Есть на Руси города былинные, теперь почти забытые, но когда-то определявшие судьбы страны на столетия – Чердынь, Верхотурье, Тобольск, Кяхта… И среди них – Свияжск.
Свияжск был основан Иваном Грозным в 1551 г. как форпост для наступления на Казанское ханство. Уже на следующий год Казань была взята, а Свияжск стал важным оборонным и торговым центром. Нынешнее неофициальное название «Остров-град» не должно вводить в заблуждение – он был заложен на реке Свияге в 3 верстах от её впадения в Волгу, и островом становился только в половодье – когда Свияга и соседняя Щука выходили из берегов. А вот со строительством Куйбышевской ГЭС в 1950-х гг. он, действительно, превратился в остров. Масштабы водохранилища и правда впечатляют.
На остров сейчас ведёт длинная дамба. Она была построена лишь в 2009 г. – до этого на остров вообще не было «сухого пути».
О том, как выглядит Свияжск со стороны дамбы, можно узнать, взглянув на первое фото поста. На высоком берегу стоят фантасмагоричные бутафорские пушки, крашеные золотянкой поверх мешковины :-о Стволы пушек лежат на лафетах совершенно свободно – при желании можно взять их в руки и устроить «артиллерийскую дуэль» a la «драка на мешках». Такого я не видел нигде :-о
Первое, что видит посетитель острова – это здания Успенского монастыря. Под его стенами – памятник жертвам политических репрессий – до середины 1950-х здесь помещался один из «островов» ГУЛАГа.
В советский период монастырь сильно пострадал и сейчас не столько реставрируется, сколько реконструируется. Святые ворота монастыря сейчас тоже в стадии реконструкции,
так что проходить приходится в пролом в стене.
Жемчужина монастыря – Успенский собор, заложенный псковскими мастерами (той же артелью, что строила Казанский кремль) в 1560 г. Собор многократно перестраивался, приобретая барочные черты. Чуть дальше стоит ещё более пострадавшая от времени Никольская церковь (заложена в 1655 г. – самое старое каменное здание Свияжска) с высокой колокольней.
Внутри Успенского собора сохранилось более 1000 кв.м. фресок XVI в.
Леса изрядно мешают осмотру, но, по первому впечатлению, лучше всего сохранились фрески на столпах.
Вот типично ярославский мотив – святые Феодор (ярославский князь Фёдор Чёрмный) со чадами Давидом и Константином,
а вот уникальное для русской фресковой живописи кинокефальное (сиречь с собачьей головой) изображение св.Христофора.
Рядом с этими изображениями чувствуешь себя, как лилипут рядом с Гулливерами…
Напротив Никольской церкви (внутрь мы не попали) стоит восстановленный архимандритский корпус.
Рядом с ним идет реконструкция Святых ворот,
рабочие выкладывают симпатичные конструкции из точёного кирпича.
На этом месте мы развернёмся,
снова пройдём мимо Успенского собора
и выйдем монастыря. Оглянемся
и пойдём вперед – на противоположный конец острова. Остров имеет эллиптическую форму, и мы пересекаем его по длинной оси. Справа видны здания Иоанно-Предтеченского монастыря.
Но сейчас мы пойдём не туда, а на Соборную площадь, попутно любуясь ставнями с изображением ангелов.
На Соборной площади Рождественского собора давно нет – его взорвали карбонарии. С этой площадью связана одна из самых невероятных легенд революционной эпохи – якобы именно здесь в 1918 г. Лев Троцкий, руководивший «реконкистой» Казани, воздвиг памятник «первому революционеру» Иуде Искариоту.
Впрочем, упоминания об этом событии сохранились только в книге какого-то белоэмигранта и ещё у какого-то датчанина – не слишком убедительные источники (по крайней мере для меня). Сейчас вместо Иуды площадь населяют участники культмассовых мероприяний.
Пройдя площадь, любуемся феерической речной панорамой.
Слева видна церковь свв. Константина и Елены.
Но мы пойдём не налево, а направо, и будем возвращаться к Успенскому монастырю по улице, параллельной той, по которой мы пришли. Эта дорога ведёт к Иоанно-Предтеченскому монастырю.
Бетонная дорога проложена совсем недавно. На ней можно встретить следы,
идентичные следам семивековой давности.
Самым древним зданием Свияжска считается деревянная Троицкая церковь 1551 г.,
но от XVI в. в ней ничего вообще не осталось (кто бы сомневался!).
Войдя в монастырь, проходим мимо собора образа Божием Матери «Всех скорбящих радость» (1898–1906 гг.)
к Сергиевской церкви (1604 г.).
Посвящение церкви обусловлено тем, что женскому Иоанно-Предтеченскому монастырю перешли здания закрытого в 1764 г. мужского Свияжского Троицко-Сергиевского монастыря (подворья Лавры). В церкви сохранилась фреска св. Троицы с предстоящими свв. Сергием и Никоном Радонежскими.
По галерее входим в церковь через портал с «дыньками».
В храме хранятся мощи святителя Германа, архиепископа Казанского и первого настоятеля Успенского монастыря. В 1566 г. он был призван в Москву на митрополию, однако, по преданию, за обличение Ивана Грозного был брошен в заточение и умер (возможно, был замучен) в 1567 г.
За стенами монастыря – еще одна феерическая панорама,
а выход к реке – опять через пролом в стене.
В монастырской лавке продается нечто удивительное – исполненные в иконописной технике изображения Острова-града Свияжска. Такого я не видел нигде и никогда. Это, конечно, не священные изображения, но отношение к острову после этого остаётся совершенно особое…
Ну вот, собственно, и вся прогулка по интересностям Свияжска. Ах да – выйдя к Успенскому монастырю, слева можно свернуть в комплекс конного двора.
Там в день нашего приезда располагалась вялотекущая мини-ярмарка, кто-то плясал, а внушительных пропорций витязь с батыром явно готовились к схватке.
Ну вот и всё. Вновь выходим на дамбу и бросаем прощальный взгляд на Успенский монастырь.
Когда мы были уже в автобусе, рядом приземлился вертолёт М.Шаймиева – бывшего президента Татарстана, а ныне – руководителя Фонда Янарыш («Возрождение»). Этот фонд, собственно, и занимается реконструкцией Свияжска. При приближении вертолёта никого не разгоняли, шоссе не блокировали и автоматчики не бегали. Везёт же татарам :-)
P.S. И уже на обратном пути, глазея в окно, вдруг понимаешь этот образ – «Остров-град Свияжск». Это, действительно, остров-град, стоящий среди вод...