nogardia (nogardia) wrote in arch_heritage,
nogardia
nogardia
arch_heritage

Category:

Решетка Летнего сада - XVIII-XIX вв

Наиболее кардинально невская граница летнего сада изменилась при Екатерине II. Эта императрица родилась в Пруссии и прожила там 14 лет, пока ее не пригласили в Россию, в качестве невесты наследника престола Петра Федоровича (будущего императора Петра III). Однако, юная принцесса быстро освоилась в совершенно чужой для себя стране, выучила ее язык и обычаи и твердо решила править в интересах величия Российской державы. И, конечно, она очень радела, чтобы столичный Петербург выглядел блистательным регулярным городом.

В первый же год своего царствования новая государыня приказала молодому архитектору Юрию Фельтену составить проект парадной гранитной набережной от «Летняго дому до Галернаго двора», то есть от Летнего дворца в Летнем саду до Ново-Адмиралтейского канала.Вместо обветшавших петровских деревянных набережных, он создал красивую, облицованную гранитом набережную, которая до сих пор по праву считается одним из знаковых символов Петербурга. Строительство в районе летнего сада шло в течении нескольких лет и закончилось уже к 1770-м годам. Проект набережной предполагал также возведение красивых гранитных мостов через реки и каналы. В 1768 г. Закончили строительство Нижнего Лебяжьего моста через Лебяжий канал вдоль западной границы Летнего сада. В 1769 г. был закончен Прачечный мост через исток Фонтанки близ Летнего дворца Летнего сада.

И тут, в самом начале 1770-х годов, императрица обратила внимание, что старая решетка летнего сада не соответствует вновь выстроенной величественной набережной. Как вспоминает еще в 1770-ом году Иван Иванович Бецкой, «Ее императорское величество.. соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать .. железную решетку с воротами на каменном фундаменте со столбами и цоколем дикого камня».

Тогда же, видимо, Ю. Фельтен разработал проект решетки с 3 воротами, 32 звеньями металлической решетки и 36 гранитными столбами. Государыне он понравился и она его утвердила. Уже весной 1771 года в карельских каменоломнях стали добывать гранит для фундамента и столбов «железной решетки кузнечною и слесарною работою под краску с тремя воротами». Гранитные детали вытесывали мастеровые из деревни Путилово, расположенной в Южном Приладожье, около нынешнего Мурманского шоссе. В 1773-1777 годах на тульском заводе купца Денисова были выкованы звеня ограды. Они полностью ковались вручную. Но в 1777 году город затопило страшное осеннее наводнение. Летний сад, в числе многих других мест в центре города, оказался затопленным. В нем пострадали многие сооружения, в том числе и петровские фонтаны, которые потом по этому было решено разобрать (нынешние, воссозданные в последнее время фонтаны сделаны, скорее на подобие старых, но это все равно новодел, так как точных чертежей их до нас не дошло). Наводнение нанесло саду такой урон, что его на несколько лет закрыли и не пускали туда посетителей, пока не привели все в полный порядок. Понятное дело, что и строительство невской береговой решетки было приостановлено. Поэтому, завершено оно было сравнительно поздно — уже в 1784 году. Красивая ограда сразу же стала восприниматься, как один из символов Невской столицы. Как писал в 1824 году ученый — минералог Д. Соколов, «набережные Петербурга и решетка Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира». Красивейшей считал ее и поэт К. Н. Батюшков: «Взгляните на решетку Летнего сада, которая отражается зеленью высоких лип, вязов и дубов! Какая легкость и какая стройность в её рисунке» - восторженно писал он - «Я видел славную решетку Тюльерийского замка, отягченную, раздавленную, так сказать, украшениями — пиками, касками, трофеями. Она безобразна в сравнении с этой».

Решетка Летнего сада является характерным памятником строгого классицизма. Строгие, прямые линии узора ограды смягчаются позолоченными деталями и затейливым орнаментом ворот, монолитные гранитные столбы оживляются каменными вазами.

Казалось бы, этот красивый, гармоничный ансамбль не подлежит никаким изменениям и простоит сквозь века. Однако, судьба решила иначе. Во второй половине следующего, XIX в. к власти пришел император Александр II. Этот царь с одной стороны хотел провести ряд прогрессивных либеральных реформ на благо народа, а с другой стороны — хотел сохранить устои самодержавия и сословного строя. Поэтому реформы у него с самого начала стали выходить половинчатые — даже свою первую, самую знаменитую, крестьянскую реформу по отмене крепостного рабства этот государь подготавливал несколько лет к ряду, закрывая и создавая новые комитеты с наиболее консервативными членами, а освободил в конце концов крестьян без земли, отдав всю землю помещикам. В это время появились либеральные и социалистические сообщества, выдвигавшие идеи ограничения монархии и создания буржуазной республики, а то и вовсе убрать царскую власть и построить социалистическое общество по образцу крестьянской общины. Некоторые люди решили свергнуть царя немедленно. Таков был московский революционный кружок (группа единомышленников) Ишутинцев во главе с вольным слушателем Московского университета дворянином Николаем Андреевичем Ишутиным. С ним в кружке состоял его двоюродный брат, дворянин Дмитрий Владимирович Каракозов. Оба кузена являлись ровесниками (1840 года рождения) и с детства росли вместе и тесно общались. Вместе пришли к социалистическим воззрениям и начали революционную деятельность. На момент начала реформ Александра II им было 20 с небольшим лет. В отличии от многих иных тогдашних социалистов, они ставили не только (и, видимо, не столько) на крестьянскую общину, сколько на зарождающийся рабочий класс, «друзей- рабочих», из тех же вчерашних крестьян. Если крестьяне не пленялись высокими идеями молодых столичных господ, почитая царя, как Божьего помазанника, то оторванные от привычной среды и влачившие безысходное бедное трущобное существование рабочие могли скорее загореться революционными порывами. Поэтому, ишутинцы изначально вели среди рабочих больших городов страны оживленную пропаганду, писали воззвания. Однако, и здесь их идеи увлекали далеко не всех и не сразу. Тогда Дмитрий Каракозов решил убрать царя самим, террористическим методом.

По собственному желанию, весной 1866 года он прибывает из Москвы в столичный Петербург и планирует внезапно застрелить самолично в упор царя на набережной, у ограды Летнего сада. 4 апреля он подстерег царя у ворот со стороны набережной. Царь прибыл из Зимнего дворца в сад гулять. Смешавшись с толпой, собравшейся вокруг самого царя, Каракозов пробился к нему и выстрелил в него в упор, однако, промазал и был тут же схвачен охраной. Согласно официальной версии, царя спас отважный костромской крестьянин Осип Иванович Комиссаров, который отвел руку убийцы. Каракозова заточили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Каракозов был казнен 3 сентября на Смоленском поле (часть Васильевского острова) при большом стечении народа, пришедшего поглядеть на несостоявшегося цареубийцу. Тогда молодой художник Илья Репин написал карандашный портрет осужденного, который сохранился до наших дней. Тогда никому и в голову не пришло, как много в самом ближайшем времени разведется таких террористов-народников. Комиссарова царь возвел в дворянское звание, дав ему двойную фамилию Комиссарова-Костромского. А то место, где произошло покушение, в 1866-1867 году по проекту академика архитектуры Р. И. Кузьмина было украшено встроенной в ограду часовенкой, выстроенной в традициях ранней эклектики, в стиле необрарокко с элементами классицизма. Закладка, по воспоминаниям министра внутренних дел Валуева, состоялась 1 сентября 1864 года, за два дня до казни Каракозова. Ради нее снесли главные ворота сада, а двое боковых подвинули ближе к центру. Часовню осветили во имя небесного покровителя Александра II, Св. Александра Невского. В храме находился мозаичный образ Александра Невского, выполненный мастером Т. А. Неффом. Несмотря на то, что царь просил сделать часовню в строго стиле, чтобы не нарушать вид решетки Летнего сада, все равно из-за своей массивности часовня создавала некоторый диссонанс.

Подробнее - на сайте http://www.nogardia.ru/articles/show/54/
Tags: Санкт-Петербург, Фельтен
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments