oldcolor (oldcolor) wrote in arch_heritage,
oldcolor
oldcolor
arch_heritage

Categories:

Памятники Средней Азии на снимках Прокудина-Горского и 100 лет спустя. Часть 1

Когда во второй половине 19 века русские пришли в Среднюю Азии, они увидели там величественные памятники цивилизаций прошлого, которые к тому времени находились в не меньшем упадке, чем сами породившие их цивилизации. Но и в сильно обветшавшем или даже руинированном виде старинные мечети и медресе, падающие башни высоких минаретов производили неизгладимое впечатление. У русских археологов и искусствоведов архитектурное наследие вновь присоединенного края вызвало огромный интерес. Уже в 1865-67 гг. наиболее ценные памятники Самарканда были тщательно сфотографированны. Однако уже в ходе этой первой научной экспедиции стало очевидно, что камера не может запечатлеть главного достоинства среднеазиатского зодчества - красочной палитры глазурированных мозаик, где бирюзовые, голубые, синие, изумрудные цвета кирпичей и плиток складывали завораживающие глаз узоры.
Прошло ещё 40 лет и буйство красок Самарканда и Бухары вдохновило "мастера натурального цвета", Сергея Михайловича Прокудина-Горского, на создание своих лучших фотокартин. В ходе его трёх (или четырех) экспедиций 1907 и 1911 гг. были сделаны сотни снимков туркестанских достопримечательностей. Теперь мы можем проследить по ним судьбу великих памятников за последние 100 лет. Я постарался сопоставить лишь некоторые виды со снимками примерно в том же ракурсе, найденными "на просторах Интернета". Поскольку эта подборка делалась на протяжении последних четырех лет, сейчас, к сожалению, в большинстве случаев оказалось невозможным дать их источник.
Общий вывод из проведенного сравнения таков, что у среднеазиатских памятников культовой архитектуры оказалась в целом гораздо более счастливая судьба, чем у российских. Когда в славянских союзных республиках в 1930-е гг. шло повальное уничтожение храмов, в Средней Азии центральные и местные власти, напротив, проявляли заботу о сохранении знаковых объектов зодчества. Вероятно, это объяснялось тем, что лишь в начале 1930-х гг. удалось подавить вооруженное сопротивление басмачей и советской власти нужно было всячески зарабатывать авторитет у местного населения. В послевоенный период усилия по реставрации шедевров исламского зодчества шли по нарастающей, достигнув пика в 1990-е, когда руководство уже независимых Узбекистана и Туркменистана решило провести полное восстановление ряда жемчужин архитектурного наследия, превратив их в символы национальной идентичности. И тогда древние руины преобразились до неузнаваемости, представ в невиданном блеске.
Пожалуй, главный пример этого преображения - соборная мечеть Биби-Ханым..Этот грандиозный ансамбль был воздвигнут в Самарканде в 1399—1404 гг. по приказу Тамерлана в честь его любимой жены. Однако самая большая в тогдашнем мусульманском мире мечеть начала рушиться раньше, чем была окончена. Просчёты строителей усугблялись периодическими землетрясениями, одно из которых, во второй половине 19 века обвалило купол..

Биби-Ханым в 1907 и 1989 гг.

Крупнее
Снимок Прокудина-Горского был сделан в январе 1907 г., т.е. всего за несколько месяцев до крупного землетрясения, которое нанесло ущерб и без того полуразрушенному архитектурному ансамблю. Этот факт сильно взволновал фотографа и, вероятно, окончательно привёл его к осознанию важного предназначения цветной фотографии: запечатлеть для потомства то, что может быть утрачено в любой момент.
Показывая свои самаркандские работы на Всероссийском съезде художников в январе 1912 г., Сергей Михайлович дал такой комментарий:


"Общий вид мечети Биби-Ханым. Это одно из грустнейших явлений Самарканда. Дело в том, что четыре года тому назад я был в командировке на солнечном затмении, покойный Менделеев это устроил. У меня тогда был сфотографирован купол. Купол был почти цел. Теперь его почти нет; остался маленький кусок с колоссальными трещинами, — от первого землетрясения ничего не останется. Нужно удивляться, как не охраняют проход внутри мечети, там опасно ходить. Это одна из самых интересных мечетей. Она была построена Тамерланом в память его покойной жены."

Запечатлённая повторно в 1911 г. Прокудиным-Горским Биби-Ханум простояла практически в неизменном виде до 1980-х гг., когда вовсю развернулись работы полному восстановлению мечети.

Биби-Ханым в 1911, 1969, 1996 и 1999 гг.:

Крупнее
Теперь местные жители и туристы могут любоваться грандиозной мечетью в том виде, в котором её не пришлось увидеть даже грозному Тамерлану.

Продолжение следует.
Tags: Самарканд, Средняя Азия, воссоздание, мечети, реставрация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments