Я раньше уже писал в этом сообществе о домосковском периоде истории Перынского скита под Новгородом. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству Перынь по-прежнему сохраняла значение важной местной христианской святыни: уже в 1528 году, когда небольшие обители под Новгородом, не развивались,- в монастыре воздвигли вторую, деревянную церковь во имя Св. Троицы, с деревянной трапезной.
Однако, уже в начале XVII века, во время шведской оккупации Новгорода, монастырь был разграблен и сожжен.
Если в описи 1615 года вторая, деревянная, Троицкая церковь, упоминается, то уже два года спустя, в описи 1617 года, названа лишь первая, каменная Рождественская церковь: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг».
В 1634 году, при Михаиле Романове, по царской грамоте, захиревшую Перынскую обитель приписали к богатому окрестному Свято-Юрьеву монастырю, хотя за ней все-таки формально сохранился самостоятельный монастырский статус.
В 1760-е годы, во время секуляризации церковных земель при Екатерине II, под Новгородом было упразднено много малых пригородных обителей, вне зависимости от их славы и значимости. В 1764 году этой участи не избежал и Перынский монастырь. Все постройки, кроме главной, каменной, Рождественской церкви, снесли, а ее назначили приходским храмом.
Однако, в 1828 году проживавший в Юрьевом монастыре Новгородский архимандрит Фотий вспомнил о значимости Перыни и вновь вернул ей статус обители, но назначил скитом — маленьким, уединенным монастырем, рассчитанным на скромное уединенное проживание малочисленной монашеской братии.
В 1830-х годах там был построен целый комплекс каменных хозяйственных и служебных зданий в кирпичном стиле. Некоторые из них — братский корпус и два одинаковых маленьких боковых корпуса для начальника скита и юрьевского архимандрита — сохранились до наших дней. Тогда же на верху холма, вокруг построек скита, была посажена сосновая роща.
После революции, в 1919 году, скит был закрыт, а во время войны он находился на оккупированной территории и был разрушен. Однако, уже в первые, послевоенные годы, в 1947-48 гг., древний Рождественский храм был восстановлен по проекту талантливого реставратора Л. Е. Красноречьева, воссоздавшего его в первоначальном облике XIII столетия. Удалось при этом даже восстановить фрагменты первоначальных домонгольских фресок, чудом уцелевшие после шведской и фашистской оккупаций.
В 1991 году Рождественский храм был опять возвращен РПЦ, вновь получив статус скита.
Подробнее - истории и фотографии - на сайте: http://www.nogardia.ru/articles/show/53/
По теме - на той неделе в Новгородском музее изобразительных искусств прошла научно-практическая конференция «Новгород и Новгородская земля. Искусство реставрации», посвященная посвящена 80-летию Леонида Егоровича Красноречьева. Много видео и фото с конференции и очень интересной выставки - у o_apankratov:
тут: http://o-apankratov.livejournal.com/305843.html
и тут: http://o-apankratov.livejournal.com/306124.html
На фото - корпус архимандрита