Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

История нашей мастерской началась аж 30 лет назад. Тогда началась работа над восстановлением керамического убранства соборной мечети Ленинграда.
26 лет назад начались первые работы непосредственно на фасаде. Состояние Ваулинской керамики было удручающе. Купола и минаретов практически не осталось, северного портала тоже. Только на западном портале, в нише, сохранилась часть родной керамики.
Задача стояла непростая. Нужно было во первых попасть в гамму, а во вторых сделать так, чтобы уже не развалилось. И то и другое было выполнено. Отличить где там Ваулинская керамика, а где наша даже мы сами уже не сможем. И не разрушается ничего. А все потому, что была решена главная проблема экстерьерной керамики -- пористость черепка. Мало того, что наш черепок имеет нулевую пористость, он еще диффузионно спекается с глазурью. Она не может  осыпаться, потому что является единым целым с черепком и мороз ей нипочем.
Но, довольно уже загружать вас скучной теорией, полюбуйтесь лучше на керамику.



В процессе работы были, порой просто анекдотические коллизии, но об этом ниже.






Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 года, на второй день торжеств по случаю 300-летия царствования Романовых. Феодоровский собор, для которого мы сейчас делаем икону, тоже к этим же торжествам строился.
Здание мечети возводилось в 1909-20 гг по проекту Н.В. Васильева, который предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир. 


Мавзолей Гур-Эмир. Самарканд.

В процессе работы архитектор привлек своих коллег А. И. фон Гогена и С. С. Кричинского. В то время Гоген имел большой авторитет в правительственных кругах, что помогло уладить многие административные и хозяйственные проблемы. Кричинский же был членом мусульманской общины, что имело большой значение для строительного Комитета.
С 1927 по 1930 и с 1940 по 1956 мечеть не действовала. С 1940 года стала использоваться, как склад медоборудования. В 1956 году была возвращена мусульманам.



Архитектором Феодоровского собора, кстати, был тот же С.С. Кричинский. Как вам такой ход вещей? Представляете, если бы сейчас мусульманин проетировал бы православный храм? Хотя... Храм Христа Спасителя, помнится, турки строили. Да и на любых других стройках храмов гастарбайтеры сплошь мусульмане )) Так что все так же, как и тогда, наверное. Ну разве что пропорции соотношения изменились.



Тогда, в начале прошлого века, еще не было столь острой, доходящей до абсурда, мусульманско-иудейской конфронтации, да и с христианами отношения были много лучше, чем теперь. Поэтому в орнаментах, как, собственно, и на древних мечетях, обильно присутствовали шестиконечные магендовиды и четырехконечные кресты.



Теперь вы их там практически не найдете.



В процессе восстановления магендовиды и кресты заменили цветочки и другие "не оскорбляющие чуства верующих" мотивы.



Зато теперь это единственный способ безошибочно узнать где находятся фрагменты сохранившейся керамики Ваулина. Видите беленькие шестиконечные звезды по углам арки? Вот она, родная керамика-то где осталась )



В итоге дошло до того, что на территории мечети вырубили все кусты, которые как жасмин цветут, знаете такие? Потому что у них шестиконечные соцветия. 
Вот так ветхозаветная, по сути своей, вера отказалась от части своей символики в угоду духа времени. Ведь что такое магендовид? Это звезда Давида, ветхозаветного пророка. А крест в Коран вошел вместе с пророком Исой, мусульманской версией Иисуса Христа, который в Коране явлен в качестве пророка. Там так же присутствует эпизод с крестом и распятием, правда Иса не был распят. По версии Корана Иса отдал крест Симону Киреянину (тому, который помог Христу понести крест какое-то время) и незаметно вознесся на небеса. А распяли Симона, заместо Исы.  Но тем не менее, ввиду наличия такого эпизода - крест это и мусульманский знак тоже.

















Comments

( 14 comments — Leave a comment )
rodandrew
Mar. 27th, 2012 12:32 pm (UTC)
В тэгах, вместо Кричинского, почему-то Каминский. Кстати, на московских постройках Каминского очень интересная керамика!
Попутно вопрос: реставрировался ли михраб?


yura_osinin
Mar. 27th, 2012 12:58 pm (UTC)
поправил, спасибо. Михраб там очень неплохо сохранился, он же в интерьере. Реставрация не требовалась.
wlad11
Mar. 27th, 2012 12:45 pm (UTC)
кстати - магендовиды часто на деревенских домах попадаются...
tutellia
Mar. 27th, 2012 01:17 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно. Всегда, когда в Питере, любуюсь и Самарканд вспоминаю.
gugutka_ja
Mar. 27th, 2012 05:10 pm (UTC)
Ох, это же такая грандиозная работа! Потрясающе!
vitale2
Mar. 27th, 2012 08:46 pm (UTC)
Вообще-то архитектором Фёдоровского собора всегда считался В.А.Покровский. Кричинский является автором Фёдоровского городка, а это большая разница... Может есть новые данные?
yura_osinin
Mar. 27th, 2012 09:03 pm (UTC)
"Строительный комитет остановил свой выбор на проекте Степана Самойловича Кричинского. В сравнении с другими, не менее убедительными проектами (Н.В. Васильева и А. Джорогова), проект С.С.Кричинского, выдержанный в неорусском стиле, при полной противоположности петербургской архитектуре, по-питерски уравновешен, компактен, гармоничен. Он живописен, но не дробен, его затейливость не впадает в чрезмерность. Вероятно, именно пятиглавие предложенного С.С.Кричинским храма было весомым аргументом в его пользу. Традиционные пятиглавия важнейших кремлевских соборов в Москве, Ярославле, Костроме ассоциировались с торжеством российской государственности."

Источник.
yura_osinin
Mar. 27th, 2012 09:16 pm (UTC)
А Федоровский собор в Царском селе как раз Покровский строил. Обычное дело, их всегда путают.
rbvekpros
Aug. 5th, 2013 09:49 am (UTC)
Спасибо за рассказ! Немного из истории: Санкт-Петербург, 1910. В "Ниве" о закладке мечети. - http://rbvekpros.livejournal.com/68319.html
voroncovamaria
Jan. 8th, 2015 04:52 pm (UTC)
yura_osinin,
обращаюсь к Вам как к профессионалу. Мы только что приехали из Ярославля. К юбилею города (2010 г) не были отреставрированы ни ансамбль в Коровниках, ни церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это одна из моих любимых церквей, поэтому душа болит, естественно. В интерьеры не пускают, храм не охраняется и не имеет ограды, зато подсвечивается. Плитка с изображениями птиц на галерее храма оббита. Ее необходимо восстанавливать. Церковь - объект культуры мирового значения. Мы столкнулись с дамой-экскурсоводом, которая привела пожилую пару посмотреть храм. Я спросила ее, почему к 1000-летию Ярославля не отреставрировали плиточки на фасадах. Она ответила, что керамика была вделана в кладку стены, извлечь ее было невозможно. А если сделать новую плитку, она уже не будет утоплена в стену - и вандалы ее сразу выцарапают, т. к. храм не охраняется. (Поэтому можно ничего не делать, как это у нас полагается).
Очень прошу Вас и ваших сотрудников поднять вопрос о восстановлении декора Предтеченской церкви за Которослью, поскольку мнение не компетентных в производстве изразцов граждан администрация просто проигнорирует.

yura_osinin
Jan. 8th, 2015 06:11 pm (UTC)
Не дай Бог. Хоть где-то сохранилось что-то настоящее, не новодельное. Не нужна им эта реставрация. Посмотрите, что с Новым Иерусалимом сделали. Научитесь ценить настоящее, ценить следы времени на этом настоящем. Представляете, если итальянцы вдруг решат, что руины в Риме - это как-то неопрятно и отстроят заново Колизей, например? Кому такой Колизей интересен будет, кроме любителей евроремонта? Только сохранять, расчищать и консервировать. Все другие методы современных реставраторов хуже всяких вандалов в сто тысяч раз.
Лучше убеждать администрацию новое строить красиво, а не старое на новый лад переделывать.
voroncovamaria
Jan. 8th, 2015 06:21 pm (UTC)
Особенность этого храма такова, что там впечатление зависит от сохранности декора. А выглядят ширинки так: бахрома из кусков плитки по периметру, а в середине уродливая дыра. Не думаю, что подобная аутентичность лучше реставрации. Да, существует такая позиция, что руины лучше восстановленного. В Израиле ничего не реставрируют, носятся с почетным прошлым. Поэтому я в Израиль и не езжу: уныло. Аналогично с Грецией, гордящейся руинами. Что до Италии, то они как раз мечтают отреставрировать палаццо. Призывают купить дом, государство деньги выделит, чтобы только новый владелец отреставрировал здание.
yura_osinin
Jan. 8th, 2015 06:25 pm (UTC)
Не припомню такого. Покажите фотографии.
voroncovamaria
Jan. 8th, 2015 06:54 pm (UTC)
Вы имеете в виду фотографии оббитых изразцов с храма Усекновения главы Иоанна Крестителя? Мы не снимали то, что печально. Храм обнесен галереей со всех сторон. Керамические вставки расположены на уровне рук прихожанина - разбить элементарно. Со стороны, обращенной к заводу, трудно найти целую плитку - большинство разбито. Вы как специалист знаете, для чего за плиткой устраивались глиняные трубки. Их видно в дырках на месте уничтоженной декоративной плитки.
( 14 comments — Leave a comment )

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel