Архитектурные фотозаметки (pavleg) wrote in arch_heritage,
Архитектурные фотозаметки
pavleg
arch_heritage

Categories:

Забытые шедевры Николая Львова (часть I - Знаменская церковь в Теплом)

Подгоняемый к путешествиям ярким весенним солнцем, что радовало нас весь прошлый праздничный уикенд, выдвинулся в Московскую область, дабы посетить любопытный памятник архитектуры XVIII века - Знаменскую церковь в урочище Теплое.


Ныне исчезнувшее с лица земли село Теплое Московской губернии некогда являлось дворянским гнездом рода Соймоновых. О существовании канувшего в лету поместья сегодня напоминает лишь кирпичная с элементами декора из белого камня Знаменская церковь, выстроенная вместо прежней деревянной и освященная в 1797 году. Имела пять престолов: главный – Знамения Пресвятой Богородицы; придельные – Покрова Пресвятой Богородицы, Святого Пророка Илии, Святителя Чудотворца Николая, Преподобного Александра Свирского Чудотворца.
Проект небезосновательно приписывается знаменитому архитектору-самоучке Николаю Львову, «авторский стиль» которого, отчетливо прослеживается в данной постройке.
Оставив машину в ближайшем населенном пункте Васильевское-Соймоново следует пройти по заснеженной дороге около 2-х километров прежде чем над деревьями покажутся кресты стройного храма.

Объект представляет собой почти квадратное в плане двухсветное здание, заключащее в едином равновысотном объеме собственно храм, увенчанный низкой купольной ротондой, приделы и трапезную, к которому с востока примыкает полуциркульная апсида, а с запада притвор, завершенный цилиндрической двухярусной колокольней. Все три входа в храм: западный и боковые северный и южный оформлены четырехколонными тосканскими портиками с высоким фронтоном.
Подойдя ближе открывается нынешнее плачевное состояние великолепного памятника в стиле зрелого классицизма.

От северного тосканского портика остались лишь три колонны, левая из которых держится на связях; фронтон обрушился полностью.

Состояние южного портика в сравнении с северном несколько лучше: три колонны, кроме крайней левой стоят на своих местах; сохранилась правая половина фронтона.

Однако в южной стене придела трапезной зияет огромная дыра.

Украшающий главный вход в храм западный портик лишился правой колонны и половины фронтона.

Сравнительно неплохо сохранилась колокольня, ярус звона которой прорезан по сторонам света арочными проемами и декорирован строенными обшитыми металлом колоннами. Барабан верхнего яруса оснащен резонирующими отверстиями.

Следуем в храм через главный вход, где на пороге нас встречает свежая табличка.

А вот как было дело:
В 1930-е годы храм был закрыт. Последние священнослужители собрали основные храмовые ценности и замуровали их в небольшом помещении притвора справа от главного входа в храм, что породило слухи о спрятанном кладе, в поисках которого кладоискатели долбили стены и осуществляли подкопы.
В 1941 году парк и основные усадебные постройки были уничтожены в ходе проходивших боев, уцелела лишь Знаменская церковь.
В 1950-х годах импровизированная ризница была обнаружена и разграблена местными жителями сел Теплое и Марьино, которых позже, во время ликвидации неперспективных деревень переселили в укрупняемые усадьбы местного колхоза, а сами населенные пункты снесли.
В 2008 году медленно гибнущая Знаменская церковь приписана к приходу Преображенской церкви поселка Нудоль Клинского района, а в 2012 году заключен договор о передаче её в безвозмездное пользование приходу.

По остаткам лестницы в левом объеме притвора можно подняться к основанию колокольни.

Однако выше доступа нет - винтовая деревянная лестница практически полностью обрушена.

Зато доступен выход на крышу трапезной, выйти на которую рисковано, поэтому ограничимся осмотром светового барабана с его термальными окнами.

Спускаемся с колокольни и следуем в трапезную - обращают на себя внимание оформленные в виде венецианских окон внутренние проемы.

Трапезная расширена с боков равновеликими приделами, в сводах которых зияют многочисленные дыры:
Северным:


и южным:


Основной объем храма устроен аналогичным образом.
Арочный проем в восточной части ведет к алтарю...

...на полу которого сохранилась плитка.

В северном приделе основного объема сохранилось лепное оформление оконных проемов.

К сожалению интерьер храма полностью утрачен, а остатки старинной росписи в технике «гризайль» уже практически неразличимы.

Еще раз осмотрев остатки интерьера и представив его былые красоту и изящество покидаем храм через главный вход...

...и отправляемся в обратный путь.

Спасибо за внимание!
Tags: Московская область, Николай Львов, классицизм, под угрозой, руины, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments