Так было в 2011 году:

А так стало в 2012:

Снимал я его всего лишь год назад. Памятник был в образцовом состоянии, разве что краска местами облупилась. Я его потом неоднократно показывал студентам в качестве эталонного примера того, в каких цветах и как должен быть грамотно решен храм в стиле ампир.
Кто и как мог согласовать на памятнике федерального значения такие искажения архитектурного облика? Ведь явно работы проводились в рамках подготовки к юбилею Бородинского сражения. И это наверняка не самодеятельность монастыря, а федеральное бюджетное финансирование. И федеральный уровень реставрации с федеральным же контролем.
Деньги затрачены, в результате стильный храм Жилярди не то чтобы совсем не узнать, но... Для ампира нюансы имеют очень большое значение. Шаг в сторону, и стильная вещица способна утратить половину своего шарма. Обшивка купола и откосов медью сама по себе трагедией не является (хотя здесь в ней не было никакой необходимости, зеленый купол очень неплохо смотрелся), но вот появление двух печных труб, торчащих по сторонам фронтона внесло в образ грубый диссонанс. Вышла какая-то пародия на "ослиные уши" Бернини в римском Пантеоне. Там хотя бы были звонницы, а здесь всего лишь трубы, с нелепыми и каким-то "китайскими" колпаками. Откуда и зачем они взялись, видимо, вопрос к горе-реставраторам. Этих труб нет ни в проектном чертеже Жилярди (реставраторы уж точно про его существование и не подозревают), ни на рисунке с видом церкви 1820-х, ни на дореволюционной съемке Прокудина-Горского. Так что это серьезное и ничем не аргументированное искажение исторического вида здания.
Новая окраска, сохранив в целом подобающий цвет, имеет одну очень грубую ошибку, нарушившую тектонику постройки. Портик утратил визуальную целостность, поскольку его антаблемент теперь выкрашен в желтый цвет, тогда как он должен быть белым. Так же исчез широкий пояс антаблемента и на основном кубическом объеме, будучи перекрашен из белого в желтый. Теперь он слился со стеной. Вся конструктивная логика фасадов безграмотно изменена.
Понятно, что никто за этот мелочный и противный вандализм, идущий от невежества, не ответит. Наоборот, его подадут как возрождение памятника (будто он в этом "улучшении" нуждался). Все как обычно, деньги отмывают на засвеченных и благополучных объектах. И всем наплевать, что десятки памятников, напрямую связанных с событиями 1812 года по-прежнему стоят в руинах. Мне в этом году раз пять звонили с разных телеканалов, просили составить им список бедствующих усадеб и храмов, имеющих отношение к героям той войны. И что толку? Списки эти есть, но они никому не интересны. Среди погибающих памятников и усадьба Витгенштейна в Дружноселье, и Старая Дубровка генерала Свечина, и дышащий на ладан дом Голицыных в Симе, где умирал Багратион, и находящееся в безобразном состоянии Суханово Волконских. Перечень можно продолжать, у этих и других руин нет шанса дожить до следующего юбилейного распределения бюджета. А это прошло мимо них. В Дубровке год назад работы начались, но были брошены. Она далеко от места проведения торжественных церемоний. И ладно бы деликатно подкрасили Спасо-Бродинский монастырь по такому случаю. Но уродовать-то к юбилею зачем?
А Жилярди жалко. Только мы вернули ему законно принадлежащее произведение, так сразу его и испоганили. Не исключено, что сам архитектор, увидев такую модификацию своего замысла, со скандалом бы отказался от авторства.
В 1820-х гг.:

В 1911 г. у Прокудина-Горского:

В 2011 г.:

Сейчас:
