Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote in arch_heritage,
Архитектурные фотозаметки
pavleg
arch_heritage

Category:

Эхо войны или Скорбященская церковь Никольского погоста

Разбирая фотографии решил познакомить Вас с очередным памятником архитектуры, посещенным мною в один из серых дней поздней осени года 2012-ого.

Любопытен данный храм в первую очередь тем, что стены его хранят на себе отпечатки проходивших здесь 70 лет назад ожесточенных боев "ржевской мясорубки".
[Приглашаю проследовать за мной!]
Погост Никольский, что на Городище от Твери 115 верст, находился на мысу при слиянии рек Бойни и Городни, севернее деревни Юшнево.

Скорбященская церковь построена в 1858 году из кирпича с белокаменными деталями в русско-византийском стиле. Имела три престола: главный Скорбящей Божией Матери, придельные: правый Святителя Николая, левый Рождества Богородицы.
Согласно справочной книги по Тверской епархии на 1914 год прихожан около 2,5 тысяч человек.
В настоящий момент храм заброшен и разрушается. Многочисленные ямы вокруг свидетельствуют о том, что данный объект, как, впрочем, и вся ржевская округа, неоднократно был обследован «черными копателями».

Подойдя ближе осматриваемся: к пятиглавому квадратному в плане крестово-купольному храму с востока примыкает полукруглая апсида, а с запада прямоугольный притвор, некогда, вероятно, двухъярусный. Массивные пилястры делят боковые фасады четверика на три прясла, которые завершаются крупными полукруглыми закомарами с килями у архивольтов. В тимпан закомары наибольшего по высоте и ширине среднего прясла вписан круглый медальон. Среднее прясло имеет прямоугольный входной проем и два сближенных между собой арочных окна, боковые - по одному окну

Оформление фасада притвора аналогично среднему пряслу бокового фасада храма.

На боковых пряслах восточного фасада окна глухие

Обойдя храм с севера перед нами открывается ужасающая картина: полностью разрушены левое и средние прясла северного фасада, отсутствует северо-восточный световой барабан.

Осмотревшись, заходим через западный вход: в интерьере храма четыре столба усложненной крещатой формы, с перекинутыми между ними подпружными арками, несут световые барабаны.

От внутреннего убранства, естественно, ничего не осталось не считая настенной живописи в духе "здесь был Вася"

Северная стена изнутри - вход для великана.

Поднимем голову: центральный цилиндрический световой барабан храма прорезанный восьмью арочными окнами сохранился лишь наполовину.

Угловые световые барабаны имеют форму восьмериков, четыре грани которых также прорезаны арочными окнами. Завершения барабанов не сохранились.

Осмотрев храм следуем к отдельностоящей трехярусной колокольне, которая сохранилась значительно лучше храма.

Нижний декорированный рустом четверик колокольни со всех сторон света имеет арочные входы.

Свод северного входа прорезан лазом на второй ярус - жаль, что без приставной лестницы туда не попасть.

Четверики второго и третьего ярусов имеют арочные проемы по сторонам света. Арочные проемы второго наибольшего по высоте яруса оформлены пилястрами с килевидными архивольтами.

Еще раз обойдя храм вокруг и посмотрев на выбитые осколками ссадины на штукатурке...

...и изувеченные попаданиями снарядов стены...

...молча покидаем забытые руины вспоминая о безымянных солдатах, которых погибло в этих краях великое множество.

Спасибо за внимание!
Tags: Тверская область, руины, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments