А начинается его история с городского Егорьевского кладбища, на которое в 1792 году была перевезена с погоста Гвоздна небольшая деревянная церковь Никиты Великомученика. Деревянный храм был типа восьмерик на четверике в классицистическом духе, с трапезной и колокольней. Церковь была летняя, неотапливаемая, поэтому и богослужения там совершались редко. Горожане огорчались, что на месте погребения их родных не возносилась ежедневная молитва, и просили сделать в храме отопление.
Власти вняли просьбам горожан, и в феврале 1880 года Егорьевский городской голова, купец 1-й гильдии и почетный гражданин города Егорьевска Никифор Михайлович Бардыгин выступил на заседании Городской Думы с инициативой строительства при кладбище нового храма. Город выделил землю, и летом того же года началось строительство. Архитектором пригласили Александра Степановича Каминского, который занимался строительством с 1880 по 1883 год. За три года на средства Бардыгина был выстроен храм с боковыми приделами Никифора Цареградского и Марии Египетской, представляющий собой пятиглавый четверик с шатровой колокольней.
И.Ф. Токмаков в историческом очерке о Егорьевске отметил: "В Рязанской епархии (к которой тогда относился Егорьевск - ред.) нам не приходилось видеть подобное блестящее благолепие храма". На колокольне находились пятнадцать колоколов. Праздничный колокол в 500 пудов был подарен храму Михаилом Никифоровичем Бардыгиным, сыном Н.М. Бардыгина. Большим украшением храма и города стали башенные часы, находившиеся на колокольне храма и игравшие мелодию каждую четверть часа. Этот дар храму сделала супруга Михаила Бардыгина - Глафира Васильевна.
Необыкновенная замысловатая роспись в стиле XVII в., выполненная на золотом фоне, придавала архитектуре храма особый оттенок. Плитка для пола была изготовлена специально в Санкт Петербурге на заводе Виллеруа и Box Метлах мастерами Кос и Дюрр, солея облицована белым мрамором. Кирпич для отопительного калорифера привезен из Германии, о чем свидетельствует надпись на остатках кирпичей от центральной печи. Для изготовления иконостаса была привезена крымская яблоня. Иконы в храме были написаны на золотом фоне.
По словам современников, внутренне убранство храма напоминало теремной дворец царя Алексея Михайловича.
Она была перестроена в 1890-х - начале 1900-х годах когда строился монастырь с комплексом монастырских строений. Инициатива создания монастыря исходила от Марии Владимировны Бардыгиной, жены Никифора Михайловича. Она предполагала провести в монастыре остаток своих дней после смерти мужа (поскольку была значительно моложе его), но, как мы увидим, судьба распорядилась иначе.
Всеми работами руководил другой архитектор - Иван Тимофеевич Барютин.
В 1892 г. при Троицком храме началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса для городской богадельни, закончившееся в 1898 г. Открытие богадельни было приурочено ко дню первой годовщины со дня смерти Марии Владимировны (она внезапно умерла в расцвете лет от тяжелой, быстро развившейся болезни) и состоялось 25 августа 1898 г. Никифор Михайлович к этому дню заново позолотил в храме иконостасы, а на иконы Спасителя и Божией Матери сделал большие венцы из драгоценностей покойной супруги. В ее честь монастырь стал именоваться "Мариинским".
После открытия богадельни строительство продолжилось.
К югу от храма строился ещё один кирпичный корпус. С трех сторон была возведена кирпичная стена с башнями.
12 апреля 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение об открытии при Троицком храме женской общины. Открытие её, по просьбе Н.М. Бардыгина, приурочили ко второй годовщине со дня смерти его супруги Марии Владимировны
25 августа 1900 г., в день третьей годовщины со дня смерти М.В. Бардыгиной, состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря.
Первой настоятельницей Свято-Троицкого Мариинского женского общежительного монастыря была назначена игумения Олимпиада (Бардыгина), родная сестра Никифора Михайловича. Она управляла обителью всего лишь 6 с половиной лет, живя в скромном помещении среди еще более скромной обстановки и подавая всему монастырю пример величайшего смирения. Сестры-инокини горячо любили ее и очень скорбили, когда 15 января 1907 года она неожиданно скончалась от воспаления легких, 60 лет от роду. 18-го января она была погребена преосвященным Никодимом в Троицком храме, у правой стены придела св. Никифора-патриарха.
13 ноября 1901 г. Никифор Михайлович Бардыгин умер. Он погребен в правом приделе Троицкого храма. На его могилу была положена белая мраморная плита.
23 января 1918 г. по декрету совнаркома об изъятии церковных ценностей в монастырь была направлена специальная комиссия. Обитель закрыли. А 1929 году вышло постановление о закрытии Троицкого храма. 19 мая 1931 года тридцать монахинь и послушниц во главе с игуменией Вячеславой были арестованы и заключены в Егорьевскую тюрьму. Среди них были две послушницы Свято-Троицкого Мариинского монастыря Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова), переведенные в Таганскую тюрьму и затем расстреляные в 1938 году на полигоне Бутово. Преподобномученицы Антонина и Надежда причислены к лику святых.
После разгрома на территории Мариннского монастыря разместилось летное училище. Никитскую церковь полностью разрушили для строительства на том месте нового корпуса для курсантов.
В начале 1960-х гг. монастырское кладбище стали разравнивать, сносили кресты и надгробия. Ежедневно, проходя по улице Владимирской, горожане наблюдали, как бульдозеры сравнивали могилы, а человеческие кости и черепа были разбросаны вокруг. Снесли могилы священников, монахинь, солдат Моршанского полка и простых крестьян. Троицкий храм переделали сначала в музей, а потом в клуб. Колокольню и купола снесли, так как они якобы "уродовали красоту города". Надгробия Егорьевского благодетеля Н М. Бардыгина и его сестры, первой игумений Олимпиады, были снесены, а могилы забетонированы. Уникальные росписи на золотом фоне закрасили масляной краской, но они с каждым разом проступали сквозь краску. Лики и нимбы святых, которые проявлялись, выжигали паяльными лампами.
Возрождение святыни началось 7 января 2000 года, когда в Троицком храме состоялась первая божественная литургия. С того дня богослужения стали совершаться регулярно, начались и реставрационные работы.
Внутри церкви удалены все позднейшие перегородки и перекрытия, восстановлены своды. Уцелевшие фрагменты храмовой росписи, сохранившиеся плиточные полы свидетельствуют о былом благолепии святыни.
В 2006 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, при Троицком храме вновь открыта женская община. А в 2008 году община получила статус монастыря.
В настоящее время храм и монастырь являются действующими, территория благоустраивается, проводится ремонт построек.
Мы были свидетелями снятия лесов с храма. Внутри собор скромен: стены выбелены, в нескольких местах есть незначительные фрагменты росписи. Установлен могильный камень Н.М.Бардыгину.
Такой была территория монастыря после постройки.
К сожалению, мало что сохранилось, но вот ворота, по-видимому, собираются восстановить. Кстати, слева на монастырской стене много каких-то круглых отверстий, природа появления которых нам не понятна.
А в этой башне находится часовня Никиты Великомученика.
Здание бывших келий сейчас все ещё принадлежит колледжу, а справа виднеется современный келейный корпус.
Монастырь окружен кирпичной стеной с башнями.
Башни у святых врат удивительно напоминают Царскую башню московского Кремля.
Чудесной красоты Святые врата Свято-Троицкого Мариинского монастыря, через которые и можно попасть в него.
А это местная "труба".
Литература:
http://vidania.ru/monastery/troickiy_mariinskiy_monastyr.html
http://temples.ru/card.php?ID=846
http://oldboy.icnet.ru/SITE_2103/MY_SITE/Monast/TR_MAR_MON_MO/TR_MAR_MON_MO.htm
http://sobory.ru/article/?object=14141
Виталь А.А. - "Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин. 1872-1901" (взято отсюда)
Мария Нащокина - "Архитекторы московского модерна"