Наталкиваюсь на фразу:
"...Важно отметить, что 3-4 этажные секционные жилые дома на 18, 23 и 48 квартир, которыми застраивался поселок, имели центральные водопровод, канализацию, отопление. В квартирах были предусмотрены все необходимые удобства, наличествовали кухни, ванные, уборные. Пресловутые бараки для сезонных рабочих существовали на Сельмашстрое непродолжительное время и к окончанию строительства завода и поселка на их месте были выстроены многоквартирные секционные дома со всеми удобствами".
Сразу не верю. Не было в СССР такого, чтобы в первую пятилетку для рабочих массовым образом строили каменные квартирные дома с удобствами. Нигде. Совершенно исключено.
Обычно строился минимум квартирных домов для начльства и ИТР, а рабочих расселяли в бараках по 3,5 кв. м. на человека в среднем. Часть жила в самострое - землянках и хибарах из подручного материала (в Магнитогорске 30-х годов - 25%). Вряд ли Ростов мог быть исключением.
Ищу другую информацию о поселке Сельмашстроя и нахожу - http://www.rostovstroy.ru/archive/articles/1166.html
Маргарита Бессонова "Завод «Ростсельмаш» — главный строитель Ростова", ("Вестник. Строительство,архитектура, инфраструктура", № 6 (2007))
"...…Любопытный документ довелось увидеть в музее. Вопрос о жилищном строительстве на Сельмаше, как один из самых неотложных, рассматривался на заседании президиума Северо-Кавказского крайисполкома 9 мая 1929 года. На нем шла речь не только об обеспечении жильем строителей, но и о разработке четырехлетней перспективной программы жилищного строительства для рабочих и служащих завода на период 1929-30 — 1932-33 годы. Так, на строительство жилья в 1929 году предусматривалось израсходовать 3,5 млн рублей и к концу года предоставить квартиры 680 рабочим и служащим с семьями, что, как говорится в документе, явно недостаточно.
В центральном поселке за 1929-1930 годы было построено более 60 жилых домов, Дом культуры, первый магазин, школа, фабрика-кухня. За три года — с 1927 по 1930 год — было построено 165 домов в первом поселке Орджоникидзе, 270 домов в поселке им. Чкалова, а в 1938-1939 годах — около 3 тысяч домов во 2-м поселке Орджоникидзе. К 1941 году со всех сторон центральный поселок был окружен многочисленными кварталами домов индивидуальной застройки.
Строители степных кораблей
— Надо сказать, что в первую очередь новые дома строились для иностранных специалистов, — продолжает Татьяна Нарсесовна. — Еще в 1922 году по приглашению Ленина со всего мира потянулись в нашу страну сочувствующие революции рабочие. Тогда был брошен клич «Помогайте строить социализм своими руками». Иностранцы приезжали семьями, причем везли с собой всю необходимую домашнюю утварь и вещи на несколько лет вперед. Одним словом, они самым серьезным образом откликнулись на призыв молодого советского государства и не хотели быть нахлебниками. К сожалению, в 30-е годы именно эти люди пострадали в первую очередь и были репрессированы, но тогда, в конце 20-х — начале 30-х, для них строились целые улицы на территории будущего Пролетарского района, которым стал город Нахичевань после объединения в 1928 году с Ростовом. Эти дома сохранились, их и сегодня можно увидеть по ул. 1-й Конной. Это здания с остроконечными, крутыми крышами.
Специально строили, как в Европе, чтобы они напоминали нашим иностранным друзьям родину. Поселок строился с учетом всех санитарных норм и максимальными тогдашними удобствами. Была канализация, водопровод. Газа тогда в Ростове еще не было, печи топились углем. Проектировался поселок с учетом «розы ветров», чтобы направление ветра шло по улицам, а во дворах, наоборот, было бы всегда тихо и спокойно. То, что построилось всего за несколько лет вокруг завода, было на территории уже таким, как весь район, которому он подчинялся. В декабре 1936 года было принято решение о разделении Пролетарского района Ростова на два района — Пролетарский и Сталинский. И только в 60-е годы он был переименован в Первомайский.
— А не сохранилось ли свидетельств той эпохи, как жилось в этих домах работникам завода? Ведь тогда наш народ еще не был знаком с благами цивилизации, а тут — благоустроенное жилье…
— Да, такие документы той эпохи в нашем музее есть. Они свидетельствуют о том, что это была большая проблема — научить людей жить в новых условиях. Если для иностранных рабочих благоустроенные дома были привычны, они в них жили до приезда в Союз, то наши люди, приехавшие из глухих деревень, когда получали квартиру, не знали, как себя вести. Они понятия не имели, что такое —помыть полы, потому что в деревнях были земляные полы, которые посыпались травой. Не понимали, как пользоваться канализацией, они привыкли все выплескивать на пол. Люди, вселяясь в новые дома, обрекали себя на ссоры с соседями. Поэтому когда начали строиться дома и образовалась жилищная служба, работницы этого учреждения стали добровольно готовить людей к жизни в этих домах. У нас в музее сохранились письменные источники, в которых говорится о том, что, например, семье такого-то рабочего дали квартиру.
Далее указывается, что семья состоит из рабочего завода, его жены, девятерых детей и его мамы. Работницы (указаны фамилии) пришли к нему домой, показали, как пользоваться водой, научили купать детей в ванной, мыть полы, чистить зубы, мыть голову и т.д. Все то, что для нас сегодня привычно и естественно, тогда было в диковинку, людей надо было учить самым простым вещам. С одного раза, увы, не получалось привить новые навыки, людям было непривычно ходить чистыми. В те времена был обычай мыться в бане несколько раз в год на церковные праздники.
Но основная масса все же жила в более примитивных условиях, без удобств. Сначала всех приезжих селили в бараках. Вся центральная часть поселка Сельмаш, где сейчас находится кинотеатр «Юбилейный», машиностроительный техникум, называлась «черным городом», потому что здесь стояли длиннющие бараки, и они были крыты черным рубероидом. Никаких зеленых насаждений не было. Все, что вы здесь видите, это искусственные посадки, которые делали комсомольцы в свое нерабочее время.
................................
Текст тоже завулированный, но реальная картина просвечивает.
Итак, в 1929 г. на жилстроительство поселка на 25 000 человек было выделено 3,5 миллиона рублей для 680 человек (с семьями).
Если речь идет о каменных квартирных домах, то по ценам того времени (160-190 руб. за кв. метр) выходило максимум 23 000 м2. 680 семей - это приблизительно 2300 человек. На человека приходится около 10м2. Это минимум для расселения в индивидуальные квартиры. Скорее всего квартиры были коммунальными и заселяли их по-5-6 кв. м на человека - но только ИТР.
680 семей - это, видимо, как раз где-то инженерно-технический персонал завода.
Плюс (или включая?) - иностранные специалисты, которые, надо полагать, завод проектировали и налаживали.
Где жили остальные? - В описанных выше бараках и землянках.
Цитата: "За три года — с 1927 по 1930 год — было построено 165 домов в первом поселке Орджоникидзе, 270 домов в поселке им. Чкалова, а в 1938-1939 годах — около 3 тысяч домов во 2-м поселке Орджоникидзе. К 1941 году со всех сторон центральный поселок был окружен многочисленными кварталами домов индивидуальной застройки"
Кварталы "жилых домов индивидуальной застройки" в рабочих поселках времен первых пятилеток не могли быть ничем иным как "нахаловками", застроенными землянками и разными самодельными хижинами, хорошо известными по многим "стройкам пятилетки" . Все 30-40-е годы ситуация менялась не сильно и барачные поселки никуда не девались. .
Вопрос, что заставляет современных исследователей рассказывать легко опровергаемые сказки?
Ведь, помимо прочего, очень легко подсчитать, сколько жилплощади в секционных домах требуется для расселения 25 000 человек (даже по средней трущобной норме начала 30-х в 3,5-4 кв. м.) и сравнить с тем, что было тогда построено.
Или прикинуть, что 25 000 человек - это прибл. 8000 семей. И даже при коммунальном заселении для них требуется около 4000 тысяч квартир - больше 80 48-квартирных домов. И опять сравнить с тем, что было построено...