Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Дома Глупости.

В Петербурге можно встретить целый ряд домов которые без сомнения являются памятниками. Памятниками человеческой глупости, жадности и недальновидности.Что-бы понять почему инвестору нужна стабильность и что же это за дома и как их отличать я предлагаю решить небольшой бизнес-кейс.

Представьте себе что вы Господин Старший Приказчик крупной строительной артели "Напрасный труд".
Лето 1911, жара, Петербург. Дела идут прекрасно. За последние 10 лет ваша строительная фирма испаганила  отстроила большую половину города. Вы молоды и самоуверенны. Строительный бум сделал вас богатым, а потенциальные владельцы домов рвут вас на части. "Стройте мне" "Стройте мне, дорогой!"
Правда клиент уже не тот, да и время другое.  Беспорядки еще не забыты. Но цены на жилье растут. А домовладельцы все себе в карман больше просят. Вот и последний расстроил. Мол говорит за материал и работу вперед плачу, а все остальное после заселения в 5 лет, посчитайте!
Форменный дурак! Кто так работает? Впрочем заказ хорош и если выгорит... Дом 6 этажный и 7 этаж мансарда. Мансарды это нынче в моде. Раньше по чердакам студенты да всякая шваль жила. А теперь окон сделают и вдвойне сдают. Курденер опять же. Больше квартир барских дорогих.  Аллея внутрь небольшая и фонари электрические.  Излишеств достаточно: вентиляция комнат, центральный пылесос, лифты. Все как господа любят. Ну и обычных квартир много. Дом ведь на участке стоит, раньше такой участок три дома занимали!
Два года стройка займет. Ну так строить или нет?

Некоторые дома владельцы которых приняли решение строить под катом.

Дом Бассейного Коперативного Товарищества. 1912-1914.  Авторы группа архитекторов Виррих Э.Ф., Зазерский А.И., БубырьА,Ф. Николай Васильев. 1912-1914  (фото 30х-годов)

Очень подробно об этом доме вот здесь  здесь  здесь и здесь       Обилие видов этого дома в интернете доказывает настоящую народную любовь!

Дом помимо всего известен:
1. Отвратительным качеством фасадов. Это видно на всех советского периода фотографиях. Что часто объясняется строительством во время войны(Первой мировой) и плохим качеством материалов. В последнее время его долго и много реставрировали.
2. Дом известен как "модерн" во всех книгах. Но что в этом доме модернового мало кто может ответить. Скорее это что- другое так и не родившиеся из-за революции. Фасад в целом симметричен и даже дробен. Декор отличает загадочность и крайняя индивидуальность!)
3. Дом уничтожил одну из последних   зеленых зон центра Петербурга. Перед застройкой на этом месте существовал увеселительный сад. Один из архитекторов этого дома так же печально прославился выступом одного из своих зданий  за красную черту застройки  и формированием нового уничтожением привычного для того времени вида вида одной из крупных магистралей города
4. Дом и декор не имеет точного автора. Но все более упорно грешат на Бубыря и Васильева. Эркеры и Угол точно Бубыревские!
5.У каждой квартиры 3-7 комнат (кроме мансард) был свой хозяин, но длилось это недолго. Так что дом не доходный.А это редкость для Петрограда.
6. Самое необъяснимое название этого дома которое я слышал Ацтекский. Почему так, не берусь судить.

 Дом Полежаева М.Н  1913-1915 Архитектор Яковлев И.И


  


Известность дому по мимо величины и архитектурных достоинств привлекли:
1. Самая большая комунальная квартира в Петербурге. По слухам 18 комнат и два сан.узла.
Почетное звание пытаются оспорить многочисленные  экс-общежития коридорного  типа в 100 комнат, городской пропиской и одним сан. узлом. Но самая большая классическая (а это значит  прежде всего, что она находится в бывшем доходном доме) комуналка только здесь!
2. Дому так же присвоено гордое звание модерн. Однако это уже скорее очередной виток ретроспективизма, хотя какую историческую эпоху или государство отражает фасад сказать трудно)
 3. В доме снимали Мастер и Маргариту режиссер Бартко. Видимо они сочли что дом вполне московский)?
4. Курденер. У этого дома тоже есть курденер-это такой маленький открытый дворик который резко увеличивал количество дорогих квартир а значит и получаемых владельцем денег. 
5.Кабанчик. Это не свинья, а очень любимый петербургским модерном материал  для  облицовки стен. Керамическая плитка. Целая поэма про кабанчик  больше пожалуй и не скажешь. Хотя вот пара любопытных фактов.
-Этой плиткой облицованна часть дачи Гаусвальд (сама дача деревяная)  одной из первых построек в модерне в Петербурге.
-Если вы видите облицованное кабанчиком здание (особо бело-зелено-синие тона и вы в Петербурге) то можете смело закатывать глаза и говорить что Вот Это модерн!
- Одним из самых кабанчиковых и великих архитекторов Петербурга эпохи модерна был Володихин Он даже использовал этот материал при облицовке своего собственного дома Впрочем так же поступил и Бубырь.

 Да-да тот самый который испортил нам Загородный проспект.

Ну что пойдем дальше?
Доходный дом А.А и А.С Заварзиных 1914-1915 архитектор Барановский А.Ф 1910-1911

Смотрите какой красивый дом. Остановимся на его архитектурных достоинствах подробнее.

Фасад в целом симметричен. Главный акцент несомненно принадлежит композиции трех эркеров. Главный из них -угловой завершается смотровой площадкой и башней.. Крылья дома свободны. Боковые эркеры вторичны, они не находят выхода и тонут в шипцах. Благодаря этому создается впечатление что дом устремлен вперед и вверх. Цветные полосы облицовки не касаются меньших башен еще более выявляя их подчиненность общей массе здания.

Обратите внимание как по-разному решена тема угла в доме Бассейного коперативного товарищества и здесь. Тематика угла одна из главных для петербургского модерна. Многие архитекторы этого периода имели свой неповторимый и легко узнаваемый почерк.

Легкие окна витрин не вызывают диссонанса благодаря обработке грубым гранитом первого этажа. Дом стоит прочно. Входные порталы утоплены в нишах под эркерами. Архитектор не делает на них акцент. Небольшие прямоугольные шипцы, разной формы окна, нечеткость их ритма сбивают монотонность фасада.

Шестиугольной формы окна и грубая рустовка первого этажа отсылают нас к северному модерну. Однако лепные детали между четвертым и пятым этажом и на шипцах и жизнерадостная зеленая полоса несколько портят первое впечатление.
Для нас интересен совладелец дома А.А Заварзин, являвшимся одним из инициаторов строительства дома Бассейного коперативного товарищества о котором мы говорили в начале. Видимо поднаторев в строительстве собственного дома он затеял более крупный проект и ошибся. Собственным домом он владел не более 6 лет. Несомненно инвестиции не вернулись.  Схожая судьба ждала абсолютное большинство владельцев доходных домов и их детища.
 Олицетворение роскоши и богатой жизни скоро стали вместилищами коммунальных квартир и пролетариата.
Такими они и стоят в наши дни. Немного найдется желающих на 7 и более комнатные квартиры площадью от 150 квадратных метров. Кроме того много домов были окончены уже во времена Первой мировой войны и отличаются ужасным качеством.
В последние годы в Петербурге существует большая программа реставрации фасадов, которая к сожалению зачастую ведет  только к большим утратам. Отдельная большая проблема это мелкие детали ( плитка, двери, решетки лестниц, крыш и лифтов, витражи лестниц). Тут потери идут на тысячи. И к сожалению уже редко удается найти настоящее окно доходного дома а не металлопластиковый пакет. 
Прямо напротив дома заварзина несколькими годами позже Барановский А.Ф возвел доходный дом для другого владельца 

Доходный дом Корнилова М.Д. 1914-1915год  архитектор Барановский А.Ф

Но о нем, удивительном ансамбле этих двух домов, метлахской плитке, необарокко, совмещенных парадных с черным ходом как-нибудь в следующий раз.
При написании всего этого я использовал во многом открытые источники.
Посему Большое спасибо:
1. Кирикову Борису.  Архитектура Петербургского модерна.
2. Юзеру   http://alexx-off.livejournal.com
3. Юзеру  http://mgsupgs.livejournal.com/434534.html
4.Сайту http://okno-v-piter.narod.ru/doma/nekras60.html,
5. Потрясающему сайту  http://bubyr.narod.ru/
6.сайту  http://spbmodern.ru/
7. Сайту  http://www.citywalls.ru/










.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
livejournal
Nov. 24th, 2012 03:05 pm (UTC)
Дома Глупости.
Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Дома Глупости.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дома Глупости. [...]
ailuropoda_m
Nov. 24th, 2012 03:14 pm (UTC)
Два замечания:

Шпиц - это всё же собака или город в Германии.
неоБарокко.

:)
koloma9
Nov. 24th, 2012 05:04 pm (UTC)
Грамотность это не есть моя сильная сторона).
Спасибо!)
koloma9
Nov. 24th, 2012 05:09 pm (UTC)
И еще я все просмотрел но там все-таки шипец вроде а не шпиц)).
turtleland
Nov. 24th, 2012 04:37 pm (UTC)
Очень любопытно! Действительно, не понятно, при чем здесь модерн? От него остаются некоторые формальные признаки, но образ - самое главное - уходит..
engnr_kirillov
Nov. 25th, 2012 04:33 am (UTC)
По-моему, первый дом вполне себе модерновый. Не особо удачный, конечно, но это он.
Одни только оконные проемы и рамы выдают. А если посмотреть на щипцы, крышу, эркеры, фрагменты декора — все мотивы скандинавского модерна.
koloma9
Nov. 25th, 2012 09:40 am (UTC)
Там в источниках сайт по бубырю указан. Там все его дома можно сравнивать.
Мотивы скандинавского модерна которые на этот модерн похожи отдаленно. Я во второй части скорее покажу еще пару домиков. Скорее всего это уже не скандинавский а больше венгерский модерн. Вобщем там все сложно и самое интересное что прямых аналогий как бы и нет. Может только серый цвет дома.
Будете в питере могу в живую показать и объяснить) по общему фото дома это не очень понятно.
vita_colorata
Nov. 24th, 2012 05:02 pm (UTC)
" Дом известен как "модерн" во всех книгах. Но что в этом доме модернового мало кто может ответить. Скорее это что- другое так и не родившиеся из-за революции. Фасад в целом симметричен и даже дробен. Декор отличает загадочность и крайняя индивидуальность!)"

Вам лично может не нравиться Бубырь, но объясните позицию : симметрия так же плоха, как дробность ? Загадочность и крайняя индивидуальность - это тоже критерии дурного вкуса в архитектуре ?
koloma9
Nov. 24th, 2012 05:05 pm (UTC)
Я напротив люблю Бубыря и уверенно могу по-нему водить). Но с его творчеством и вправду связано много парадоксов и жизнь у него сложная была и конец глупый.
vita_colorata
Nov. 24th, 2012 05:37 pm (UTC)
Вы не ответили на мои вопросы. Любовь-нелюбовь - дело личное, каждый имеет право кого-то любить и наоборот.
koloma9
Nov. 24th, 2012 05:38 pm (UTC)
Тогда спросите еще раз, а то не разобрал)).
vita_colorata
Nov. 24th, 2012 05:59 pm (UTC)
Если Вы пишете, что архитекторы испоганили облик города, то указанные характеристики фасада : симметрия, загадочность и крайняя индивидуальность декора - это плохо ?
koloma9
Nov. 24th, 2012 06:08 pm (UTC)
Да я все больше этот пост не со своих слов собрал. Куда нам сиволапым.
Вот Ахматова поэтесса слыхали о такой?) жаловалась в одном из своих бессмертных творений

В стихотворении "Предыстория" (3 сентября 1940, Ленинград; октябрь 1943, Ташкент), ставшем первой из ахматовских "Северных элегий", есть упоминание об архитектуре модерна: "…Но, впрочем, город мало изменился. / Не я одна, но и другие тоже / Заметили, что он подчас умеет / Казаться литографией старинной, / Не первоклассной, но вполне пристойной, / Семидесятых, кажется, годов. / Особенно зимой, перед рассветом, Иль в сумерки - тогда за воротами / Темнеет жесткий и прямой Литейный , / Еще не опозоренный модерном , / И визави меня живут - Некрасов / И Салтыков…"

Статья кстати с толкованием интересная http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC&url=http%3A%2F%2Fwww.akhmatova.org%2Farticles2%2Frubinchik18.htm&fmode=inject&mime=html&l10n=ru&sign=c305632275cca286e9701da2706cfc58&keyno=0

Про архитекторов я ничего не писал а писал про мифическую артель "Напрасный труд" вам так не кажется?)
koloma9
Nov. 24th, 2012 06:15 pm (UTC)
Другими словами мне трудно отвечать на вопросы где первый посыл это то о чем я якобы писал но о чем я на самом деле не писал)). Уж извините!
vita_colorata
Nov. 24th, 2012 06:53 pm (UTC)
Какая же артель мифическая, если упомянуты Бубырь и Барановский ? Модерн не всем нравился, Брюсов тоже написал :" И всюду запестрел бесстыдный стиль модерн". Все новое поначалу вызывает вопросы и далеко не всеми сразу принимается. Это что ж теперь, целый стиль вычеркнуть от того, что он Ахматовой не нравился ?
А если слова чужие, так и напишите: такой-то так считает и я с ним согласен. Или не согласен, потому что Бубыря люблю и могу по нему водить.
koloma9
Nov. 24th, 2012 06:57 pm (UTC)
Где упомянуты. Где я обидел гений Бубыря или гений Барановского? Цитату напишите плиз?
koloma9
Nov. 24th, 2012 07:07 pm (UTC)
Цитату лучше с абзац величиной что-бы был понятен контекст.
vita_colorata
Nov. 24th, 2012 08:35 pm (UTC)
Нет большого желания Вас цитировать, Соглашусь с этой фразой :"Дом стоит прочно.".
engnr_kirillov
Nov. 25th, 2012 04:37 am (UTC)
Вы знаете, я тоже соглашусь с ув. vita_colorata
Лишь где-то на половине поста я понял, что это не стёб и не попытка объективной критики архитектуры начала века.
В общем, повествование немного сбивчиво.
koloma9
Nov. 25th, 2012 09:43 am (UTC)
Это был скорее общий рассказ не вдаваясь в подробности и в научность. Кто что хотел тот то и увидел. Невозможно в столь кратком повествовании так много рассказать. Я в принципе написал что это только первый пост на эту тему дальше будет подробнее о чем то наверное.
Там было как пару восторженных так и пару критических замечаний но общий фон наверно нетральный)).
diana_spb
Nov. 24th, 2012 05:54 pm (UTC)
Спасибо!
Очень интересно было узнать про образцы дореволюционной халтуры.
koloma9
Nov. 24th, 2012 06:02 pm (UTC)
Пожалуйста!
Даже кладка кирпича во многих поздних модерновых домах уже очень напоминает конструктивистскую).
archantique
Nov. 24th, 2012 11:58 pm (UTC)
Ну так функционализм - это дореволюционное детище. Все технологии применяемые в межвоенное время были опробованы ещё до революции, просто в межвоенное время сменились приоритеты.

"Скорее это что- другое так и не родившиеся из-за революции." - это северо или центральноевропейский ретроспективизм. Фронтоны по силуэту напоминают североевропейское барокко, угловые эркеры - фахверковые здания. В принципе стиль таки родился но естевственно не в Империи, так-как Российская империя не была его родиной.

Тут только вы путаете причину со следствием. Качество зданий - это следствие форс мажора, а значит не может быть глупостью. Нельзя предвидеть подобные явления.

Человек вчера пил кофе, а сегодня умер. Он был глуп, так как перед смертью кофе было пить без толку.
koloma9
Nov. 25th, 2012 09:21 am (UTC)
Согласен со всем.
Но во всех бизнесшколах учат на примерах что тратить большие деньги в нестабильность очень неосмотрительно.
Эти дома как раз памятники глупых ошибок и амбиций) как бы там не было).
engnr_kirillov
Nov. 25th, 2012 04:30 am (UTC)
«За последние 10 лет ваша строительная фирма испаганила отстроила большую половину города.»

Ох, остается только мечтать, чтобы сегодня наши города кто-то таким же образом поганил.
koloma9
Nov. 25th, 2012 09:49 am (UTC)
Там выше в комментариях видно что на свое время все эти постройки были весьма спорными. Пройдет 60-70 лет и нынешние творения сойдут за памятники архитектуры)
livejournal
Nov. 25th, 2012 08:21 am (UTC)
Дома Глупости.
Пользователь era111 сослался на вашу запись в записи «Дома Глупости.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Дома Глупости. [...]
( 27 comments — Leave a comment )

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel