?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вильнюс - один из самых красивых городов Европы, уникальный по своему архитектурному наследию.
Он возник, очевидно, ещё в 13 веке, хотя впервые упомянут летописно лишь в 1323 г.
С 1385 г. Великое Княжество Литовское находилось в личной унии с Польском королевством и в 1544 г. Вильнюс даже стал на время резиденцией польского королевского двора.
Самые ранние реалистические изображения литовской столицы относятся к концу 16 века, когда костяк исторического ядра города уже успел сформироваться.
Как в большинстве крупных европейских городов Средневековья, мы видим в Вильнюсе того времени две доминанты - замок и собор.
Замковый комплекс включал в себя обширный нижний замок и верхний замок на вершине холма. Вот как это выглядело на гравюре 1600 г.:

В центре мы видим собор с высокой отдельно стоящей колокольней. И то и другое сохранилось до наших дней в сильно перестроенном виде.
Вот эта гравюра целиком.



А вот современная реконструкция замка в период его расцвета:

Таким был замок в 1530-м г.:


Благодаря знаменитому атласу Брауна и Хогенберга мы можем увидеть весь Вильнюс 16 века целиком, хоть и в несколько схематичном виде. Гравюра 1576 г.:

Посмотреть в высоком разрешении.
В последующие века с утратой военного значения замок всё больше приходил упадок.
Так выглядел королевский дворец в нижнем замке (находился сразу за собором) в 1785 г.:

Правда, на рисунке 1800 г. он почти целый:

После вхождения Вильны в состав Российской империи королевский дворец снесли 1801 г. Я слышал версию, что это сделали по "идеологическим мотивам", чтобы не напоминал местным жителям лишний раз о литовской государственности.
Соответственно, в 2002-2009 гг. литовцы построили дворец заново:


Верхний замок в 1785 г. точно представлял собой развалины:

Городская крепостная стена в 1790-е гг.:


Изображений 18 века мне известно довольно мало. В 19 веке живописнейший город всё больше привлекает внимание художников.
Вид зимней Вильны в начале 19 века:


1806 г. Остра Брама:

1807 г. улица в Вильне:


1808 г., Kosciol Misjonarzy, художник Zygmunt Vogel:

1836 г., Ратуша:

1863 г. Церковь Св. Николая:


1865 г., вид на замок:


Общий вид города в 1865 г.:


Comments

( 27 comments — Leave a comment )
kneiphof
Mar. 31st, 2012 02:42 pm (UTC)
Спасибо.

Интересна история церкви Св. Николая. Первоначально она была готической, потом её перестроили в стиле барокко (как мы видим на рисунке, третьем от конца), а потом - в русско-визайнтийском стиле.



(хотя на мой взгляд это не совсем каноничный пример русско-византийского стиля)
visualhistory
Mar. 31st, 2012 02:54 pm (UTC)
Самое смешное, что замена одних завитушек на фасаде другими имела важный (гео)политический подтекст.
Josef Kats
Apr. 2nd, 2012 10:32 am (UTC)
Самое смешное, что дома, закрывающего фасад церкви от улицы, изображенный на той гравюре, где церковь еще несет следы перестройки эпохи барокко, согласно ряду исследователей, вообще некогда не было...Его "дорисовали", чтобы показать, в каком запустении находятся памятники правосалвной старины в ополячевшемся городе :)
Хотя мне эта версяи кажется не слишком достоверной: многие культовые сооружения старого Вильнюса, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, расположены в глубине земельных участков.
visualhistory
Apr. 2nd, 2012 10:42 am (UTC)
Да уж, дорисовка домов перед фасадом храма - это уже слишком затейливо :-)
Тем более, что художник едва ли имел отношение к церковно-государственной идеологии.
Josef Kats
Apr. 3rd, 2012 07:41 am (UTC)
Вроде, имел.
Если не ошибаюсь, это одна из серии гравюр, показывающих состояние памятников "православной Вильны" до их "реставрации" М. Чагиным и после нее. Навскидку припоминается еще гравюра с Птяницкой церкви (где Петр Ганнибала, возможно, крестил) и церкви, перестроенной Чагиным в каком-то "грузинском" стиле из бывшего классицистического университетского анатомикума (а до того - униатского барочного храма, а еще раньше - таки-православной готической церкви).
Но версия с "дорисовкой дома" мне тоже видится какой-то уж слишком мудреной ;)
visualhistory
Apr. 3rd, 2012 07:44 am (UTC)
Спасибо! Никогда не слышал о православных готических храмах.
Josef Kats
Apr. 4th, 2012 07:09 am (UTC)
Ну, на территории ВКЛ такое попадалось...Церкви т.н. "оборонного типа" в Белорусии, например.
visualhistory
Apr. 3rd, 2012 09:44 am (UTC)
Спасибо! Никогда не слышал о православных готических храмах.
incas78
Mar. 31st, 2012 02:44 pm (UTC)
Вы считаете что современная "Летува",исторически или этнически правопремник,старой Литвы?
visualhistory
Mar. 31st, 2012 02:53 pm (UTC)
Вопрос о преемственности разных государств и их названий вообще очень сложен :-)
gerry_r
Mar. 31st, 2012 04:35 pm (UTC)
Вопрос "правопреемственности" говоря о временах столь отдаленных и разных вообще наверное бессмысленный.
visualhistory
Mar. 31st, 2012 04:40 pm (UTC)
А кто говорил о правопреемственности?
gerry_r
Mar. 31st, 2012 07:54 pm (UTC)
да тут строчкой вверху... не Вы.
visualhistory
Mar. 31st, 2012 08:16 pm (UTC)
Разумеется, я не мог писать ни о какой "правопреемственности". Где Вы у меня такое слово нашли?
gerry_r
Mar. 31st, 2012 08:21 pm (UTC)
"не Вы. "
(Deleted comment)
visualhistory
Mar. 31st, 2012 04:39 pm (UTC)
Да, интересный вопрос. Вообще он был по профилю шире собора и выступал с обеих сторон.
gornyj
Mar. 31st, 2012 04:35 pm (UTC)
Спасибо за пост.
Может подскажете: почему королевский дворец на рисунке слева, а отстроенный ( и на гравюре) справа от Кафедрального собора.
gornyj
Mar. 31st, 2012 06:26 pm (UTC)
Тогда получается, что отстроили половину дворца.
Придется покопаться, спасибо.

Видимо, дворец отстроен с южной стороны,
руководствовались этим рисунком Камараускас'а 1894 года
pan_demetrius
Apr. 2nd, 2012 07:43 am (UTC)
На гравюре Наполеон Орда немного ошибся )) Или ошиблись те, кто делал литографию с его акварели (оригинал не сохранился)
ejidna
Mar. 31st, 2012 05:21 pm (UTC)
Спасибо! Очень люблю этот город, бываю там при каждой возможности.
Какая интересная подборка.
visualhistory
Mar. 31st, 2012 05:27 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! Рад, что Вам понравилось.
mormyshka10
Apr. 2nd, 2012 07:13 am (UTC)
На гравюре "1807 г. улица в Вильне " справа Сашенькин институт !!!!
Indira Gladkova
Apr. 23rd, 2013 07:41 pm (UTC)
Ошибаетесь, Сашенькин институт находился на нынешней Доминиканской ул.(Dominikonu), а на гравюре изображена Остробрамская ул. (Aušros vartų).-:)
mormyshka10
Apr. 24th, 2013 07:13 am (UTC)
Нет, Индира Борисовна, я не ошиблась! На верхнем снимке действительно "Остра Брама 1806 г. А на нижнем "улица в Вильне 1807 г. именно Доминиканская и Сашенькин институт на месте и Доминиканский собор в глубине. Не спорь!!!!!!
Indira Gladkova
Aug. 11th, 2013 03:56 pm (UTC)
Ой, sorry, неправильно надпись к фотографии увидела. Конечно, не спорю!
Josef Kats
Apr. 4th, 2012 07:15 am (UTC)
Да, кстати, по городской стене.
На акварели - ворота Субавичюс, в котором одно время квартировал виденский палач.
Насколько я в курсе, лет пять назад их решили восстанавливать. Но кризис подкрался незаметно - они там даже замок что-то до конца, похоже, так и не достроили.
Кстати, буквально на прошлой неделе узнал, что снесли стены Вильно то ли после восстания 1831 года, то ли послел восстания Костюшко - чтобы повстанцам было не отсидется в осожденном городе.
visualhistory
Apr. 4th, 2012 08:23 am (UTC)
Интересно, не знал!
( 27 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel