cntb_sa (cntb_sa) wrote in arch_heritage,
cntb_sa
cntb_sa
arch_heritage

Categories:

Маленький памятник большому искусству

Историческая часть города Жуковского Московской области являет собой редкий образец городского ансамбля, который строился на протяжении двух послевоенных десятилетий, но почти полностью выдержан в неоклассическом стиле. Здесь вдоль осевого бульвара, идущего от Дворца культуры, построенного в форме античного храма, располагаются обширные каре 4-5 этажных жилых домов, фасады которых подражают искусству барокко и Ренессанса. Чуть дальше – парадный вход спортивного комплекса «Метеор» с монументальным коринфским портиком, сохраненным при реконструкции стадиона. Пройдя за ДК, мы увидим еще одно историцизирующее здание, на этот раз варьирующее формы русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков. Это – бывший кинотеатр «Родина», выстроенный по типовому проекту 1949 года.




В данном случае слово «типовой» не должно нести с собой привычных негативных коннотаций примитивности, скудости и однообразия. Тем более, что речь идет о проекте, получившем первую премию на конкурсе по РСФСР.

Кинотеатр «Родина» в Жуковском был первым в чреде десятков кинотеатров и клубов, выстроенных по данному проекту во многих городах Советского Союза. Однако, от многочисленных «клонов» «Родину» отличала полная реализация фасада. Здесь кроме узнаваемого для многих центрального входа, обрамленного колоннами, и легкого треугольного фронтона с полукруглым окном, присутствуют и два выступающих по краям фасада портика со спаренными ионическими колоннами, несущими раскрепованный венчающий карниз.

Автор проекта – Зоя Осиповна (Иосифовна) Брод (годы жизни: 1907— 1972), одна из авторитетных архитекторов сталинского времени. В 1930 году она стала выпускницей ВХУТЕИНа, где среди ее наставников были такие признанные мастера историзма и неоклассики, как Л.Н. Бенуа, И.А. Фомин и В.А. Щуко. Совместно с ведущими архитекторами эпохи Зоя Брод работала над многими проектами, в том числе над легендарным неосуществленным Дворцом Советов. По ее проектам строились дома культуры, кинотеатры и жилые дома в Москве, Санкт-Петербурге и других городах.


В сборнике «Советская архитектура» за 1951 год отмечалось: «Автором архитектором 3. Брод умело использован прием большого ордера и создано здание красивых пропорций с мастерски выполненными деталями. Большое количество лепных украшений хорошо дополняет художественную композицию интерьеров здания. По планировке, внешней архитектуре и особенно по интерьерам кинотеатр в Жуковском может быть отнесен к числу лучших, построенных за последнее время». Важно, что типовой проект кинотеатра «Родина» был опубликован в первом выпуске ежегодника «Советская архитектура» (1951 г.) в ряду таких проектов-обладателей сталинских премий, как проект МГУ, станция метро «Курская» (арх. Г.А. Захаров, З.Х. Чернышева), жилой дом на Большой Калужской улице (арх. И.В. Жолтовский) и другие. Это говорит о том, что кинотеатр «Родина» воплощал в себе лучшие традиции советской архитектурной школы.

Преображая пространство вокруг себя размеренными формами, построенными по канонам классической красоты, здание Зои Брод продолжает дарить уют и тепло старому городу, не смотря на почти примыкающую к нему новую многоэтажную «доминанту», диссонирующую с историческим ансамблем, и страшненький продуктовый магазин, упраздняющий возможность обзора, запечатленного на снимке 1949 года.

До последнего времени здание кинотеатра, служившее почти с момента его возведения клубом и домом культуры, носило название «Дома Ученых ЦАГИ». Здесь проводились выступления видных деятелей современной культуры, на афишах побывали имена таких именитых музыкантов и артистов, как Николай Петров, Алексей Козлов, Даниил Крамер, Александр Филиппенко и Константин Райкин.



Несколько недель назад здание получило новый статус. Теперь это – «Научно-технический информационный центр института», где помимо культурных мероприятий планируется проводить научные и общественные мероприятия. Ходят слухи, что смена названия может повлечь за собой не только формальные, но и материальные преобразования, и, возможно, будет ознаменована серьезной реконструкцией интерьеров маленького дворца, которые, несмотря на все перипетии постперестроечной эпохи, все еще во многом сохраняют дух первоначального премированного проекта.


Хочется надеяться, что архитекторы и дизайнеры, которым поручат реконструкцию, если она действительно так уж необходима, отнесутся с уважением к памятнику советской архитектурной культуры. Ведь невозможно не признать, что эта культура, как бы ее не ругали, по уровню проектирования неоклассических зданий находилась на почти недосягаемой для современного российского строительства высоте.


Tags: Московская область, архитекторы, неоклассицизм, проекты, сталинская архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments