koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Путешествие трапециевидного окна или не совсем финский модерн.


Пожалуй во всех элементах архитектуры не найдется более однозначного чем трапециевидное окно.

Петербург Доходный дом Михайловых 1910-1911 архитектор Фридлейн В. В.
Например в этом довольно позднем петербургском доходном доме десятых годов 20 века именно форма окон и входных порталов уверенно склоняет чашу весов в пользу финского национального романтизма. Более того данный  фасад яркий пример победы трапеции над колонной.
Возникновение такой формы окна вопрос малоизученный. Наиболее простое объяснение  которое мне приходилось слышать таково: Фины в своей новой и революционной архитектуре отталкивались от того немногого что было ранее.  А ранее были шведские крепости, эпос Калевала и суровая карельская природа.  Именно влияние этих трех суровых северных факторов родило "крепостную" облицовку стен, сов, котов и леших на фасадах и кроме всего прочего своеобразно надломило форму окна. Тут только можно добавить что объяснение вполне искусствоведческое и сильно напоминает дым без огня. Как бы то ни было но именно в Финляндии пожалуй можно найти самые ранние трапециевидные окна.


Вот как в этом доме 1901 года постройки

Дом Шалина Арх. Уско Нюстрём (У.Нюстрём – Петрелиус – Пенттиля)
Хельсинки,  Техтаанкату, 9 – Каптеенинкату, 11 – Вуоримиехенпуистикко, 8
1901 – 1902

К сожалению мне совсем не известны примеры из Швеции кто-бы помог? В любом случае новый стиль был довольно популярен на разных берегах Балтики. Вот например прямо праздник трапецевидности из Риги.

  Гимназия Кениньшей.Рига улица Тербатас, 15/17, архитекторы Константин Пекшенс и  Эйженс Лаубе  1905
Наверное явление своеобразной шестиугольности окон так бы и осталось на местном балтийском уровне (По правде сказать не могу припомнить не одного примера из архитектуры Вена Парижа или Брюсселя) если бы не два своеобразных обстоятельства.
1. Петербург был столичным городом(Большой империи), все столичное модно (архитекторы тоже) Посему остальные российские города подтягивались выписывая себе специалистов. А те несли  на берега Волги     в массы     то что умели строить  Северный модерн.
Благодаря этому знакомую форму окон можно например найти в Пензе.
Здание Поземельного банка в Пензе.  Фон-Гоген 1910.
Копия этого здания так же есть и на Украине. Кто-бы ссылку подсказал. Но к Украине еще мы вернемся.
А пока хотелось бы отметить, что такая северная архитектура в Средней полосе России и Поволжье выглядит довольно странновато и чужеродно.
Однако второе обстоятельство сделавшее географию шестиугольного окна такой широкой еще более удивительно.

Károly Kós (1883-1977) Дом священника кальвинисткой церкви Обуда Будапешт 1908-1909



2. Финский неоромантизм  полюбили в Венгрии. Винить в возникновении шестиугольности в Венгерском модерне такие факторы как северная природа и шведские крепости довольно трудно. Как местные историки трактуют такое увлечение тоже загадка.  Но факт остается фактом в Будапеште можно найти целые районы вполне финских "крепостных"домиков. Учитывая близость такого мощного художественного центра как Вена ( "венских домов" в Будапеште едва ли меньше) тут скорее всего идет речь о попытках национальной самоиндификации немного за чужой счет.  Как известно венгры довольно дальние родственники финов. А уважение и признание всего мадьярского в двуединой империи было довольно настороженным. Поэтому можно предположить в данной архитектуре определенную долю протеста.
Нельзя отметить и такой интересный факт что в Вене и южнее северный модерн практически отсутствует а  редкие вкрапления шестиугольных окон явно не доменируют в окружающем пространстве.
А теперь немного отступим от темы и посмотрим еще на одно довольно самобытное течение Венгерского модерна, это нам пригодиться чуть впереди.   Иллюстрирую только одним зданием, но таких зданий много,они очень показательны именно для венгерских архитекторов и одно из них даже очень програмное.


Крытый рынок Будапешт,Samu Petz, 1897
В данном здании нам будет интересно два момента. Форма крыши ( взято из архитектуры Закарпатья) и цветная майолика на стенах повторяющая народные венгерские узоры.  Архитектор постройки был  Samu Petz, ученик великого Эйфеля. Стиль постройки в венгерской википедии  определяется как неоготика.  Однако согласитесь готика с сильными региональными особенностями, по сути это уже совсем предтеча венгерского национального романтизма. Но не суть вернемся к нашим баранам  окнам.
Самое удивительное в нашей истории произошло все же на территории
Российской империи. Видимо не найдя понимания в южных странах трапециевидное окно решило прокладывать обратный путь на север за что жестоко поплатилось уже в новейшей истории государства Украина.

Здание губернского земства Полтава 1908  арх. Василий Кричевский
В 1908 году в центре города Полтава было построено здание губернского земства по проекту  Василия Кричевского 
  , с использованием чертежей Е. Шишкова. Событие  вполне заурядное для того времени. Земства активно развивались и строили школы, больницы и местные учреждения. Для здания был выбран несколько необычный для центральной украины стиль. Посмотрите на этот тяжелый облицованный гранитом низ, шестиугольные окна, ниши окон и входного портала, облицовку стен кабанчиком. Привет Финляндия!.  Теперь вспомните  здание крытого рынка в Будапеште 1897 года.  Привет Венгрия!   А теперь честно назовите архитектурный стиль в котором построенно здание. Вы правильно догадались перед вами один из первых памятников Украинского Архитектурного Модерна.  Таинственный стиль впервые появился на страницах печатных изданий ужу в 90 годы 20 века. И одним из главных его характеристик стало хорошо нам известное трапециевидное окно хоть и с небольшим литературным дополнением.
Теперь это не окно старых шведских крепостей а попытка передать ТРАДИЦИОННУЮ ФОРМУ ОКНА В УКРАИНСКИХ ХАТАХ!!!!!!!!!!!!!!! Это пишут в вполне научных монографиях или таких статьях за подписью кандидата исторических наук  
http://www.realnest.com.ua/information/newspaper/2010/11/2170  


Дорогие читатели с Украины и хоть раз там бывавшие. КТО, КОГДА И ГДЕ ВИДЕЛ УКРАИНСКУЮ ХАТУ С ШЕСТИУГОЛЬНЫМ ОКНОМ?????.
Ради всего святого  кто знает почему так случилось??  Стоит ли изменить все книги о финском модерне и указать всюду откуда взялось это злополучное окно????

 P.S. Помните здание в Пензе в середине поста?) Я его собрата (практически полную копию) тоже нашел на форуме посвященном украинскому модерну со ссылкой на статью http://www.gorod.cn.ua/news_15598.html Так вот автор статьи утверждает а на форуме его усердно поддерживают. Оказывается это здание вполне подходит под украинский модерн  (если что то архитектор малоизвестный  Фон Гоген).



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 80 comments