?

Previous Entry | Next Entry



В селе Старая Ладога Ленинградской области принято решение поставить памятник легендарным основателям Руси - князьям Рюрику и Олегу. В связи с этим был объявлен конкурс, на котором представлено 38 проектов памятника, посвященного 1150-летию Российской государственности. Выставка открыта для посещения до 15 февраля. Один из этих проектов должен будет воплотиться в сквере на Варяжской улице в Старой Ладоге.
Варяжская улица, существующая с IX в. и впервые упомянутая под этим именем в 1500 г., проходит вдоль берега рек Ладожки и Волхова. В 2003 г. в связи с празднованием первого юбилея Ладоги на Варяжской улице по устному указанию бывшего губернатора В. П. Сердюкова было снесено несколько купеческих домов, в которых уже никто не жил, и которые требовали капитальной реставрации. Из построек рубежа XIX-XX вв. к сегодняшнему дню на Варяжской улице сохранилось всего три двухэтажных купеческих дома, дом для причта Успенского монастыря и семь деревянных домов послевоенного времени. На перекрестке с улицей Культуры, где как раз уцелели купеческие дома и каменная часовня на месте руин Воскресенского храма XII в., на протяжении прошлого столетия возник небольшой сквер, обсаженный по периметру березами и тополями. Именно в этом сквере запланировано поставить памятник Рюрику и Олегу. Никакого общественного обсуждения места для установки памятника не было; тематика предлагаемых проектов и масштабы привели нас в шоковое состояние.
Любой из предложенных проектов разрушает исторический облик Варяжской улицы, вторгаясь на берег речки Ладожки в виде так или иначе предложенной в проектах набережной и вполне соперничая по размерам с находящимися рядом домами или видимыми на противоположном берегу стенами и башнями Ладожской крепости.
В самом живом районе Варяжской улицы с неисследованным культурным слоем от IX-X вв. уничтожается его историческая целостность.
В Старой Ладоге, благодаря полному забвению её истории в активные времена городского строительства в России XVIII-XX вв., сохранялся городской ансамбль с ближайшими пригородами, сформировавшийся к XII-XIII вв. Удалось согласовать проекты нового жилого строительства 1960-70 гг. вне Охранной зоны заповедника.
В Старой Ладоге обывателям и дачникам вменяется в обязанность утверждать по инстанциям материал, высоту и конфигурацию заборов, со ссылкой на охранные зоны, до сих пор (с 2000 г.) не утвержденные региональной властью. Археологическое исследование территории, освободившейся от ранее снесённых домов, и восстановление деревянной застройки Варяжской улицы было бы замечательной данью уважения к русской истории и умным памятником нашей эпохи.
Свободных мест за пределами Охранной зоны и на территории современной Старой Ладоги достаточно много. Это, прежде всего, большая и ровная площадь перед комплексом двухэтажного каменного здания с размещением в нем Администрации села, с кафе, гостиницей, магазинами, с рядом расположенными каменным зданием Досугового центра, школой и крупнейшим в Старой Ладоге новостроечным каменным жилым массивом. Установка памятника в Охранной зоне одной из старейших улиц в Старой Ладоге недопустима. (http://democrator.ru/problem/10350)

О проекте памятника, разрушающего историческую жилую застройку Старой Ладоги.

4 января сего года в комитете по культуре Ленинградской области (ул. Смольного, 3) открылась выставка, где представлено 38 проектов памятника, посвященного 1150-летию Российской государственности. Выставка открыта для посещения до 15 февраля. Один из этих проектов должен будет воплотиться в сквере на Варяжской улице в Старой Ладоге.

Варяжская улица, существующая с IX в. и впервые упомянутая под этим именем в 1500 г., проходит вдоль берега рек Ладожки и Волхова. К празднованию первого юбилея Ладоги, отмеченного в 2003 г., на Варяжской улице было снесено полностью в едином порыве несколько купеческих домов, в которых уже никто не жил, и которые требовали капитальной реставрации. Из построек рубежа XIX-XX вв. к сегодняшнему дню на ней сохранилось всего три двухэтажных купеческих дома, дом для причта Успенского монастыря и семь деревянных домов послевоенного времени. На перекрестке с улицей Культуры, где как раз уцелели купеческие дома и каменная часовня на месте руин Воскресенского храма XII в., на протяжении прошлого столетия возник небольшой сквер, обсаженный по периметру березами и тополями. Именно в этом сквере запланировано поставить памятник.

С нами никто не советовался о выборе места для памятника, и все было тихо и спокойно, пока мы не увидели проекты памятников. Их тематика и масштабы привели нас в шоковое состояние.

Оказалось, что любой из мало-мальски достойных по своим смысловым и художественным параметрам памятников практически разрушает весь исторический облик этой части Варяжской улицы, вторгаясь на берег речки Ладожки в виде так или иначе предложенной в проектах набережной и вполне соперничая по размерам с находящимися рядом домами или видимыми на противоположном берегу стенами и башнями Ладожской крепости.

Практически в самом живом районе Варяжской улицы с неисследованным культурным слоем от IX-X вв. уничтожается его историческая целостность.

В Старой Ладоге, благодаря полному забвению её истории в активные времена городского строительства в России XVIII-XX вв., сохранялся городской ансамбль с ближайшими пригородами, сформировавшийся к XII-XIII вв. Удалось согласовать проекты нового жилого строительства 1960-70 гг. вне Охранной зоны заповедника.

Сегодня ещё проблема может быть решена в пользу защиты уникальных древностей Ладоги.

В Старой Ладоге обывателям и дачникам вменяется в обязанность утверждать по инстанциям даже материал, высоту и конфигурацию заборов, ссылаясь на закон по Охране памятников, который, как ни странно, пока не принят. Получается так, что не обращали на уникальную Старую Ладогу внимания – плохо, а обратили – ещё хуже. Реальные проблемы сохранения, изучения культурного наследия, благоустройства для жизни в этом чудом уцелевшем уголке загнаны в неразрешимость. А на первом плане – патриотический монумент, уничтожающий кусочек нашей истории. Археологическое исследование территории, освободившейся от ранее снесённых домов, и восстановление деревянной застройки Варяжской улицы было бы замечательной данью уважения к русской истории и умным памятником нашей эпохи. Но вряд ли эта мысль может соперничать с амбициозным проектом.

Свободных мест за пределами Охранной зоны и на территории современной Старой Ладоги - предостаточно. Это, прежде всего, большая и ровная площадь перед комплексом двухэтажного каменного здания с размещением в нем Администрации села, с кафе, гостиницей, магазинами, с рядом расположенными каменным зданием Досугового центра,

школой и крупнейшим в Старой Ладоге новостроечным каменным жилым массивом. Совершенно непонятно, что мешает переместить любой из памятников сюда, на территорию, к тому же, отлично просматриваемую с главной дороги через Старую Ладогу?

Сможем ли мы противостоять новому натиску на Охранную зону?

Несколько слов о проектах памятников.

Видимо, в задании для скульпторов было указано как место, так и рекомендация о включении символических фигур и знаков эпохи начала Руси в 862 г.

При кажущемся многообразии представленных на конкурс проектов создается впечатление, что многие из них представляют собой чуть тронутые авторами компиляции уже имеющихся памятников, связанных в той или иной мере с историей Российской государственности в Великом Новгороде, Киеве, Москве, Санкт-Петербурге. Мы снимаем эти композиции.

В нескольких проектах вдруг фигурирует сын Рюрика князь Игорь, о котором мы впервые узнаем как о малолетнем наследнике Рюрика в связи с событиями 882 г., когда князь Олег поднимает его на руках перед киевскими князьями Аскольдом и Диром. Надо полагать, что к отмечаемой дате этот сюжет также не подходит.

Достойные из числа оставшихся в художественном отношении памятники (а выбрать можно только монументы, представленные на конкурс) пригодны исключительно для установки на упомянутой площади вне Охранной зоны.

Установка памятника в Охранной зоне одной из старейших улиц в Старой Ладоге недопустима.

Зам. директора музея по науке: Васильев Б. Г.

С оценкой ситуации солидарны:

Сотрудники музея Игнатенко В.Ф.

Брылёва Н.Ф.

Художник Козьмина Т.А.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
proofreader_z
Feb. 10th, 2013 05:31 pm (UTC)
И как это они его не посреди крепости запланировали?
avitio
Feb. 10th, 2013 06:26 pm (UTC)
Рюрик с кепкой в поднятой руке...и обязательно в сердце старой застройки всадить!Ужасно.
vitale2
Feb. 10th, 2013 08:35 pm (UTC)
Знаменитый русский скульптор Микешин, автор памятника "Тысячелетие Руси", оказывается никогда много не лепил, а лишь прорисовывал свои скульптурные произведения. Посмотрел (где-то) проэкты предстоящего монумента: уровень крайне низкий, такое впечатление, что и лепить, и рисовать заодно, все разучились в массовом порядке. Мотив всех проэктов навязчиво повторяется, все более-менее одинаково скушно, везде бесконечно: два богатыря, кони, богатырь, опять кони, богатырь на коне, богатыри на ладье... etc... Да и богатыри-то сплошь какие-то фальшивые, карточные, как короли с колоды в "русском стиле".

Edited at 2013-02-10 08:35 pm (UTC)
( 3 comments — Leave a comment )

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel