Ivan Zemlyakov (muvz) wrote in arch_heritage,
Ivan Zemlyakov
muvz
arch_heritage

Category:

Георгиевская церковь в Юксовичах. Архитектурный анализ.





Погода стремительно разгуливалась. К полудню стало даже жарко.
Весь день мы провели в Юксовичах т.к местная Георгиевская церковь главная достопримечательность на нашей экспедиции. Храм великолепен!









Еще бы, ведь это третья по древности сохранившаяся деревянная постройка в России! И самая древняя из церквей сохранившихся на своем родном месте. Престол церкви освятили в 1493 году во имя великомученика Георгия или, как здесь говорят – Егория Храброго.








Северный фасад.


Западный фасад.



В Интернете достаточно много информации про этот храм. В этом посте я постараюсь подробнее остановиться на архитектурных особенностях этого памятника: построении сруба по саженям; разобрать аналогичные памятники с подобным, оригинальным, каскадным покрытием и историей возникновения его на памятниках деревянного зодчества России; постараться восстановить первоначальный облик храма.

Датировка строительства и первое изучение памятника. Архаичный прием рубки.

Первым церковь в Юксовичах, во второй половине XIXв., исследовал Л.В. Даль. Именно он обнаружил на храмовом кресте дату освящения- 1493 год. Он предположил, что крест этот освятил святой Александр Свирский. Позже стало известно что, все же, его освящение совершил один из учеников Александра Свирского еще при жизни преподобного – иеромонах Афанасий Сяндемский-келейник св. Александра.


Чертеж Георгиевской церкви выполненный Л.В. Далем и опубликованный в ноябрьском журнале "Зодчий" за 1877г.

Хотелось бы привести небольшой отрывок текста Л.В. Даля из этого журнала, дополнения буду указывать в скобках():
"Столь глубокой древности едва-ли можно было бы поверить, если бы в пользу ее не говорило несколько обстоятельств, из числа которых:
1-е) Необыкновенная крепость тамошнего, выросшего на каменистой почве, леса, который принимает даже часто на солнце темно-рыжий, как в Швейцарии, цвет;
2-е) Высокая крыша и оригинальность формы церкви, имеющей сходство лишь с находящейся невдалеке от нее Георгиевской-же церковью Шеменского погоста, освященную, как видно из хранящемся в ней кресте, в том-же 1493 г. (в более поздних источниках датируется 1522 годом); церковь эта значительно уже перестроена, но железные кресты на главках этих двух церквей схожи по формам с бронзовым крестом на главе Дмитриевского собора во Владимире, что также указывает на их древность.


Георгиевская церковь Шеменского погоста 1522г. 

3-е) Сходство ее (Георгиевской церкви в Юксовичах) с древними изображениями деревянных церквей на иконах."

Еще одним свидетельством древности Георгиевской церкви в Юксовичах, о котором не упомянул Л.В. Даль, является рубка сруба в обло с чашками и пазами в нижних бревнах.





Георгиевской церкви в Юксовичах. Интерьер. Архаичный прием рубки сруба в обло с чашками и пазами в нижних бревнах хорошо виден на нижней фотографии.

Этот прием кладки характерен для наиболее архаичных деревянных построек, и не поддается логическому объяснению с современной точки зрения- позднее и паз, и чашку стали делать в нижних горбах верхних бревен: так вода почти не попадает в пазы, и сруб лучше предохранен от загнивания.

Реконструкция 1632 года. Храм до и после реконструкции.

В 1632 году, по воле прихожан, церковь была сильно реконструирована из-за ее малой площади.
Мастера разобрали низ центральной клети и притвора с галереей, подвели новый подклет, устроили по нему пол из плах, поставили стык центрального объема с притвором на резные столбы, а западную стену притвора- на новую поперечную стену сруба.



Таким образом новый объем охватил более древнюю, центральную, часть с трех сторон. Так что в нынешнем своем виде церковь св. Георгия представляет собой синтез строений XV и XVII веков.
До 1632 года срубы начинались от почвы и имели галерею, охватывающую средний и западный срубы с трех сторон. Устроена эта галерея была на выпусках бревен подклета, имела трехскатное тесовое покрытие, опиравшееся на столбы и односходное крыльцо. Те «узкие отверстия, наклоненные к наружной стороне вниз, со следами над ними какого-то закрепления», которые Л. В. Даль упоминал в своем описании как вентиляционные окна, на самом деле являются гнездами от стропильных конструкций покрытия бывшей галереи, которые дополнительно крепились нагелями — большими коваными гвоздями. Кровля галереи была значительно ниже существующей трапезной, а сохранившиеся на чердаке маленькие косящатые окна на северной и южной стенах центральной клети сверху освещали внутреннее пространство церкви.



Как-то так выглядела церковь св. Георгия до 1632 года.

Сравнение храма до и после реконструкции 1632 г:





В 1877 году все объемы старинного храма обшили тесом. Выполнена она очень аккуратно и прибита на фасадах по-разному: во фронтонных частях срубов — вертикально, с клинчатой затеской нижних концов, ниже — горизонтально. Вероятно, это одна из первых обшивок памятников народной архитектуры.

Первоначальный план и фасад церкви. Построение сруба по саженям.

Первоначальный план церкви представлял собой крест из трех клетей: алтарной, кафоликона и притвора. Ширина алтаря и притвора, в осях, равнялась 2 саженям. Длина притвора- 2 сажени, а длина алтаря была на полбревна больше длины притвора. Кафоликон имел длину на полбревна меньше 3 саженей, а его ширина была получена геометрическим построением.


План Георгиевской церкви до перестройки 1632 года.

Перейдем к фасаду:



Длина кафоликона (около 3 саженей) является основным модулем постройки. По построению получается: 2 модуля от земли, до нижнего яруса каскадного покрытия; из центра этой высоты откладываем диагональ модуля, и получаем точку низа верхнего яруса каскадного покрытия; высота до конька кровли от этой точки - 1 модуль; от конька до подкрестного яблока- 1 модуль. Центральный ярус каскадного покрытия кафоликона завязан построением с алтарем и притвором: от нижнего яруса каскадного покрытия алтаря и притвора отложим по высоте их длину (2 сажени), и получим точку центрального яруса покрытия кафоликона.
Высота креста укладывается в общей высоте храма 10 раз (обозначено синим цветом).


Каскадные покрытия Георгиевской церкви. История их происхождения.



Вопрос о ступенчатости крыш является довольно сложным, поэтому с достаточно большой степенью вероятности ответить на вопрос, почему при строительстве вместо обычной двускатной крыши была выбрана такая форма покрытия, можно лишь после анализа других деревянных храмов со ступенчатым покрытием.
Интересно то, что расположение практически всех построек с каскадным покрытием полностью укладывается в границы Новгородской земли. Объекты в основном сосредоточены на территориях, непосредственно окружающих Новгород, и на северо-востоке от Новгорода- в районе Онежского озера. Применение каскадных покрытий на различных постройках или частях их некоторым образом зависит от удаленности от Новгорода. К объектам, сгруппированным вокруг центра, относятся преимущественно церкви, где подобное покрытие имеет основной сруб. В Прионежье каскадные покрытия встречаются только на алтарных прирубах шатровых храмов и на часовнях. Наиболее значительная высота стены между скатами отмечена на церквях, расположенных вокруг Новгорода.

География храмов и часовен Новгородской земли с каскадными покрытиями:



Сопоставляя эти фотографии и рисунки из альбома Мейерберга (1661) (который зарисовал много церквей с уступчатыми покрытиями на пути из Пскова в Москву) и архитектуру каменных базиликальных церквей Византии и Сербии, можно объяснить возникновение таких форм покрытий в деревянном храмостроении России влиянием архитектуры этих стран, учитывая активные контакты Новгородской земли с Византией и Сербией в период после ее крещения. В поздний период у византийских базилик из-за наличия хоров освещение центрального объема уже не требовалось осуществлять через боковые стенки выделяющегося по высоте центрального объема, из-за чего высота боковых стенок сильно уменьшилась и скаты сблизились настолько, что крышу можно было уже назвать каскадной. Так что можно объяснить появление каскадных крыш определенной стилизацией базиликальной формы в дереве. Эту версию высказал еще в 1950 г. финский исследователь Ларс Петтерсон.
Что касается количества скатов, то на большинстве построек их два. Трехступенчатые скаты, как на Георгиевской церкви в Юксовичах, крайне редки, и относятся к наиболее архаичным приемам. Что-то подобное мы можем увидеть лишь на рисунке церкви в Крестцах в уже упомянутом нами альбоме Мейерберга.

Рисунки с изображением церквей с каскадными покрытиями из альбома Мейерберга:


Церковь близ Псково- Печорского монастыря.


с.Крестцы.


с.Понедеьлье. Монастырь близ озера Ильмень.


с. Дубровна.

Архитектурные детали Георгиевской церкви в Юксовичах.


Обращает на себя внимание раскрашенный лемех на главке.
Несколько лет назад реставраторы полностью заменили тес на крышах. Во время этих работ был заменен и лемех. До этих работ лемех был без раскраски. О том что же заставило реставраторов поступить таким образом можно только догадываться. Возможно они пытались воссоздать облик церкви середины XVII века. Дело в том что в те времена главки, шейки и кресты часто красили. Центральная глава и кресты храма красились в желтый цвет, имитирующий золото. Когда делали боковые главки их красили в цвет зелени или голубой. Шейки глав обычно белились, придавая всем главам в целом вид стройных горящих свечей.




Отверстие в обшивке XIXв. позволяет увидеть первоначальное окно алтарной клети.




Кровля пристройки выполненной в 1632 году стала значительно выше первоначальной, поэтому оригинальное окно центрального объема наполовину закрыто крышей.







Судьба Георгиевской церкви в XX и начале XXI века.

В ХХ столетии судьба Георгиевской церкви не была столь трагичной, как судьба многих других церквей и монастырей. Беды обходили ее стороной, вплоть до закрытия в 1934 году. Позднее храм был переделан под сельский клуб. Во время финской войны советская артиллерия прямой наводкой била по церкви. Но здесь Господь отвел: ни один из снарядов в цель не попал.
В 1971-1972 годы, в 1993 и в году памятник был тщательно исследован и отреставрирован.
Церковь возвратили верующим после реставрации 1993 года. Вдвойне приятно что новое освящение совпало с большим юбилеем церкви- 500 летием с момента ее первого освящения. В 2006 году Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил устройство на этом месте Георгиевского скита Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря. Сейчас старинная церковь находится в достаточно хорошем состоянии и в ней иногда совершаются богослужения.

Разрабатывая маршрут мы очень надеялись попасть на богослужение в этот храм, поэтому заранее запланировали приехать в Юксовичи в выходные. К сожалению в этот раз это нам не удалось. Так что целый день мы просто смотрели, фотографировали и рисовали. Георгиевская церковь в Юксовичах- шедевр деревянной архитектуры, и смотреть на нее можно до бесконечности.





Помимо моих фотографий и модели, при написании статьи, также, использована информация из источников:

1. Журнал"Зодчий" за ноябрь 1877г.
2. "Известия Императорской Археологической комиссии" в.52.
3. "Известия Императорской Археологической комиссии" в.57.
4. "Деревянное зодчество Русского Севера. Архитектурная сокровищница Поонежья." А.Б. Бодэ. Изд.2-е.-М.КомКнига, 2010г.
5. Савандер К.Ю. Ступенчатые покрытия в деревянной храмовой архитектуре российского Севера. В кн.: Православие в Карелии. Материалы республиканской научной конференции (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000.
6. Petterson L. Die kirchliche Holzbaukunst auf Halbinsel Zaonezein Russian-Karelien. Helsinki, 1950.
7. «По Ленинградской области» — Л.А. Андеева, М.И. Коляда, Е.В. Кондратьева.
8. Альбом Мейерберга "Виды и бытовые картины России XVII века".
9. Мокеев Г.Я. Cимволы Рая на Русском Севере. В журн.: Митр Божий, № 1, 1997.
10. www.temples.ru
11.www.sobory.ru


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments