?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

 В этом году исполнилось бы 300 лет Пятницкой церкви в Вятке. Увы, храма нет! К его 200-летнему юбилею и была выпущена эта пригласительная открытка. На ее обороте был напечатан следующий текст: "Сретенская (Пятницкая) церковь 28 октября празднует 200-летний юбилей освящения храма. Службы по сему случаю будут : 27 числа в 3 1/2 ч. дня молебен с акафистом св. Великомученице Параскеве, в 6 часов всенощное бдение. 28-го числа ранняя литургия в 6 1/2 час. утра, после оной будет крестный ход кругом церкви, поздняя архиерейским служением в 9 ч. утра".

Пятницкая церковь - небольшая и очень уютная по виду; когда смотришь на её фотографию, так и хочется воскликнуть, повторяя слова одного славянофила: "Вот она, Русь-то, вот она!"
Пятницкий храм относится к тому распространенному еще в дереве типу, который называется "восьмерик на четверике" (первый ярус летнего храма - это квадратная клеть, а второй ярус - восьмистенный сруб). Подобных каменных храмов строилось много - сразу вспоминается более древняя Успенская церковь в Суздале, или Владимирская в Чебоксарах - почти ровесница вятской Параскевы Пятницы. А вот колокольня вятской церкви куда интересней - взгляд сразу останавливается на ней - восьмигранный столп, имевший при переходе к ярусу звона расширение, известное по деревянным образцам как "повал" (некоторые деревянные колокольни строились именно так, пример - часовня Трех Святителей из деревни Кавгора в Карелии). Вместе с высоким шатровым верхом этот повал придает колокольне весьма своеобразный облик - копия дерева в камне. Прибавим еще ассиметичную трапезу со сдвигом от продольной оси на юг и богатейший наружный декор (особенно выделяются в этом плане наличники) - такой красавицей была Пятницкая церковь.

 Первое упоминание о Пятницкой церкви, тогда деревянной, относится к 1574-му году -  хлыновчанин Иван Шелом в духовном завещании  просил по кончине его пожертвовать "сорок алтын денег на сорокоуст к Святей Параскеве нареченной Пятнице на крылос".  В Дозорной книге 1615-го года читаем уже краткое описание храма: "Город Хлынов, древян, над рекою над Вяткою, а в городе...у Слюдных ворот церковь теплая с трапезою Сретение Господа нашего Исуса Христа, да церковь студеная св. Христовы мученицы Пятницы". Сей храм был излюбленным местом молитвы св. блаженного Прокопия Вятского, Христа ради юродивого (+1628).
 Церковь неоднократно горела при постигающих Хлынов пожарах. В начале 18-го века решено было выстроить каменную церковь, в 1705-м году попы Леонтий и Григорий били челом преосв. Дионисию, архиепископу Вятскому, дабы он позволил им начать сбор денег на постройку. Дионисий дал им грамоту, в коей призывал всех его епархии " сущих повсюду священных архимандритов, всепреподобных игуменов, благоговейных протопресвитеров, иереев, и прилучившихся благоверных князей и боляр и православных христиан" жертвовать на оную церковь, а причту повелел готовить запас материалам для строительства. Как видно из древних актов, главный храм, т.е. летний ("студеный") - носил имя св. Параскевы Пятницы, потому в 1708-м году попы церкви Григорий и Фома просят архиерея разрешить начать стройку и освятить будущий храм в честь святой великомученицы. Но в 1709-м году мнения причта и прихода , видимо, переменились, и они подали новое прошение, в котором идет речь уже о церкви с двумя престолами: главным - в честь Сретения Господня и придельным - во имя Св. Параскевы Пятницы. Преосвященный благословил. В 1712-м году каменная церковь была окончательно выстроена и освящена.


В храме были старинные золоченые иконостасы, древние иконы в посеребренных окладах. Многие из этих ценностей были варварски уничтожены при закрытии храма - в Кирове в 1930-е гг. был даже спец. завод (под началом НКВД), занимавшийся смывкой золота с иконостасов. Лишь часть храмовых икон была передана в Краеведческий музей.
 В Пятницком приделе находилась местночтимая икона св. муч. Параскевы; происшедшие от иконы в ХVII и XVIII вв. чудеса были записаны в хранившуюся в храме книгу.
В 1807-м году губернский архитектор Кисельников осматривал храм, поскольку в его стене появилась трещина. Саму трещину архитектор счел неопасной, а вот местоположение церкви (на крутом берегу реки Вятки, где часто случались оползни) ему не понравилось, он предлагал старинный храм снести и выстроить новый в другом месте. Благо, тогда этого не случилось.
В 1912-м году при реставрации и ремонте церкви к 200-летнему юбилею ее освящения внутри были обнаружены старинные росписи, которые были тщательно восстановлены.
19 февраля 1935 года президиум Кировского горсовета ходатайствовал об исключении из списка памятников архитектуры Сретенской (Пятницкой) церкви, как "не представляющей никакой ценности", 20 сентября ВЦИК удовлетворил это ходатайство. В 1936-м году церковь была разобрана. Находилась она на территории Александровского сада, между двумя корпусами бывших Присутственных мест

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
ferzunkin.blogspot.com
Mar. 1st, 2012 02:41 pm (UTC)
Смотрится так, будто купол снесла КПСС, а барабанчик с главкой приделала РПЦ во времена перестройки. А под колокольню приспособили водонапорную башню.
(Deleted comment)
ferzunkin.blogspot.com
Mar. 14th, 2012 05:42 am (UTC)
Не буду утверждать, что эта церковь - не "красавица", однако её архитектурные достоинства не бесспорны. Бросается в глаза несоответствие огромного восьмерика маленькому барабану. Возникает подозрение, что первоначальная задумка предусматривала ярусную композицию из нескольких восьмериков, однако в конце концов проект был "бюджетирован". Косвенно об этом свидетельствует чрезвычайно плоская скатная кровля: похоже, строители осознавали убожество такого решения и постарались максимально ослабить его визуальное воздействие.
Впрочем, не исключено, что это просто результат "творческих исканий": колокольня с уширением в области звона довольно необычна. Насколько это решение было удачно, оценить сложно: шатёр был скорее всего переделан в 19-м веке,
tornado_84
Mar. 15th, 2012 10:16 pm (UTC)
Кровля весьма обычная - я не зря упомянул похожие храмы в Суздале и Чебоксарах. Впрочем, возможно, что изначально кровля была не плоской, а по закомарам.
А колокольня в самом деле - уникальная. Шатер вряд ли переделывали - сужу по виду подобных деревянных храмов - там точь-в-точь такие же колокольни. Еще храм уникален внешним декором, т. н. "вятский стиль" - особенно наличники хороши.
ferzunkin.blogspot.com
Mar. 16th, 2012 11:30 am (UTC)
1. А разве я утверждал, что кровля необычная? Тем не менее, у скатных кровель принято было акцентировать барабан и главу:
http://sobory.ru/photo/?photo=98935 (http://sobory.ru/photo/?photo=98935)
https://picasaweb.google.com/marminat/ldWZaG#5360797862415919522 (https://picasaweb.google.com/marminat/ldWZaG#5360797862415919522)

А тут, во-первых, барабан не восьмигранный, во-вторых, главка просто мизерная. Довольно сомнительное решение для скатной кровли массивного восьмерика.

2. Кровля восьмерика “по закомарам” - явление ещё более редкое, чем скатная кровля. Припоминаю только церковь Андроньевского монастыря в Москве. Я предполагаю, что это была промежуточная форма, характерная для того периода, когда восьмерики были в новинку и строители всячески стремились подчеркнуть родство с традиционными “кокошными” четвериками.

3. А что, в осьмнадцатом веке было принято завершать каменные колокольни шатрами ДЕРЕВЯННЫХ сородичей?
tornado_84
Mar. 16th, 2012 07:20 pm (UTC)
Про колокольню - думаю, её всё-таки не перестраивали. Да, это 18-й век, но это 18-й век в Вятке, где только-только начали строить каменные храмы - и потому повторяли деревянные образцы. Возможно, вся церковь была попыткой повторения деревянного храма, стоявшего на ее месте. И, возможно, та церковь - деревянная - была шатровой. А на шатры было запрещение Никона.
Впрочем, не могу понять, о чем спор. Вы говорите, что "архитектурные достоинства церкви не бесспорны". Кто возражает? Да, и восьмерик слишком грузный, и барабанчик с главкой мизерные. Трапезная и вовсе ассиметрична. Это был один из первых опытов местных мастеров, тем и ценен. Кстати, строили тогда на Вятке (и не только на Вятке) по образцам, то есть повторяли наиболее удачные в архитектурном отношении храмы. У Пятницкой церкви повторов вроде бы не было - стало быть, ее не считали достойной для подражания.
ferzunkin.blogspot.com
Mar. 20th, 2012 04:53 am (UTC)
но это 18-й век в Вятке, где только-только начали строить каменные храмы - и потому повторяли деревянные образцы.

Ну да, у них был трёхмерный плоттер, поэтому им было пофиг из чего лепить - из дерева или из кирпича. Ну а если плоттера не было, значит, наверное, были другие бригады из других городов, и неотразимые вятские “деревянные образцы” их мало интересовали.

И, возможно, та церковь - деревянная - была шатровой. А на шатры было запрещение Никона.

Ну а Никон-то тут причём? Его запрет колоколен не касался. Однако ТАКИЕ колокольни в 18-м веке не встречаются нигде. Это скорее эклектика в духе Михал Дормидонтыча Быковского (http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=29107 ). Декоративная “крышечка” с мизерной “бусиной” наверху, теснение по сплошной (без типичных для старины слуховых отверстий) поверхности металла. Не исключено, что тогда же колокольня была и уширена (подобные уширения типичны в производственных постройках 19-го века) + переделано завершение основного объема: микроскопическая луковка вторит мелкой пластике колокольни и для начала 18-го века совершенно не характерна.

У Пятницкой церкви повторов вроде бы не было - стало быть, ее не считали достойной для подражания.

Да может там и было чему подражать, пока не перестроили. В запечатлённом же виде это что-то вроде Вятской Предтеченской церкви со срезанным верхом и “папиросой” вместо него. Чему уж тут подражать...
Тем не менее, в этом памятнике было немало интересного: восьмерик с декором (редкий образец начала 18-го века), колокольня (пусть это и архитектура 19-го века) + общая необычность облика. Если бы церковь сохранилась, я бы включил её в свои метки оранжевым цветом (“довольно интересна”). В эту категорию нередко приходится относить памятники “страшноватые”, но нестандартные.
tornado_84
Mar. 23rd, 2012 08:03 pm (UTC)
Приятно общаться со знатоком архитектуры! Посмотрел я кое-что по Пятницкой церкви, и вижу, что почти по всем пунктам Вы оказались правы. Действительно, железная обшивка шатра колокольни - явление позднее, первоначально шатер был чисто каменным с несколькими рядами слуховых отверстий. Дальше - кровля самой церкви и барабан тоже были другими, а именно: кровля не была такой покатой, а барабан был больше, восьмигранным и с окнами. "Непонятных закомар" не было; кровля начиналась с карниза, который отчетливо виден на снимке. Единственный исконный элемент, который Вы не признали - это т.н. повал (расширение) колокольни.
ferzunkin.blogspot.com
Mar. 26th, 2012 05:44 am (UTC)
Спасибо за комплимент. Как видите, вандализм в России процветал всегда. Было бы очень интересно посмотреть на оригинальный облик этой церкви. С великолепным декором и уникальным “повалом” - она имела все шансы смотреться “королевой бала”. Увы...
Атрибуция памятника затруднена нестандартностью использованных приёмов. Образно говоря, это не архитектурный язык, а архитектурный слэнг. Поди угадай, что повал насочиняли в 18-м веке, а “закомары” - в 19-м. Хорошо хоть в таком виде её фотография осталась. Может быть в будущем, когда жизнь переместится в виртуальные миры, потомкам доведётся поставить в ней свечку.
( 8 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel