безликие "хрущовки" - это уже полный апофигей извиняюсь типового строительства доведённого до абсурда.
dmitrij_sergeev
Feb. 21st, 2012 05:55 pm (UTC)
Я "недоволен" тем, что сталинская (жилая) архитектура была очень плохая. Не только потому что была феодальная и обслуживала узкий слой высшего чиновничества, но и и потому что она была плоха сама по себе. Так, как описано в этой цитате, хорошее жилье не проектируют.

Полагаю, что мое мнение не лишено научных оснований. Во всяком случае, именно этой наукой я и занимаюсь.
hablador
Feb. 28th, 2012 06:23 pm (UTC)
Уважаемый, Д.С., в этом мы с Вами коллеги, хоть я и не настолько мастит, как Вы,)). Но я надеюсь, что конструктивная критика в рамках научной дискуссии всё же дозволительна...
Занимаясь русской архитектурой 18 века, я, поверьте, тоже не испытываю иллюзий насчёт её качества в сравнении, например с одновременной французской, или английской (хоть я вовсе не такой уж западник). Да: архитектура у нас всегда была, прямо скажем, второсортная. Россия всё-таки культурная провинция в том, что касается пластических искусств. Был у нас период относительного расцвета - это начало 20 века, но за ним последовал крах страны.

Конечно, архитектура - летопись мира: т.е. отражение того гос. и соц. строя, который её "производит". В этом смысле сталинская арх-ра конечно же выражает весь абсурдизм и мрачную непреглядность эпохи, равно как и её всё-таки неоспоримые достижения (я не сталинист). Во многом эти достижения были основаны на опыте предшествующего периода (1900-1917). Но всё же Россия из 1-2-этажной стала хотя бы 5-7-этажной. Конечно качество сталинских домов несравнимо например с качеством современных им американских небоскрёбов. Но из имеющегося сегодня в наличии в крупных городах России жилого фонда, здания, построенные в первой половине 20 века (куда входят конечно и дореволюционные дома, но в массе всё же именно сталинские), всё же остаются лучшими, как в качественном, так и в архитектурно-художественном отношении.

Не кажется ли Вам странным, что я вынужден как бы "защищать" сталинскую архитектуру от Вас - автора длинного списка статей и монографий по теме. Обычно каждый автор в некотором роде "защищает" свою тему :))

Но тем не менее, в данном конкретном случае мне видятся не совсем корректными: и сама приведённая Вами цитата, и её интерпретация. Всё это как бы вырывается из общего контекста развития Русской-Советской арх-ры 20 века. Да и шире - из общей картины истории архитектуры: "Коробка" крупного многоэтажного жилого дома здания - согласитесь - это ведь универсальное "достижение" (со знаком + или - это уж вопрос) гораздо более раннее. Фактически это типология восходит к ренессансному палаццо и расцветает во второй пол. 19 в. в т.н. доходных домах. Да те же американские небоскрёбы - ведь тоже "коробки", с той разницей, что там о фасадах часто и вовсе не думали (Рокфеллер центр, например).

"Надевание" фасадов, таких своего рода "skin-ов", выражаясь компьютерной терминологией, - это же как раз принцип совершенно эклектический. За что её и ругали как раз в сер. 20 века, а позднее Иконинков обозвал это "умным выбором" уж не знаю вслед за кем, и с тех пор эклектику хвалят как раз за то, за что ругали до этого.

Что касается "феодальности" - остроумно! Вспоминается профессор Покровский, справедливо утверждавший, что феодализм в России не был изжит до конца и в 19 веке. Сегодня его теория как никогда актуальна и находит себе подтверждения уже относительно века 21-го. Но осуждать архитектуру, за "феодальность", извините - это наивный социологизм. С тем же успехом можно сказать, что древнеримская архитектура была плохая архитектура, потому что она строилась на костях угнетённых рабов... я уже молчу про Древний Египет, да и самые настоящие феодальные средневековые постройки ;)) В конце концов - "большая" архитектура всегда выражает заказ господствующего класса: будь то дворянство, капиталисты или сталинская номенклатура. А социальное жильё - это "на тебе Боже, что нам не гоже" - хрущобы лучшая тому иллюстрация.
dmitrij_sergeev
Mar. 2nd, 2012 06:22 pm (UTC)
"Но всё же Россия из 1-2-этажной стала хотя бы 5-7-этажной"
---------------------------------
Нет, ни в коем случае не стала. Это очевидная неправда, советский миф.
Сталинская архитектура представляла собой микроскопические островки казенных многоэтажных домов в море диких трущоб. Основная масса населения расселялась даже не в одноэтажных домах, а в бараках без всяких удобств.

С тем же успехов можно считать архитектурой советских концлагерей виллы начальника лагеря и его заместителей, казармы охраны и здания лагуправлений. Делая вид, что собственно жилых лагерных зон не существовало. Это сравнение более чем правомерно, поскольку архитектура сталинских рабочих поселков не силльно отличалась от архитектуры лагерных бараков, а жилье для советско-партийной номенклатуры совсем не отличалось от жилья лагерного начальства.

Сталинская эпоха в истории России (и прочих частей советской империи) - это эпоха глубокой деградации всего, в том числе и архитектуры.

.........................................................................................................
Не кажется ли Вам странным, что я вынужден как бы "защищать" сталинскую архитектуру от Вас - автора длинного списка статей и монографий по теме. Обычно каждый автор в некотором роде "защищает" свою тему :))
------------------------------------------------
Нет, нет не кажается. Вы же не будете утверждать, что эпидемиологи любят заразные болезни, а паталогоанатамы любят трупы. Они любят медицину. А я люблю не " сталинскую архитектуру", а историю архитектуры.

Сталинская архитектура, на мой взгляд, паталогическое художественное явление. Или, если угодно, проявление художественное паталогии. Почему это так, я это подробно объяснил в книгах. Если в с этим не согласны, то лучше всего заняться опровержением уже опубликованных текстов.
hablador
Mar. 3rd, 2012 07:17 pm (UTC)
Опровергать, считаю излишним - в общем-то эта тема не совсем в сфере моих научных интересов, да и ленив я, извините за откровенность.

Однако считаю, что исследователь архитектуры (равно как и любой другой, в т.ч. патологоанатом) должен сохранять определённую меру беспристрастности (или по вырашению Шкловского остранённости) по отношению к объекту своего научного интереса - иначе он рискует впасть в эмоциональный субъективизм, чреватый вульгарным популизмом и некорректными суждениями, я уже не говорю о таких вещах как подгонка фактов и заведомое искажение картины в угоду заранее предрешённому мнению.

Всего наилучшего, успехов в дальнейших исследованиях.
dmitrij_sergeev
Mar. 3rd, 2012 07:31 pm (UTC)
Если вы считаете излишним опровергать оппонента в виду лени или неподготовленности, то тем более излишне поучать его на предмет методики исследований. Поскольку уличить его в "эмоциональном субъективизме, чреватом вульгарным популизмом и некорректными суждениями" " вы по вышеизложенным причинам не в состоянии.

И вообще нехорошо подменять собственную аргументацию в споре довольно нахальными намеками на ущербность оппонента.

Лучше всего вообще не влезать в дискуссию по полностью незнакомой теме. Себе дороже.
( 27 comments — Leave a comment )

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel