armavi (armavi) wrote in arch_heritage,
armavi
armavi
arch_heritage

Categories:

Самое "городское" село Российской империи. Часть 7.

Кинематографы старого Армавира

7
В начале ХХ века в России самым массовым и популярным зрелищно-развлекательным заведением стал кинематограф. Как известно, первый показ фильмов, с помощью киноаппарата, изобретенного братьями Луи и Огюстом Люмьер, состоялся в Париже, в декабре 1895 года. В Москву и Санкт-Петербург эта европейская техническая новинка попала уже в мае 1896 года, и вскоре из столиц она быстро проникает в провинцию.

Для демонстрации фильмов оборудовались любые пригодные для этого помещения. Первые кинозалы имели временный характер, так как предназначались лишь для единичных, эпизодических сеансов, что было связано с трудностью своевременного получения из-за границы новых лент и несовершенством технического оборудования. Всего за десятилетие кинематограф приобрел значение поистине всенародного развлечения. Его посещаемость в России во много раз превысила посещаемость драматических и музыкальных театров, концертов и цирков вместе взятых.

Среди поклонников нового зрелища были представители практически всех слоев населения. В 1911 году, размышляя о кинематографе, писатель А.Серафимович отмечал: «Загляните в зрительную залу. Вас поразит состав публики. Здесь все – студенты и жандармы, писатели и проститутки, интеллигенты – в очках, с бородкой, рабочие, приказчики, торговцы, дамы света, модистки, чиновники – словом, все…». Всего через какой-нибудь десяток лет после появления кинематографа в России для показа картин стали оборудовать и строить специальные помещения.

В последние предреволюционные 10-15 лет  Россию захлестнул настоящий кинематографический бум. Электро-театры росли как грибы после дождя. Как писал в 1912 году один из современников: «грек из Одессы» или «еврей из Варшавы», накопив несколько сот целковых, снимает в центре города просторный балаган, ставит туда аппарат, вешает на стену свежевыстиранную тряпку, перед тряпкой – десяток-другой стульев и: «Колизей» готов!... В каждой деревне, в каждом посаде, в каждом городишке, - все главные улицы утыканы блистающими вывесками таких «колизеев»… Естественно, что Армавир не мог остаться в стороне от всеобщего увлечения кинематографом. Слово «кинотеатр» на заре ХХ века не использовали. Заведения такого рода обычно называли электро-театрами, театрами-биографами, синематографами, биоскопами.
О конкретной дате начала знакомства армавирцев с искусством кино у меня, к сожалению, точных сведений нет. Возможно, что впервые сеанс кинематографа был продемонстрирован в зале зимнего клуба Общественного собрания размещавшегося в доме купца А.М.Тарасова в 1900-1901 гг. Первый стационарный синематограф «Гранд-Электро» был открыт в Армавире в 1903 или 1904 году в приспособленном складочном помещении торговца мануфактурой А.М.Каспарова (ныне угол улиц Кирова, 46 и Люксембург, 142). Просуществовал он до 1914 года, когда, не выдержав конкуренции с новыми зрелищными заведениями, был закрыт.
1
Здание, в котором открылся первый стационарный кинематограф в Армавире «Гранд-Электро».

В числе самых ранних киноплощадок в селе стоит упомянуть также «Аполлон», который действовал в зале Общественного собрания в роскошном особняке купца А.М.Тарасова, правда, работал он только в теплый период, когда сам клуб переносил свою деятельность в летний сад, и его зимнее помещение оказывалось свободным.

2
Дом А.М.Тарасова на углу Николаевсогоо проспекта и ул. Садовой, в котором в 1900-е гг. работал кинематограф «Аполлон» (начало ХХ в.).

Первое же специально предназначенное для кинематографа здание было выстроено в Армавире в 1911 году Н.Т.Тамбиевой. Нижний этаж использовался под магазины, а на втором – одним из представителей местного клана греческих хлеботорговцев Ю.П.Папафаносопуло был открыт электро-театр «Казино-де-Пари», который сразу же стал самым популярным местом досуга сельчан.

3
Вид ул. Почтовой (1911 г.). Слева – дом Н.Т.Тамбиевой, на втором этаже которого располагался кинематограф «Казино-де-Пари».

В 1920-е годы здесь обосновался клуб национальных меньшинств. К сожалению, это оригинальное модерновое здание не пережило Великую Отечественную войну, и теперь на его месте стоит многоквартирный жилой дом на углу улиц Ленина, 99 и Маркса, 51.

4
Сгоревшее здание бывшего кинематографа «Казино-де-Пари» (1943 г.).

Буквально через год, на противоположной стороне улицы Почтовой, всего в нескольких десятках метров от «Казино-де-Пари» коренной армавирец А.Г.Кусиков начал возводить внушительный кирпичный корпус зимнего кинематографа «Сатурн». Строительные работы еще не были завершены, когда в 1913 году тут распахнул свои двери новый театр-биограф, содержавшийся Ф.И.Миллером. Здесь имелся просторный зрительный зал с партером, вмещающим более 500 мест, ложами и балконом. Тут же была оборудована сцена с театральными декорациями и необходимой для устройства спектаклей обстановкой. Изредка, помимо показа картин, здесь проходили гастроли заезжих артистов.
В советское время «Сатурн» был переименован в «Энтузиаст» и оставался одним из важнейших объектов культурного досуга горожан. Огромный корпус кинотеатра полностью выгорел в результате фашистских бомбардировок центра Армавира и впоследствии восстановлен не был. Ныне на этом месте дом по ул. Ленина, 76.

5
Сгоревшее здание бывшего электро-театра «Сатурн» (1943 г.).

В конце 1913 года местный миллионер-бакалейщик П.Г.Каспаров завершает строительство самого фешенебельного и современного на тот момент в селении кинематографа «Марс» (ныне ул. Комсомольская, 129). Его торжественное открытие состоялось 7 ноября 1913 года. По словам корреспондента местной газеты, новый армавирский электро-театр ни в чем не уступал лучшему синематографу Ростова-на-Дону «Солей». Наряду с демонстрацией фильмов в «Марсе» проходили выступления музыкантов, известных поэтов и писателей, таких как Александр Куприн, Игорь Северянин, Георгий Шенгели, Василий Каменский и др.

6
Кинотеатр «Марс» (1930-е гг.).

После установления в городе советской власти кинотеатр еще долго сохранял свое «космическое» имя. Как и при «старом режиме», вплоть до начала 1930-х годов показ фильмов здесь сопровождался игрой струнного оркестра под управлением бывшего капельмейстера принца А.П.Ольденбургского известного чешского дирижера Карла Скалы. Вскоре после аншлагового показа кинокартины «Ленин в октябре» в 1937 году кинотеатр был переименован в «Октябрь», и именно под этим именем он известен многим поколениям современных армавирцев.

8
Лестница из фойе на балкон зрительного зала в кинотеатре «Марс» (1928 г.).

9
Зрительный зал кинотеатра «Марс» (1928 г.).

10
Фасад сгоревшего во время бомбежек кинотеатра «Октябрь» (1943 г.).

После Великой Отечественной войны уцелела лишь обгоревшая капитальная коробка здания. Несмотря на то, что стильная модерновая лицевая часть кинотеатра почти не пострадал от пожара, в процессе восстановления и реконструкции здания она был полностью заменена на более строгий и торжественный фасад с рядом больших арочных окон, соединенных меандровым поясом, над которыми располагался ряд круглых медальонов с развевавшимися революционными знаменами. Облик здания вышел патетичным, но утратил то романтическое очарование, которое было присуще старому «Марсу». Открытие восстановленного кинотеатра «Октябрь» состоялось 6 марта 1951 года. В 2004 году после капитальной реконструкции и перепланировки кинотеатру вернули прежнее имя, однако, в несколько странной форме: «Марс-Сити». Несмотря на все перипетии своей вековой истории, этот кинотеатр сохраняет свой изначальный кирпичный остов еще 1913 года, темную обожженную военным пожаром кладку которого можно видеть его тыльной дворовой стороны.

11
Современный вид фасада кинотеатра «Марс-Сити».

Наряду с капитальными зимними помещениями для кинотеатров в последние годы перед началом Первой мировой войны в Армавире открывается целый ряд летних киноплощадок в частных увеселительных садах. Начиная с 1913 года, стал также быстро развиваться школьный просветительский кинематограф, действовавший в женской гимназии Общества попечения о детях. Его еженедельные сеансы собирали огромные толпы не только школьников, но и их родителей, нередко стоявших в проходах зала, так как в помещении обычно не оставалось свободных мест. В этот же время сельчане не раз становились зрителями уличных киносеансов. Так, в августе 1912 года в центре Армавира на Николаевском проспекте при огромном стечении публики демонстрировались картины, посвященные войне с Наполеоном, а во время праздничных торжеств в честь 300-летия дома Романовых здесь же на большом экране показывался фильм «Жизнь за царя».

В этот период, как по количеству кинематографов, так и по уровню оснащения, селение не уступало таким городам, как Екатеринодар или Ставрополь. В 1913 году в Армавире действовало не менее десятка, как постоянных, так и сезонных летних кинематографов:

1. «Марс»;

2. «Сатурн»;

3. «Казино-де-Пари» (в летний период киноустановка отсюда переносилась в сад «Железнодорожный»);

4. «Гранд-Электро»;

5. «Новый театр «Гранд-Электро» (в здании драматического театра М.И.Мисожникова);

6. Научно-просветительский кинематограф Общества трезвости;

7. Школьный кинематограф Общества попечения о детях;

8. Летний кинематограф в саду «Эдем»;

9. Летний кинематограф в саду «Рекорд»;

10. Летний кинематограф в саду «Александровский».
Любопытно, что в крупнейших местных электро-театрах в качестве музыкального сопровождения кинокартин выступали не таперы, а струнные салонные оркестры, игравшие по специально подобранной программе. Задолго до революции армавирцы познакомились и с такими сенсационными новинками, как цветное и звуковое кино. Правда, до изобретения соответствующей кинопленки было еще далеко. Тогда для получения цветных кинокартин тысячи кадров кинопленки раскрашивали вручную. Озвучивание же фильмов осуществлялось с помощью специального «кинетофона Эдиссона», который механически совмещал речь героев с картинкой на экране. Программа местных кинематографов регулярно освещалась на страницах местной прессы.

79
Анонс репертуара кинематографов села в одном из номеров армавирской газеты «Отклики Кавказа» от 26 февраля 1914 г.

Репертуар армавирских кинематографов мало чем отличался от общероссийского. Преобладали мелодрамы (обычно с трагическим финалом), комедии, детективы, приключенческие боевики, видовые картины, событийные хроники компаний «Гомон» и «Пате» (часто с местной тематикой), реже демонстрировались киноиллюстрации произведений классической литературы и драматургии, исторические и научно-популярные фильмы. В тот период специально приглашавшиеся кинооператоры регулярно снимали на пленку виды армавирских улиц и площадей, работу фабрик и заводов, важнейшие события в жизни села, рекламные сюжеты, после чего данные ролики демонстрировались на экранах местных театров-биографов.

Сегодня, спустя столетие с момента расцвета кинематографа в Армавире, городу в этом отношении похвастаться особенно нечем. В Армавире действуют всего 2 кинотеатра: «Марс» и «Родина». Правда, недавно они пережили капитальную реконструкцию и переоснащение, пользуются немалой популярностью у жителей, а «Марс» в этом году отметит солидный вековой юбилей, и по праву может гордится статусом одного из старейших кинематографов на Северном Кавказе.

Продолжение следует…



Tags: Армавир, Краснодарский край, модерн, театры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments