gugutka_ja (gugutka_ja) wrote in arch_heritage,
gugutka_ja
gugutka_ja
arch_heritage

Category:

Горельефы Логановского. Конец близок?

Наверняка все, кто бывал в некрополе Донского монастыря, видели горельефы Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Точнее, не все горильефы, а то, что от них осталось после разрушения храма. Вначале я не могла понять логики: если можно было спасти от разрушения архитектурный декор храма, то почему горельефов только 6? Где остальные? И почему на кладбище, на открытом воздухе, ведь им место в музее? Почему они отличаются от того, что можно видеть на фронтонах восстановленного новодела?

Большая часть горельефов была создана русским скульптором Александром Васильевичем Логановским. Они были высечены из протопоповского мрамора - подмосковного известняка - с потрясающе точной композицией и мельчайшей детализацией. Работы шли на протяжении 20 (!) лет. Материал оказался непрочным и уже после революции скульптуры нуждались в бережной и внимательной защите.

Так где остальные горельефы? Все оказалось просто и грустно. Никто горельефов с первого храма не снимал. Вернее их безобразно сбивали со стен, когда было принято решение об уничтожении храма. Большинство из них было  признано не имеющими художественной ценности, как и сам храм. И вместе с храмом погибли. 

Уцелевшие фрагменты были переданы в музейный фонд, а затем передано музею архитектуры. Все, что более-менее уцелело было собрано по кусочкам и смонтировано заново (только в 1951 году, через 20 лет после взрыва?!) на восточной стене Донского монастыря, где в те годы и располагался музей. Так что. отбитые пальцы и сколы на фигурах - дело рук варваров, но не современных.

Почему при строительстве нового храма не использовались сохранившиеся оригиналы? Ведь сегодня на стенах храма горельефы не мраморные, а бронзовые, лишь отдаленно напоминающие оригиналы. Ответ очевиден - те, что остались в Донском, невозможно восстановить. А вот почему их не использовали как образец и почему новые не из камня, а из бронзы (а первые и вовсе были крашеным пластиком) - большой вопрос.

Донской монастырь сейчас снова принадлежит Церкви. А прекрасные горельефы, доживают свой век, медленно разрушаются, покрываются грязью, распадаются. Процесс этот, похоже, ускоряется. Во всяком случае, они производят более удручающее впечатление, чем 2 года назад...







Подлинный горельеф Победное возвращение Авраама


Так он выглядит сегодня. Фото с сайта http://mosday.ru












Горельеф  "Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву" 






Детали







Вот они. сохранившиеся фрагменты, узнаете?


А так их монтировали.



Не поделитесь ссылками, где есть информация о том, как в Донском собирали горельефы. Я кроме этой фотографии не видела.

Tags: Москва, архитекторы, воссоздание, монастыри, скульптуры, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments