Есть такое забавное словосочетание - "русский модерн". Забавно в нём то, что мало кто представляет, что это такое. Так вот, модерн, это не модернизм, не хай-тек и не конструктивизм, а совсем даже наоборот!
Модернизм:
Модерн (точнее, пражский сецессион):
Думаю, разница очевидна. Ну вот для закрепления офигительный пост про Москву и Питер: http://allerleiten.livejournal.com/63439
Ещё более забавным является то, что существует также "кубанский модерн". Рассказываю.
Если войсковой период в архитектуре Екатеринодара был связан со стилем классицизм, то второй, гражданский этап существования города связан с эклектикой и стилем «модерн».
После отмены войскового статуса Екатеринодара население города обновилось. Казаков в течение нескольких лет сменили переселенцы из различных областей России. По большей части это были люди активные, деятельные, ищущие благодатной почвы для приложения своих сил и капиталов. Переезжая на Кубань, они были нацелены на повышение благосостояния, не боялись начинать всё сначала и устраивать жизнь на новом месте, надеясь через несколько лет получить высокие результаты.
Именно переселенцами-«городовиками» обязан своим существованием каменный Екатеринодар. Их социальной и экономической активностью обусловлен и господствующий архитектурный стиль данного периода – эклектика. Как классицизм связан с участием государственной власти в вопросах архитектуры и градостроительства, с регламентированием и регулированием, так эклектика олицетворяет частную инициативу, предприимчивость и общий демократизм подхода к городскому строительству.
Особняк ГолубкинойЕсли классицизм в архитектуре Екатеринодара проявился в отдельных зданиях, прежде всего общественного назначения, которые располагались среди общей внестилевой застройки сельского типа, то эклектика стала стилем массовым, затронувшим практически всё каменное строительство, и эта общедоступность обеспечила эклектике долгую жизнь в архитектуре Екатеринодара.
Новый стиль модерн не только придёт в Екатеринодар поздно, но и никогда не станет стилем массовым, отдельные немногие здания в стиле «модерн» будут вкраплены в общую застройку, которая по-прежнему будет придерживаться эклектики.
В основе архитектуры эклектики лежала система, в которой конструктивный остов здания («посторение») создавался отдельно от собственного художественной, архитектурной его части («распределение», «украшение»). При этом и по представлению самих архитекторов, и особенно в глазах заказчика, «украшение» имело особое значение, а здание, ничем не украшенное, выполняющее только свои утилитарные функции, выводилось за пределы архитектуры как искусства. Проектирование «в стиле», характерное для эклектики, чаще всего означало украшение фасада элементами того или иного стиля.
Поворот к рационализму поддерживается архитектурной критикой, которая была единодушна в осуждении эклектической, стилизаторской архитектуры, что немало способствовало поискам новой направленности зодчества.
Новая художественная выразительность архитектуры обуславливалась также интересами буржуазии, её стремлением создать новый архитектурный «стиль нового века», призванный устранить буржуазную эстетику периода империализма. Отсутствие у модерна единой стилистической закономерности было той его стороной, которая позволяла использовать архитектуру как средство рекламы в конкурентной борьбе торговых и промышленных фирм, а также домовладельцев.
В начале ХХ века в декор фасадов проникают мотивы стиля «модерн». Это женские маски, жезлы Меркурия, характерным образом трактованные цветы, листья и стебли растений. Модерн впервые обнаруживается в Екатеринодаре именно в отдельных декоративных элементах, которые могут сочетаться с элементами других стилей. Позже появляются фасады, уже целиком выдержанные в стилистике модерна: с изогнутыми в плане линиями ризалитов, с текущими массами, с характерной формой и группировкой оконных проёмов, расположением балконов. Появляется свойственная модерну облицовка фасадов керамической плиткой, меняется роль и расположение лепного декора. Однако в большинстве случаев веяниями стиля «модерн» подчиняется исключительно фасад: пространственно-планировочная композиция здания не изменяется, оставаясь такой же, как в десятках сооружений периода эклектики.
Сторонники модерна призывали к пересмотру всех аспектов архитектуры и полному отказу от художественных традиций. Здания этого стиля не надо было вписывать в привычные симметричные композиционные схемы, их планы формировались свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп; вследствие этого свободными и живописными стали объёмно-пространственные структуры зданий.
Широкое использование металлических и железобетонных конструкций и структур способствовало созданию больших пролётов и пространств, особенно необходимых для торговых, банковских, транспортных, промышленных и других общественных зданий. Для освещения залов и галерей устраивались большие витражи и фонари верхнего света. В жилых домах получили распространение эркеры – иногда в несколько этажей, а окнам придавалась различная конфигурация. Все эти нововведения резко изменили внешний вид зданий, придавая им индивидуальный архитектурный облик.Таким образом, модерн, появившись на рубеже веков в архитектуре Екатеринодара, первоначально становится одним из стилей «архитектуры выбора»: он не противостоит эклектике принципиально, а напротив, словно вырастает из неё: «декор входит в композицию зданий модерна на прежних основаниях, только как новый мотив».
И только в начале 10-х годов ХХ в., в период, когда в Москве произойдёт быстрое исчезновение стиля из архитектурной практики, в Екатеринодаре появятся отдельные постройки, полностью выдержанные в духе модерна, отличающиеся, помимо декора, и новым пространственно-планировочным решением.
Важную роль в оформлении фасадов екатеринодарских зданий играют изделия из металла. На фасадах, выдержанных в стиле «модерн», металлу отводится очень важная роль. Если на фасадах эклектики крыльцо представляло замкнутый в себе организм, сопряжённый с фасадной плоскостью на равных правах, но напрямую от её характера не зависящий, то теперь изделие из металла становится одним из важных элементов общего ансамбля фасадной плоскости и находится в тесной взаимосвязи с другими его элементами. Кованые решётки используются не только в оформлении балконов и крылец, но и наружных и внутренних лестниц, въездных ворот, и в качестве завершающих элементов зданий. Ажурные решётки начала ХХ в. эффектно выглядят на фоне неба, придавая зданиям недостающую лёгкость.
Настоящий строительный бум начался в Екатеринодаре 1910 г., почти точно совпав по времени со строительным бумом обеих столиц. Как и в столицах, строительная лихорадка продолжалась до начала Первой мировой войны, постепенно сходя на нет в 1914-1915 г.г., когда завершались начатые ранее крупные постройки.В 1908 году в г. Екатеринодар приехал ещё совсем молодой московский архитектор Александр Андреевич Козлов (1880 – 1940). Родился Александр Андреевич в Черкасском уезде Киевской губернии. Оставшись круглым сиротой, окончил Московское архитектурно-техническое училище и работал под руководством известного русского зодчего-модерниста Ф. О. Шехтеля. [6]
По договору с Кубанской администрацией А. А. Козлов руководил постройкой Зимнего театра в Екатеринодаре (по проекту Ф. О. Шехтеля). Является автором проектов гостиницы «Метрополь» (угол улиц Красной и Гоголя), реконструкции гостиницы «Центральная» (угол улиц Красной и Гимназической). По проекту Козлова и под его руководством в 1916 году была построена водолечебница имени С. И. Бабыч, торговый дом братьев Богарсуковых, особняки Акулова, Никифораки, Фотиади, кинотеатр «Кубань», а так же большое количество жилых и торговых построек.
Так, в газете за 2 октября 1909 г. читаем: «... Вместительный зал с балконом, бельэтажём, ложами вдоль длинных боковых стен партера, большое фойе с зеркалом во всю стену от потолка до пола делали театр очень удобным и уютным, что быстро оценили екатеринодарцы». Здесь говорится о здании театра, которое было построено А. А. Козловым по проекту академика Шехтеля. Оно было разрушено во время оккупации города в Великую Отечественную войну, восстановлено и реставрировано архитектором А. В. Титовым, но внешний облик и интерьеры были утеряны. Сейчас здесь размещается краевая филармония.
Ещё несколько лет назад филармония выглядела так:
Теперь она такая:
После революции Козлов работал в области промышленного и гражданского строительства на Кубани и Дону.
Водолечебница С.Бабыч
Корявое фото из старой книжки
Дом Акулова или Арбитражный суд
Только сегодня заметила кованые детали на оконных решётках. Они все разные! Мне понравился бычок.
Фото из архива:
Раньше на месте это палладианской башни были замечтальные балкончики. А на крыше был купол.
А это - детский сад "Чапаёнок". Ох и повезло же кому-то :)
А вот на счёт этого не уверена, что козловское. Но похоже. Стоит рядом с медом.
Дом самого Козлова с супругой. Настоящий мужчина и спроектирует, и построит, и самолично розу из бетона (см. угол между первым и вторым этажами) сделает для любимой женщины!
А это одно из моих любимейших зданий - особняк Фотиади. Сейчас его отреставрировали, перекрасили крышу из туалетного ярко-зелёного в серебряный, заменили глазурованную плиточку, красота!
Птичка МХАТовская - дань Шехтелю, учителю Козлова.
Откопала фотки четырёхлетней давности, тогда там ещё был офис ТО "Прмьеры", чудесный зимний сад внутри и мама-бухгалтер, которая работала в помещении с четырёхметровыми потолками и роялем в соседней комнате.
А это бывший кинотеатр Квартал. То есть Кубань :) Ничегошеньки почти от Козловского замысла не осталось, вот только форма.
А вот самое знаменитое здание краснодарского модерна - гостиница "Централь". Интересно, что Козлов её просто реконструировал, поэтому планировка не канонично-модерновая.
Молодой строитель представил хозяевам план нового здания. И те, внимательно ознакомившись с ним, единодушно одобрили. А. А. Козлов решил вопрос перестройки экономно и своеобразно. Он не тронул стены старой постройки. Но так как дом простоял уже несколько десятилетий, он усомнился в прочности его фундамента. И, дабы «подстраховать» и свой престиж, и свою новую постройку, Козлов стянул старый кирпичный каркас дома двутавровыми стальными балками. Характерно, что это было сделано архитектором не только ради прочности. Эту «добавку» он отлично использовал в своём великолепном проекте, сделав её необходимой частью своей технической конструкции и своего художественного замысла. А. А. Козлов построил высокий узорный каменный парапет. Любопытно, что аналогичный же парапет украшает 4-этажный кирпичный дом С. П. Меснянкина, торговца кожевенными товарами, в Армавире, построенного в 1913 году. И можно думать, что эта постройка выполнена по проекту того же Козлова.
Архитектор делает «шаг назад» по сравнению с Зимним театром, проводя екатеринодарскую архитектуру по ступеням модерна более последовательно и постепенно. Он стремится ввести те приёмы и принципы модерна, которые для столичной архитектуры были уже «вчерашним днём», то есть навёрстывает отставание в несколько лет. В частности, в здании гостиницы он впервые применяет элементы готической архитектуры (сравнить: особняк З. Г. Морозовой в неоготическом стиле был построен Ф. О. Шехтелем в 1893-1898 г.г. в Москве) и облицовку фасада керамической плиткой. Благодаря Козлову, исподволь подготовившему местное общество к новому восприятию архитектуры, могли быть оценены по достоинству другие здания в стиле «русский модерн».
Фото из какой-то книжки
Вид ночью, фото 4 года.
В ином ключе решён фриз, выполненный в низком рельефе и представляющий собой единое целое со стеной здания, он проводит присущий модерну принцип взаимодействия декора с фасадной плоскостью. Сюжет рельефа восходит к древнегреческой традиции: Аполлон, покровитель искусств, вдохновенно играет на кифаре. Его слушают все: и юные девы, и мужи государственные, и даже умирающий поднялся со своего скорбного ложа. Более того, соколы, мирно усевшись рядышком, тоже внимают божественной игре Аполлона-Кифареда.
При постройке здания гостиницы архитектор использует характерный для модерна приём эстетического осмысления элементов конструкции. Так, готические пучки колонн на фасадах являются металлическими устоями, которыми перед надстройкой третьего этажа был укреплён фундамент.
«Готическая» декорация не влияет на объёмно-пространственную композицию здания. Принцип фасадности по-прежнему соблюдён. Готика лишь выполняет задачу разрушения традиции ордерности в архитектурном декоре фасада. Но эта задача оказывается важной: только от архитектуры безордерной было возможно быстро и безболезненно, за считанные годы, перейти к постройкам вовсе без архитектурного декора, то есть к рациональному модерну.Прекрасный фриз на Чапаева.
Вряд ли Козлов, но глазурованная плиточка и растительный орнамент хороши!
Авторство неизвестно, стиль понятен.
И последнее. Всю жизнь ходила мимо, а за угол посмотреть ума не хватало. Здание, в котором находится магазин Болеро (пересечение Горького и Красной), вид сбоку.
По уродливому фасаду не догадаться, какая красота была до многочисленных ремонтов.
Кажется, я кое-что забыла. Архитектура существует для того, чтобы в ней могли жить, спать, петь и урчать котики.
Вот такие:
Они помогали мне фотографировать и за это просили почесать пузо :)