Михаил Коробко (lugerovski) wrote in arch_heritage,
Михаил Коробко
lugerovski
arch_heritage

Categories:

К архитектурной истории церкви в Варварине: становление нарышкинского стиля

Оригинал взят у lugerovski в К архитектурной истории церкви в Варварине: становление нарышкинского стиля



Подмосковное Варварино, находящееся за рекой Пахрой по Калужской дороге - старинная вотчина Милославских. До комнатного стольника Сергея Ивановича Милославского, построившего там церковь в своей усадьбе в 1689-1693 гг. (известная по литературе дата 1692 г. не верна, только 14 ноября 1693 г. в церковь в Варварине даны два антиминса) , владельцем был его отец боярин Иван Борисович Милославский - родственник жены царя Алексея Михайловича, имевший большое влияние при дворе. Не случайно в 1678 г. в Варварине значилась "мельница о двух немецких колесах". Мельниц вообще в Подмосковье тогда было не так много, а с конкретным указанием про "немецкие колеса" чуть ли вообще не одна, в этом самом Варварине! Это косвенный показатель того, что Милославские были не чужды различного рода европейским новациям. Не удивлюсь, если окажется, что и их жилье здесь было вполне себе европейским...

текст и фотографии под катом



Церковь Рождества в Варварине, получившем после окончания строительства, еще одно название Рождественское, производит несколько странное впечатление. Ее высокие барабаны глав, центральной - двухъярусной и алтарной - настоящие украинские "бани" плохо сочетаются с тяжелым основным объемом. Ощущение, что строительной артели, десятилетия ваявшей храмы в формате "узорочье" дали принципиально новую задачу. Однако исходным образцом для ее воплощения оказалась западноевропейская гравюра, немецкая или голландская, попавшая к Милославским, возможно вместе с "немецкими колесами". Есть такие замечательные гравированные виды городов 17 в., на которых они все похожи один на другой, с традиционными многочисленными высокими башнеобразными церквями. Видимо оттуда и растут корни варваринского храма! Артели нужно было придумать, как сочетать эти башни с уже имеющимися навыками. При этом нельзя не отметить, что получилось не все!
Главка над алтарем должна была уравновешивать основную, т.е. быть немного меньшее ее, но смотреться вместе на одном уровне. Для этого оказалось, что надо либо поднимать этажность алтаря, что бессмысленно -двухэтажный алтарь в церкви не нужен, либо увеличивать ярусность барабанов главы до трех. Однако от последней идеи, видимо, отказались по сообраджениям прочности конструкции - очень высокая и тонкая получилась бы башня! Поэтому главка над алтарем стоит не над его центром, а примыкает к несущей стене основного храма и возвышается над ней, т.е. она наполовину над алтарем, наполовину над самим храмом и получается трехъярусной! Едва ли в каком другом храме применена аналогичная строительная находка!
Центральный кубовидный объем здания со сводом характерен для узорочья. Нарышкинский стиль в нем чистое фасадничество, сводящееся к декору наличников. При этом еще нет понимания возможности использования в их декоре белого камня, хотя белый камень на стройке есть, но его использование - порталы входов и прозаический цоколь (в колокольне 1803 г. и приделе сер. 19 в. белый камень впоследствии появляется)!
Большой прямоугольный алтарь вполне характерен для нарышкинских церквей. Например, аналогичный имеет церковь в Сергиевском (Конькове Сергиевском), кстати, стоящая на той же Калужской дороге (ныне уже в черте Москвы). Также как и в Варварине в Сергиевском над алтарем поставлена глава! Однако какой она была первоначально мы не знаем, т.к. она была разобрана еще в 18 веке, а современная глава - новодел, воссозданный по аналогам! Но важен сам факт ее наличия! Церковь в Сергиевском датируется 1694 годом - но это завершение работ, мы не знаем точной даты начала строительства.
К варваринской церкви примыкает трапезная с двумя приделами. Один из них одновременен основному зданию, другой более, поздний сер. 19 в., но неплохо имитирующий уже имевшуюся на момент создания архитектуру Псевдоготическая колокольня - образец романтического направления в архитектуре русского классицизма. Надо полагать, что до нее над входом в трапезную могла быть устроена звонница! Сложно себе представить, чтобы до начала 19 в. церковь оставалась без колоколов (в более ранних документах не фиксируется отдельно стоящая колокольня).
Хотя справочники по архитектуре Московской области вполне справедливо относят церковь в Варварине к нарышкинскому стилю, однако это далеко не типичный его образец. Памятник возник в эпоху, когда только происходило становление стиля, и несет в себе самые разные черты, в том числе и предшествующей эпохи и в этом плане заслуживает известности, как переходный тип церкви.

Церковь в Варварине со стороны алтаря. Фото 2012 г.

Примерно тот же ракурс. Фото 1974 г.

Тоже 1974 г., но лучше видны главы!

Посмотреть на Яндекс.Фотках
2008 г. еще не воссозданы купола

Глава над алтарем



порталы входов

наличники старого придела

наличник нового придела

апсида старого придела

апсида нового придела

интерьер

колокольня (в настоящее время в стадии реставрации)
Tags: Москва, Московская область, архивные фотографии, интерьеры, нарышкинский стиль, охрана памятников, реставрация, усадьбы, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments