Прошло ещё 40 лет и буйство красок Самарканда и Бухары вдохновило "мастера натурального цвета", Сергея Михайловича Прокудина-Горского, на создание своих лучших фотокартин. В ходе его трёх (или четырех) экспедиций 1907 и 1911 гг. были сделаны сотни снимков туркестанских достопримечательностей. Теперь мы можем проследить по ним судьбу великих памятников за последние 100 лет. Я постарался сопоставить лишь некоторые виды со снимками примерно в том же ракурсе, найденными "на просторах Интернета". Поскольку эта подборка делалась на протяжении последних четырех лет, сейчас, к сожалению, в большинстве случаев оказалось невозможным дать их источник.
Общий вывод из проведенного сравнения таков, что у среднеазиатских памятников культовой архитектуры оказалась в целом гораздо более счастливая судьба, чем у российских. Когда в славянских союзных республиках в 1930-е гг. шло повальное уничтожение храмов, в Средней Азии центральные и местные власти, напротив, проявляли заботу о сохранении знаковых объектов зодчества. Вероятно, это объяснялось тем, что лишь в начале 1930-х гг. удалось подавить вооруженное сопротивление басмачей и советской власти нужно было всячески зарабатывать авторитет у местного населения. В послевоенный период усилия по реставрации шедевров исламского зодчества шли по нарастающей, достигнув пика в 1990-е, когда руководство уже независимых Узбекистана и Туркменистана решило провести полное восстановление ряда жемчужин архитектурного наследия, превратив их в символы национальной идентичности. И тогда древние руины преобразились до неузнаваемости, представ в невиданном блеске.
Пожалуй, главный пример этого преображения - соборная мечеть Биби-Ханым..Этот грандиозный ансамбль был воздвигнут в Самарканде в 1399—1404 гг. по приказу Тамерлана в честь его любимой жены. Однако самая большая в тогдашнем мусульманском мире мечеть начала рушиться раньше, чем была окончена. Просчёты строителей усугблялись периодическими землетрясениями, одно из которых, во второй половине 19 века обвалило купол..
Биби-Ханым в 1907 и 1989 гг.

Крупнее
Снимок Прокудина-Горского был сделан в январе 1907 г., т.е. всего за несколько месяцев до крупного землетрясения, которое нанесло ущерб и без того полуразрушенному архитектурному ансамблю. Этот факт сильно взволновал фотографа и, вероятно, окончательно привёл его к осознанию важного предназначения цветной фотографии: запечатлеть для потомства то, что может быть утрачено в любой момент.
Показывая свои самаркандские работы на Всероссийском съезде художников в январе 1912 г., Сергей Михайлович дал такой комментарий:
"Общий вид мечети Биби-Ханым. Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого землетрясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены."
Запечатлённая повторно в 1911 г. Прокудиным-Горским Биби-Ханум простояла практически в неизменном виде до 1980-х гг., когда вовсю развернулись работы полному восстановлению мечети.
Биби-Ханым в 1911, 1969, 1996 и 1999 гг.:

Крупнее
Теперь местные жители и туристы могут любоваться грандиозной мечетью в том виде, в котором её не пришлось увидеть даже грозному Тамерлану.
Продолжение следует.