Согласно древнерусским источником, святилище это появилось в 980 году. Молодой киевский князь Владимир и его сподвижник, дядя по матери Добрыня, старались как можно больше подчинить Киеву все восточнославянские земли. А поскольку в традиционном средневековом обществе видную роль играло религия, то Владимир с Добрыней решили сделать ни больше ни меньше, как распространить на всю Русь единый киевский пантеон. А поскольку Новгород был первым после Киеве городом по значимости на Руси, то естественно создание общего языческого пантеона за пределами Киева, начали, конечно, с него. Перуна поставили подле города, на холме над рекой. Холм, где поставили Перуна, располагался на видном месте, возле истока Волхова из Ильменя и открывался всем, кто плыл в Новгород с юга. В весеннюю пору он никогда не затапливался, в отличии от обширных окрестных пойменных низинных пространств, поэтому, весной превращался в остров. (Ныне, в XX веке, к нему сделали со стороны города подъездную дамбу, что облегчило подход и подъезд к нему во время весенней распутицы, но ухудшило дренажную систему окружающей среды, сделав окрестные топкие пойменные луга еще более топкими). Как показали археологические исследования, на холме в самом деле в конце X века появилось языческое святилище. Оно представляло собой три круглых площадки, окруженные кольцами рвов. На каждой площадки археологи находили углы костров и
Однако, за городом, около устья реки Питьбы (нын. Микрорайон Волховский) идол Перуна прибило к берегу. Но тут вмешался местный крестьянин-гончар: «И иде пидьблянин рано на реку, хотя горнеци вести въ градъ; оли Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: «ты, рече, Перушице, до сыти еси пилъ и ялъ, а нынеча поплови прочь».
Перынский же холм все равно в людской памяти сохранил свое былое значение. По воспоминаниям Якушина, в XIX веке еще сохранялась традиция бросать, проплывая мимо по Волхову, деньги в жертву грозному богу. Отсюда, кстати и пошла традиция кидать вообще в воду монетки на память.
После того, как капище на Перыни было разорено, 6 лет спустя тот же архиепископ Иоаким Корсунянин, по преданию строит на Перыни деревянную церковь Рождества Богородицы.
Около начала XIII века старый деревянный храм был переделан в современном каменном виде. Таким мы его видим до сих пор. Любопытно, что это первый храм Новгороде с подобным трехлопастным позакомарным завершением.
В таком виде — с высоким центральным сводом и более низкими, ниспадающими боковыми оно присуще уже церквам XIV в. Но характер кладки и низкий пологий купол с сужающимся к верху барабаном, выдает домонгольский памятник. Храм издревле был монастырским. В 1386 году новгородцы, ожидая рати Дмитрия Донского, пожгли ряд пригородных монастырей, включая «Перынский». (продолжение следует)
Подробнее - на сайте http://www.nogardia.ru/articles/show/52/