yura_osinin (yura_osinin) wrote in arch_heritage,
yura_osinin
yura_osinin
arch_heritage

Categories:

Федино. Храм Серафима Саровского.

Для меня обнаружение этого храма стало неожиданным открытием. Казалось, что уже все дореволюционные постройки России, на которых применялся изразцовый декор мне известны, но вдруг выяснилось, что недалеко от Воскресенска, в бывшей усадьбе Ахлестышевых, есть чудной красоты храм Серафима Саровского архитектора Владимира Васильевича Суслова. 








Включите музыку, она очень подходит.

Во дни своего величия он выглядел так:

   



Гонения сделали его таким:



Ну, а сейчас он таков:



Сохранившиеся детали прекрасны.
Я однажды, увлекшись съемкой изразцов в Новом Иерусалиме, упал с третьего этажа лесов. Каким-то чудом умудрился зацепиться за железяки и не распрощался со здоровьем и камерой. С тех пор старался не искушать судьбу и не лазить по гнилым лесам. Но тут не смог удержаться - залез все-таки. Настоятелю только позвонил предварительно и благословение взял на это восхождение.



Усадьба здесь возникла относительно поздно, только в начале XIX века, при Н.А.Беклемишеве. С середины столетия ею владела помещица В.Н.Рахманова, затем - ее дочь, генеральша П.П.Ахлестышева, а с 1911 года - ее сын, камергер П.Д.Ахлестышев. От всего былого великолепия сохранился лишь заброшенный липовый парк с каскадом прудов, да церковь Серафима Саровского, построенная в 1909-1912. Церковь - один из лучших образцов модерна в его неорусском варианте. Это единственная в Подмосковье постройка Владимира Васильевича Суслова (1857-1921), работавшего в основном в С.-Петербурге и больше известного как выдающийся исследователь русского зодчества, теоретик, реставратор и педагог. В 1883-1887 годах он путешествовал по России, обмеряя, рисуя, фотографируя архитектурные памятники. Эти исследования были продолжены им и в дальнейшем в связи с реставрационными работами (Суслов реставрировал Спасо-Мирожский собор в Пскове, Преображенский собор в Переславле-Залесском, собор Святой Софии в Новгороде и пр.) Будучи специалистом по древнерусскому зодчеству, сам Суслов много проектировал и строил в духе русского и неорусского стилей: Александровский пассаж в Казани (совместно с Н.И.Поздеевым), памятник-усыпальница русским воинам в Сан-Стефано (Турция), церкви под Смоленском, в Луганске и др. В связи с исследовательскими работами, Суслов не раз ездил за границу (во Францию, Италию, Турцию, Германию). Признанный авторитет в искусствоведческих кругах, после революции он стал одним из инициаторов дела охраны памятников. Однако, интерес к древнерусскому культовому зодчеству, как известно, не поощрялся в Советской России, и Суслов был отстранен от преподавания. В 1921 году он умер в Хвалынске.



И хоть бы кому-нибудь пришла в голову светлая мысль отреставрировать уже, наконец, по человечески этот храм. Строят вокруг какую-то ахинею, а он сам, ведь, рухнет уже скоро, если им "вот прям щас" не заняться.
Его не включают ни в одну из программ по реставрации.









По-моему, я впервые встретил удачное применение золота на фасадной керамике. Ну, разве что, в Дрездене еще тоже неплохо получилось.





Странные люди у нас, все же. Современное Федино не содержит ровным счетом ничего интересного, кроме этого храма. Но какие-то недоумки уже в 90-х годах, безо всякого участия воинствующих безбожников, взяли, да и раздолбали лик Христа. 
Это же не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Но попались упорные вандалы.



Местные жители, с которыми довелось пообщаться были очень отзывчивы и добры, но о собственной достопримечательности не знали ровным счетом ничего. Да и за достопримечательность его считали. Спрашивали "А что в нем такого особенного-то? Зачем было из Питера ехать развалины фотографировать?"
На этих крестах фон тоже сделан золотом. Красиво.







Где он, наш хваленый КГИОП? Где наши славные музейщики? Никто даже пальцем шевельнуть не хочет, чтобы вернуть этому чуду надежду на будущее.

























Надеюсь летом все-таки добраться до верха и отснять там все получше.















Посмотрите, какие детали! С какой дотошностью обыгран каждый угол. Никаких грубых стыков - и витеечка за угол загнулась, и поясочек.





Остатки лемеха на шатре:















Никогда раньше не встречал такой трактовки Константиновского креста. Взяли и сократили одну перекладину. Модерн потому то?







Я сделаю все, что только смогу, чтобы на этот памятник обратили внимание и наконец вернули его к жизни. Кто со мной?





Tags: Московская область, Суслов, архивные фотографии, модерн, неорусский стиль, под угрозой, проекты, усадьбы, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments