Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote in arch_heritage,
Архитектурные фотозаметки
pavleg
arch_heritage

Categories:

Прекрасное рядом или барокко в церковной архитектуре Калининского района

Порой оказывается, что дорога до жемчужины церковной архитектуры XVIII века может занять не более 20-ти минут...
Данный свой пост посвящу нескольким церковным постройкам в стиле барокко, что расположены на территории Калининского района Тверской области, ключевой из которых будет Троицкая церковь в Романово.


Очередное путешествие по уже знакомым Тверским землям начнем с посещения одной деревушки, что расположена буквально в нескольких километрах от небезызвестной трассы М10 Москва - Санкт-Петербург.
Село Сергиевское-Осташково, от Твери 35 верст, от Торжка 25 верст.
Каменная церковь с теплым приделом построена на юго-западной окраине села в 1763 - 1767 годах вместо прежней деревянной на средства местной помещицы подполковницы вдовы Г. А. Шишковой. Престола два: главный Сергия Радонежского, придельный Святого Мученика Иоанна Воина.
Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книги по Тверской епархии - 577 мужчин и 560 женщин.

Храм типа восьмерик на четверике завершен кубическим световым барабаном с луковичной главой. Двухсветный четверик и три грани восьмерика, кроме восточной, прорезаны окнами с рамочными наличниками. Углы четверика обработаны дробным рустом, углы восьмерика - огибающими пилястрами. Кирпичные стены храма были покрыты известковой обмазкой.

Первоначальная трапезная с северной стороны продолжала стену храма, а с юга сильно выступал обширный придел с полукруглой апсидой, вносящий асимметричный акцент в общую композицию церкви.

Вместо первоначального придела Иоанна Воина по проекту, утвержденному в 1869 году., с юга был сооружен новый одноименный придел, с более скромным декором фасадов.

Столпообразная колокольня состоит из двух ярусов-четвериков, первый из которых имеет сомкнутый свод, и двух восьмериков, декор которых повторяет мотивы фасадов храма. От верхнего яруса мало что осталось...

Еще меньше осталось от трапезной:

После закрытия в советское время использовалась предположительно под склад - часть проемов была заложена силикатным кирпичом.

Не сохранилось и внутреннее убранство

В настоящее время данный памятник провинциальной архитектуры в стиле барокко, заброшен и разрушается. Обрушены верхние углы четверика, почти полностью утрачена апсида - сохранились только примыкающие к четверику фрагменты стен и трапезная - целиком утрачена северная стена и своды, сильно поврежден верхний ярус колокольни. Обрушилась также и луковичная глава храма.

Ну а мы двигаемся дальше:

Погост Дмитровский, что под Медным, от Твери 35 верст. Каменная церковь, построена на северо-восточном краю села, на берегу речки Роська на средства майора И.П. Рожнова в 1780-87 годах. Имела три престола: главный Похвалы Пресвятой Богородицы (освящен в 1797 году), придельные: правый Великомученика Димитрия Солунского (1794 г.), левый Святителя Николая (1805 г.).
Прихожан по состоянию на 1914 год согласно Справочной книге по Тверской епархии - 1133 мужчины и 1154 женщины.
В советское время закрыта, разорена. В 1991 году возвращена верующим - освящен главный престол. По строительным лесам, возведенным у восточной стены четверика, можно сделать вывод о попытке реставрации.

Кирпичный оштукатуренный храм, декорированный в стиле барокко, представляет собой восьмерик на четверике, завершенный луковичной главкой с ажурным кованым крестом, к которому с востока примыкает более узкая пятигранная апсида, а с запада - равная четверику по ширине прямоугольная трапезная и трехъярусная колокольня. В связи с расположением посреди действующего кладбища обойти храм вокруг не удается, поэтому обратим все внимание на колокольню.

Колокольня состоит из двух высоких четвериков и ротонды с купольной кровлей, надстроенной предположительно в середине XIX века. Декор четвериков колокольни соответствует композиции основного объема храма. 

В северной стене нижнего яруса колокольни, перекрытого сомкнутым четырехлотковым сводом, устроена кирпичная лестница ведущая на второй ярус...

...откуда по аналогичной лестнице в южной стене можно попасть на ярус звона.

И вот - выше нас только своды колокольни:

Восьмерик храма прорезан высокими окнами с лучковыми перемычками. Рамочные наличники с ушами и фигурными фартуками завершаются щипцовыми разорванными в вершине сандриками

Смотрим вниз - стены трапезной сохранились лишь на высоту окон.

По состоянию на сегодняшний день, помимо обрушенных сводов трапезной не сохранилась также глава колокольни, утрачено внутреннее убранство.
Ну а мы спускаемся вниз и следуем к финальной точке путешествия.

Некогда село, а ныне деревня Романово в 20 км от Твери. Каменная церковь построенана восточной окраине села на левом берегу реки Орша в 1765-68 годах на средства владельцев села майора А.В. Семенова и его жены. Престола два: главный - Троицы Живоначальной, придельный - Александра Свирского.
В советское время храм разорен, позже, предположительно в конце XX - начале XXI века предпринималась безуспешная попытка реставрации, о которой сейчас напоминают лишь покосившиеся остатки строительных лесов вокруг восточной аспиды.

Кирпичный оштукатуренный храм представляет собой одноглавый восьмерик на четверике завершенный восьмигранным глухим барабаном с ложными окнами.

С востока к храму примыкает продольно вытянутая полукруглая аспида, также завершенная восьмигранным глухим барабаном меньшего размера.

Фасады храма отличаются богатством декоративных форм выполненных в стиле барокко с широким применением белого камня

Фасады четверика расчленены пилястрами на три прясла, причем на углах они парные. Наиболее пышное обрамление имеет центральный входной проем с лучковой перемычкой. Его портал завершается полукруглым сандриком с заплечиками. Плоскость между сандриком и перемычкой проема заполнена изысканным декором. Высокие арочные окна первого света, оформленные пилястрами с вертикальными накладками и кистями, завершены профилированными архивольтами. Круглые окна второго света образуют вместе со своими обрамлениями единый фриз, прерывающий средние пилястры. Плоские наличники, украшенные кистями и миниатюрными волютами, увенчаны бровками.

Среднее прясло четверика над карнизом завершается щипцовым фронтоном, наложенным на нижнюю часть восьмерика. Грани в основной части восьмерика, отделенной карнизом, прорезаны окнами с лучковыми перемычками, а углы выпущены между пилястрами. Вертикальные стойки оконных наличников несут волюты, на которые опираются полукруглые сандрики. Две грани на поперечной оси храма увенчаны лучковыми фронтонами, тимпаны которых заполнены резным растительным орнаментом.

Поставленные над храмом и апсидой восьмигранные глухие барабаны оформлены волютами на углах и ложными окнами в рамочных наличниках с ушами и фартуками.

С запада к храму примыкает квадратная в плане трапезная, южный придел которой после расширения в 1907-09 годах по проекту архитектора А.П. Федорова, закрывает более чем на треть фасад четверика и полностью фасад нижнего яруса колокольни. Декор северного фасада трапезной повторяет убранство храма, тогда как более поздний южный придел с арочными окнами и широкими пилястрами украшен значительно скромнее.

Ярусы-четверики колокольни разделены многообломными карнизами, оформлены парными угловыми пилястрами, а световые проемы и ложные окна обрамлены наличниками. Порталы проемов в первом ярусе напоминают обрамление входов храма, но отличаются еще большей нарядностью и завершены лучковыми сандриками. В тимпане сандрика на западном фасаде помещен белокаменный рельеф "Спас Нерукотворный".

Ну а мы заходим внутрь - расширенный южный придел, отделенный от трапезной подпружной аркой, перекрыт коробовым сводом с распалубками.

На восточной стене трапезной сохранилась алтарная ниша первоначального придела.

Переходим в основной объем и видим остатки рамы иконостаса.

Поднимем голову - восьмерик опирается на четверик при помощи тромпов.

В интерьере храма частично сохранилась роспись середины XIX века в духе барокко с пышным растительным орнаментом охристых и голубых тонов.
Южная стена:

Северная стена:

Западная стена - в центре роспись "Христос и грешница":

Крупный план наиболее сохранившегося фрагмента росписи:

Ну а мы направляемся обратно в трапезную...

...и оттуда через пролом в северо-западном углу по внутристенной лестнице, которая проходит внутри восточной, южной и западной стен колокольни, поднимаемся на ярус звона.

Откуда открывается неплохой вид на восьмерик...

...и окрестности:

В настоящее время этот любопытный, со старицкими белокаменными чертами, памятник архитектуры находится в полнейшем запустении и медленно разрушается: утрачены главы храма, апсиды, южного придела и колокольни; в крестовом своде трапезной образовались два провала, разрушен также северо-западный угол стены трапезной.
Ну а мы закончив осмотр выходим из храма...

...и отправляемся в обратный путь.

Благодарю за внимание!
P.S. В описании использованы материалы с сайта "Православные храмы Тверской земли"
Tags: Тверская область, барокко, интерьеры, руины, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments