Церковь св. Троицы в слободе Макарьевской Вятского уезда Вятской губернии (ныне в черте города Кирова) - яркий памятник вятского барокко - была построена в 1768-1775 гг. на месте обветшавшего деревянного храма середины ХVII века. Деревянная церковь имела один престол, освященный во имя преп. Макария Желтоводского (отсюда и название села - Макарьевское). Жители богатой пригородной слободы, стоящей на оживленной дороге из Вятки в Слободской, уже в то время могли позволить себе строительство каменного храма, что значительно повышало репутацию Макарья среди вятских сел. Своим обликом церковь настолько пришлась по душе вятскому народу, что впоследствии (до начала строительства по архитекторским проектам) она неоднократно служила образцом при постройке других сельских храмов. Заслуга в этом принадлежит строителям храма - артели каменщиков во главе с устюжанами Никитой и Данилой Горынцевыми.
На сохранившемся дореволюционном снимке - церковь во всей красе.
В 1772 году в храме была освящена теплая (зимняя) его часть, с двумя престолами - в честь иконы Пресв. Богородицы "Взыскание погибших" и преп. Макария Желтоводского. Главный Троицкий престол был освящен после отделки летнего храма и возведения иконостаса летом 1775 года.
В 1880-е годы храм был отремонтирован, при этом с северной стороны к паперти храма была пристроена небольшая палатка, а старинная ограда храма была перестроена с нарушением стилевого единства. Но в целом дореволюционный ремонт Троицкой церкви был осуществлен с достаточно бережным отношением к старине, первоначальный облик храма не претерпел каких-либо существенных изменений.
В 1940-м году храм был закрыт и превращен в сельский клуб. Уничтожены были церковные ворота (жемчужина вятского барокко) и многие детали интерьера храма.
В 1971 году издательством "Искусство" в серии "Дороги к прекрасному" была выпущена книга искусствоведов Бориса Гнедовского и Эллы Добровольской "Дорогами земли Вятской". В книге была упомянута и Троицкая церковь слободы Макарье: "Ее высокая стройная колокольня видна из Кирова с берегового откоса городского сада. Церковь так хороша, что с трудом верится, что она до сих пор не вошла в число памятников, охраняемых государством. Это великолепный образец того ярусного храма, который в ХVIII в. был широко распространен в Великом Устюге, Тотьме, Лальске, на Вычегде. Здесь, на Вятке, он получил как бы новую "оранжировку" декоративного убранства, которая в этом храме выражена с наибольшей полнотой. Ни в одном из вятских памятников мы не увидим такой пышности и изысканности каждой детали..."
В 1975-76 гг. церковь была частично восстановлена силами Кировской научно-реставрационной мастерской, при этом фасадам храма была возвращена первоначальная полихромная окраска, остатки которой были обнаружены при реставрационных работах. Храм стал выглядеть как большая Дымковская игрушка. С этого времени фотографии Троицкой церкви стали появляться в туристических буклетах и в наборах открыток, посвященных городу Кирову.
Шло время, и в 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси было принято решение о возвращении храма общине верующих. Троицкая церковь была восстановлена для богослужений в очень короткие сроки. В дни освящения храма в город Киров приезжала даже комиссия Сената США, дабы удостовериться, что действительно в российской провинции был открыт православный храм.
Тогда же возникла добрая традиция - в праздник Св. Троицы вятский архиерей совершает богослужение в Троицкой церкви слободы Макарье.
В память о тех днях на сайте РИА Новости сохранился вот этот снимок с видом восстановленного иконостаса Троицкой церкви. Автор снимка - В. Федоренко (фото сделано 1 января 1988 года).
Троицкий храм стоит у оживленного Слободского тракта. При движении от города дорога сильно изгибается, и храм вдруг неожиданно выныривает на повороте.
Красота и совершенство церкви заставляют обращать на нее внимание всякого прохожего и проезжего. Неоднократно я замечал, как пассажиры автобусов при приближении к храму невольно любуются его видом, хотя многие наверняка видели его более чем многократно. В их жилах течет кровь предков, создавших эту красоту.
Богато украшены наличники храма. Весь внешний декор Троицкой церкви (как и других старинных вятских храмов) выполнен из обтесанного красного кирпича. Можно только подивиться фантазии и смекалке строителей храма - простых вятских мужиков.
В 1988-89 гг. были восстановлены и старинные барочные ворота (по проекту арх. Е. Скопина).
Нищий у ворот приветственно машет мне рукой, несмотря на сильный мороз он не теряет веселого расположения духа (моя "фотосессия" в Макарье проходила в феврале прошлого года).
На обширной храмовой территории в 1990-е гг. были размещены и постройки Вятского женского монастыря, который получил имя Александро-Невского.
Вместе с жилыми корпусами в нач. 1990-х здесь же была выстроена и церковь св. Александра Невского, в основных своих формах повторяющая дореволюционную часовню на Старо-Макарьевском кладбище. Первоначально церковь планировалась как часовня-баптистерий (с бассейном для крещения взрослых), но затем от этого замысла отказались, и в небольшом храме был освящен алтарь. В Александро-Невской церкви некоторое время после обретения пребывали мощи священномученика еп. Виктора (Островидова).