av_otus (av_otus) wrote in arch_heritage,
av_otus
av_otus
arch_heritage

Category:

Зарево: настоящая трехнефная базилика

Пост для тех, кто соскучился по разрушкам :-)
Село Зарево находится в юго-западном углу Смоленской области, в Хиславичском районе, почти на границе с Белоруссией. Топоним Зарево (ударение на первом слоге) - советский. До революции оно входило в состав соседнего села Печерская Буда (относилось к Могилевской губернии), где были усадьба и винокуренный завод Энгельгардтов. Борис Александрович Энгельгардт построил в 1902-1910 годах рядом с усадьбой Успенскую церковь.




Завод стоит, усадьбы нет, только остатки парка. Церковь заброшена и разрушается. В Интернете представлена довольно слабо и с очень недавних времен, в ЖЖ, кажется, вообще пока не засвечена. Вот как она выглядела еще в 1970-х (фото из тома Свода памятников). В Сети везде перепечатываются слова о том, что церковь разрушена в годы войны и с тех пор вот так и стоит. Ну-ну!..



И план её:


Вообще, в этом худосочном и самом неудачном томе серии ничего не говорится о заказчике. Автор проекта остается неизвестным, хотя очевидно, что вещь незаурядная и заслуживающая повышенного внимания. Хотя бы тем, что настоящих базилик - с повышенным средним нефом, имеющим собственное освещение, в русской архитектуре очень немного. Я уверен, что спроектирован храм кем-то из крупных петербургских архитекторов, есть даже версии, но подтвердить их пока нечем, надо рыться в архивах.

Архитектура иллюстрирует стремление выйти за рамки кондового археологизированного русского стиля конца XIX столетия. Некоторым этот выход виделся в типологически-стилистических гибридах: базилик "наподобие раннехристианских" одевались в декор московско-ярославского узорочья. Подобными экспериментами увлекался, например, Л.Н.Бенуа (Георгиевский собор в Гусь-Хрустальном).





В Успенской церкви интересно то, что "вариант Бенуа" трансформируется в сторону большего гротеска, фактически, в сторону неорусского стиля, но все же до него не доходит из-за жесткой графичной прорисовки всех форм и деталей. Но западный фасад с гладкостенным бруском колокольни и крыльцами на ползучих арках задуман очень талантливо и оригинально. Интересны и боковые звонницы (использовались ли они?). На восточном конце была, видимо, просто главка, а теперь там аисты гнездо свили.















Пространство интерьера оказывается совсем не таким изящным, как ожидаешь. Какая-то торговая или промышленная архитектура: толстые квадратные столбы, приплюснутые арки.




Вот и всё.
Снималось почти в темноте с рук, сделал с картинками что мог.
Tags: av_otus, Смоленская область, архивные фотографии, руины, русский стиль, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments