proofreader_z (proofreader_z) wrote in arch_heritage,
proofreader_z
proofreader_z
arch_heritage

Categories:

А где венчался Шаляпин?

Ну конечно же в церкви села Гагино.
О чём разговор?

фото отсюда
История широко известная и описана на множестве сайтов,
однако
одни пишут, что в Казанской,
другие - в Спасской.
Может путаются, как какая называлась?
Или кто-то опечатался, а кто-то списывает не глядя?
Так или иначе, а картина примерно следующая:

В селе две церкви.

Всем известный temples.ru :
Малая из церквей, стоящая южнее считается Спасской середины XVIII века:
Церковь Спаса Всемилостивого в Гагино
Большая северная - Казанской 1845-71 гг., а подпись под одним из снимков гласит о венчании в ней Шаляпина:
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Гагино

Не менее известный sobory.ru также считает южную Спасской 1760-65гг.:
Гагино|Церковь Спаса Всемилостивого. Фотографии и описание.,
а северную Казанской 1845г.:
Гагино|Церковь Казанской иконы Божией Матери. Фотографии и описание.
и Казанскую же называет местом венчания Шаляпина.

На сайте sergiev.ru лишь одно неподписанное фото, но по описанию ясно,
что под Спасской середины XVIII в. имевшей колокольню понимается южная церковь,
а северная, что сейчас реставрируется - Казанская 1845 г., и в ней венчался Шаляпин.
Село ГАГИНО. Церкви Спасская и Казанской иконы Божией Матери | Интернет-журнал Сергиев.ru – r. Сергиев Посад

На sergiev ссылается глубокоуважаемая Википедия и даёт ту же информацию:
Гагино (Московская область) — Википедия

Вроде бы всё гладко,
настолко, что sobory.narod.ru аж два раза на одной странице повторяет одно и то же:
про Спасскую 1760-х, про Казанскую 1845 г.,
потом опять:
про Спасскую 2-й пол.18 века и про Казанскую 1845 г.
Из описания видно, что Спасская - южная, Казанская - северная.
А венчались в "Гагинской церкви" - какой именно не сказано, но есть фотка с табличкой о торжестве,
висящей на северной церкви.
Московская область - Сергиево-Посадский район - Гагино. Казанская и Спасская Церкви

Но дальше начинаются разночтения:
на сайте hotkovo.net тоже пишут о Спасской сер.18 века и Казанской 1845 года.
Фото одно общее, но из слов, что у Спасской "в советское время... разрушены... завершение и колокольня" ясно, что речь о малой южной церкви.
НО ЗАТО ДАЛЕЕ: "В 1898 г. в СПАССКОЙ церкви Шаляпин венчался с балериной..." и т.д.
Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери

Эту информацию полностью цитирует bogorodsk-noginsk.ru :
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. Гагино. Спасская церковь и церковь Казанской иконы Божией Матери,
но далее пишет о современном состоянии дел и о венчании Шаляпина всё же в северной (большой) церкви, причём именно её называет Спасской :
Богородск-Ногинск. Богородское краеведение. Документы по истории на стенах Спасской церкви в Гагине И то и другое мирно уживается на одной странице.

А вот fotowalker.narod.ru коротко и ясно докладывает,
что церковь, что ныне восстанавливается (т.е.северная большая), и есть Спасская 2-й пол.XVIII века,
и в ней то и венчался Фёдор Иваныч,
ну а та, что в руинах стоит - Казанская 1845 года.
Достопримечательности Подмосковья — село Гагино

Сайт dacha.oblnews.ru не вдаваясь в названия и описания просто указывает на северную церковь как место венчания :
Вдоль по Путятино

Следует упомянуть и radonegie.ru, где здания никак не описаны,
но указывается, что запись о венчании сделана "В метрической книге, данной Владимирской Духовной Консисторией причту Спасской села Гагина церкви Александровского уезда...".
Свадьба Шаляпина | Дачный поселок «Радонежье»

Короче, как сказал журналист :


фото с bogorodsk-noginsk

А что скажет уважаемая публика, может кто чего добавит, разъяснит?
Tags: Московская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments