nogardia (nogardia) wrote in arch_heritage,
nogardia
nogardia
arch_heritage

Categories:

Церковь Успения на Волотовом поле

Район села Волотова, или Волотова поля населен был русскими издавна. Около церкви находили пологие языческие курганы, среди которых, если верить поздним летописным сказаниям, есть и могила легендарного новгородского князя - Гостомысла. По одной из версий, само название Волотово происходит от Волотов - легендарных старославянских богатырей. Впрочем, точное происхождение топонима неизвестно, а известие о могиле Гостомысла - не более чем легенда. Да и курганы там уже довольно поздние, не намного предшествующие христианизации Древнерусского государства.

Тем не менее, люди в этих краях обитали еще до крещения Руси в конце X века, а к XIV веку это поселение было довольно значимым, поскольку здесь поблизости шли дороги на Москву, на княжеское подворье на Городище и в Варлаамо-Хутынский монастырь на Хутыни, один из крупнейших и славнейших пригородных средневековых обителей.

Поэтому не удивительно. что в 1352 году здесь, посреди деревни над крутым береговым скатом, по воле самого новгородского архиепископа Моисея, был построен богатый по тем временам каменный храм Успения Богородицы. Как отмечает Новгородская I летопись, "того же лета постави владыка Моиси церковь камяну въ имя святыя Богородица Успение на Волотове". Храм был поначалу монастырским - 9 лет спустя он упоминается в том же источнике в "Моисеев монастыри". Любопытно, что во время строительства Успенской церкви а Волотове "владыка" Моисей еще не был официально новгородским архиепископом - лишь позднее, в том же году новгородцы призовут его на престол Новгородской Софии, освободившийся после смерти владыки Василия Калики. За время правления Василия, набожный и стеснительный Моисей целых 22 года подряд жил в стороне от города, стараясь пореже попадаться на глаза мирянам. Но те все равно очень чтили его и обращались за советом и мудрыми поучениями денно и нощно, считая его гораздо более близким и серьезным духовным авторитетом, чем действующего владыку Василия. Поэтому, официальный летописец был по своему прав, назвав его владыкой еще до церемонии вступления в эту должность. Во время своего пригородного уединения Моисей несколько раз переезжал от докучливых новгородцев - сперва в основанный им Деревяницкий монастырь на правом берегу Волхова в Деревяницах, а затем и во вновь основанный Успенский на Волотове на берегу Волховца. При этом, несмотря на любовь к церковному затворничеству, денег на строительство своих монастырских храмов он не жалел и делал их богатыми для своего времени. Церковь Успения на Волотове тому пример.
Церковь является характерным памятником новгородского зодчества того времени. Это одноглавый, компактный, четырехстолпный храм с трехлопастным позакомарным завершением. Правда, в то время он не был белен, а был, как и почти все древние новгородские храмы, нарочно не оштукатурен снаружи, чтобы поражать разнообразием кладки. Но расписан фресками храм был уже при другом владыке, Алексии, 11 лет спустя, в 1363 году. По сообщению той же летописи, "того же лета подъписана бысть церкви Святыя Богородица на Волотове, в Моисееве монастыри, повелениемъ боголюбиваго архиепископа новгородчского Алексея". Фрески эти - настоящий шедевр древнерусской живописи. Представляя собой характерные творения новгородской школы, они сочитают в себе простоту линий и красок с достаточной выразительностью.

В годы Смутного времени храм был разграблен шведами, хотя и не поврежден.

В период Российской империи волотовский Успенский монастырь был расформирован наряду со многими мелкими пригородными обителями. Успенский храм сделался пригородной сельской приходской церковью и привлекал большое внимание местных любтелей древностей, На рубеже XIX - XX веков в нем были сделаны обмеры и фотоснимки внутреннего декора, что способствовало успешному послевоенному восстановлению храма.

В годы Великой Отечественной войны храм был разрушен фашистским обстрелом. От него осталось торчать лишь основание на высоту метра - полутора. До сих пор можно видеть памятную линию, оставленную на штукатурке реставраторами, отмечающу.ю верхнюю границу военных развалин. Восстановлен храм был сравнительно недавно, в 2001-2003 годах. В ходе реставрации было обнаружено интересное изображение на одном из кирпичей - выдавленное клеймо с изображением корабля с тремя путешественниками. Кто эти путники - не известно, равно как и что у них за корабль и куда они на нем направляются. Еще одна нерешенная загадка древнего Волотова.

Еще несколько фотографий (кликабельно):



Подробнее можно почитать и посмотреть остальные фотографии у нас на сайте: http://www.nogardia.ru/articles/show/46/
Tags: Новгород, Новгородская область, древнерусская архитектура, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments